В биофильтрах сточные воды
пропускаются через слой крупнозернистого
материала, покрытого тонкой бактериальной
пленкой. Благодаря этой пленке
интенсивно протекают процессы
биологического окисления. Именно
она служит действующим началом
в биофильтрах. В биологических
прудах в очистке сточных вод
принимают участие все организмы,
населяющие водоем. Аэротенки
- огромные резервуары из железобетона.
Здесь очищающее начало - активный ил из
бактерий и микроскопических животных.
Инфузории, жгутиковые, амебы, коловратки
и другие мельчайшие животные, пожирая
бактерии (не слипающиеся в хлопья) омолаживают
бактериальную массу ила.
Биологический метод дает большие
результаты при очистке коммунально-бытовых
стоков. Он применяется также и при очистке
отходов предприятий нефтеперерабатывающей,
целлюлозно-бумажной промышленности,
производстве искусственного волокна.[12]
Бессточные производства
Темпы развития индустрии сегодня
настолько высоки, что одноразовое использование
для производственных нужд запасов пресной
воды – недопустимая роскошь.
Поэтому ученые заняты разработкой
новых бессточных технологий, что
практически полностью решит
проблему защиты водоемов от
загрязнения. Однако разработка
и внедрение безотходных технологий
потребует определенного времени,
до реального перехода всех
производственных процессов на
безотходную технологию еще далеко.
Чтобы всемерно ускорить создание
и внедрение в народнохозяйственную
практику принципов и элементов
безотходной технологии будущего,
необходимо решить проблему замкнутого
цикла водоснабжения промышленных
предприятий. На первых этапах
надо внедрить технологию водообеспечения
с минимальным потреблением свежей воды
и сбросом, а также ускоренными темпами
строить очистные сооружения.[11]
При строительстве новых предприятий
на отстойники, аэраторы, фильтры уходит
иногда четверть и более капиталовложений.
Сооружать их, конечно, необходимо, но
радикальный выход в коренном изменении
системы водопользования. Надо перестать
рассматривать реки и водоемы как мусоросборники
и перевести промышленность на замкнутую
технологию.
При замкнутой технологии предприятие
использованную и очищенную затем воду
возвращает в оборот, а из внешних источников
только пополняет потери.
Во многих отраслях промышленности
до недавних пор сточные воды не дифференцировались,
объединялись в общий поток, локальные
сооружения очистки с утилизацией отходов
не строились. В настоящее время в ряде
отраслей промышленности уже разработаны
и частично реализованы замкнутые водооборотные
схемы с локальной очисткой, что значительно
снизит удельные нормы водопотребления.
2.Принятие федеральной программы
«Чистая вода» на 2011-2017гг.
Немаловажную роль в борьбе
с экологическими проблемами играют федеральные
программы и другие указы Правительства
РФ. Так в соответствии с Водной
стратегией Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения
населения качественной питьевой водой
планируется осуществлять в рамках Программы,
к основополагающим принципам которой
необходимо отнести устранение причин
несоответствия качества воды, подаваемой
населению, гигиеническим нормативам,
а также дифференциацию подходов к выбору
технологических схем водоснабжения населения
крупных и средних городов, малых городов
и отдельно сельских поселений. [1]
Целью Программы является обеспечение
населения питьевой водой, соответствующей
требованиям безопасности и безвредности,
установленным в технических регламентах
и санитарно-эпидемиологических правилах.
Для достижения этой цели необходимо решение
следующих основных задач:
- развитие системы государственного
регулирования в секторе водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод,
включая установление современных целевых
показателей качества услуг, эффективности
и надежности деятельности сектора водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод;
- создание условий для привлечения
долгосрочных частных инвестиций в сектор
водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод путем совершенствования
законодательства Российской Федерации
о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального
хозяйства;
- модернизация систем водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод посредством
поддержки региональных программ субъектов
Российской Федерации, направленных на
развитие водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод.
Важно отметить, что расходы федерального
бюджета, возникающие в связи с принятием
Программы, не оказывают существенного
влияния на достижение цели Программы.
Так, выделение ассигнований из федерального
бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно
разовому повышению тарифа на услуги организаций
коммунального комплекса в сфере водоснабжения
и водоотведения на 1 процент.
Задачи Программы будут решаться путем
внесения изменений в законодательство
Российской Федерации и финансирования
мероприятий Программы, предусматривающих
поддержку региональных программ субъектов
Российской Федерации, направленных на
развитие водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод.
3. Федеральная
целевая программа "Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации в 2012 -
2020 годах".
Нарастание масштаба
проблем в водохозяйственном комплексе
Российской Федерации может стать одним
из сдерживающих факторов на пути обеспечения
благоприятных экологических условий
жизни населения, достижения высоких темпов
экономического развития, модернизации
российской экономики и значительного
повышения ее энергоэффективности. Анализ
возможных вариантов решения проблемы
с использованием программно-целевого
метода представлен в Концепции федеральной
целевой программы "Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации в 2012 -
2020 годах", утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
28 июля 2011 г. № 1316-р. [2]
Основными целями Программы на период
до 2020 года являются:
- гарантированное обеспечение водными
ресурсами устойчивого социально-экономического
развития Российской Федерации;
-сохранение и восстановление водных
объектов до состояния, обеспечивающего
экологически благоприятные условия жизни
населения;
- обеспечение защищенности населения
и объектов экономики от наводнений и
иного негативного воздействия вод.
Для достижения гарантированного обеспечения
водными ресурсами устойчивого социально-экономического
развития Российской Федерации планируется
решить следующие задачи:
- ликвидация дефицитов водных ресурсов
в вододефицитных регионах Российской
Федерации;
- повышение рациональности использования
водных ресурсов.
В рамках сохранения и восстановления
водных объектов до состояния, обеспечивающего
экологически благоприятные условия жизни
населения, необходимо решить следующие
задачи:
- значительное сокращение негативного
антропогенного воздействия на водные
объекты;
- восстановление и экологическая реабилитация
водных объектов, утративших способность
к самоочищению.
Улучшение качества воды в водных объектах
является важнейшим условием достижения
высоких стандартов жизни населения, создания
комфортных экологических условий и обеспечения
интересов будущих поколений жителей
Российской Федерации.
Для обеспечения устойчивого развития
водохозяйственного комплекса настоящей
Программой предусмотрено выполнение
следующих мероприятий:
- ликвидация дефицитов и повышение рациональности
использования водных ресурсов;
- защита от негативного воздействия
вод и обеспечение безопасности гидротехнических
сооружений;
- развитие и модернизация государственной
системы мониторинга водных объектов;
- сокращение негативного антропогенного
воздействия и экологическая реабилитация
водных объектов.
Достижение целей и
решение задач Программы осуществляются
путем скоординированного выполнения
взаимосвязанных по срокам, ресурсам и
источникам финансового обеспечения мероприятий
Программы.
4. Мониторинг водных объектов
Немаловажную роль в решении
экологических проблем водных объектов
играет Мониторинг водных объектов.
В 2007 г. Правительством Российской
Федерации было принято новое Положение
об осуществлении государственного мониторинга
водных объектов (от 10.04.2007 г. №219). В соответствии
с Положением организация и осуществление
мониторинга закреплены за Росводресурсами,
Роснедрами, Росгидрометом и Росприроднадзором
с участием уполномоченных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
[6]
Государственный мониторинг
водных объектов в системе Минприроды
России осуществляется в целях:
- своевременного выявления
и прогнозирования развития негативных
процессов, влияющих на качество вод и
состояние водных объектов, разработки
и реализации мер по предотвращению вредных
последствий этих процессов;
- оценки эффективности осуществляемых
водоохранных мероприятий;
- информационного обеспечения
управления и контроля в области использования
и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг
водных объектов включает:
- регулярные наблюдения за состоянием
водных объектов, количественными и качественными
показателями поверхностных и подземных
вод;
- сбор, хранение, пополнение
и обработку данных наблюдений;
- создание и ведение банков
данных;
- оценку и прогнозирование изменений
состояния водных объектов, количественных
и качественных показателей поверхностных
и подземных вод.
Государственный мониторинг
водных объектов состоит из:
- мониторинга поверхностных
водных объектов (ГМПВО);
- мониторинга подземных водных
объектов (МПВО);
Мониторинг поверхностных
водных объектов
Государственная наблюдательная
сеть за загрязнением поверхностных вод
Росгидромета предназначена для решения
следующих задач:
- наблюдения за уровнем загрязнения
вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ
и морей по физическим, химическим и гидробиологическим
показателям с целью изучения распределения
загрязняющих веществ, оценки и прогноза
состояния водных ресурсов, определения
эффективности мероприятий по их защите;
- обеспечения органов государственного
управления, хозяйственных организаций
и населения систематической и экстренной
информацией об изменениях уровней загрязнения
(в том числе и радиоактивного) водных
объектов под влиянием хозяйственной
деятельности и гидрометеорологических
условий;
- обеспечения заинтересованных
организаций материалами для составления
рекомендаций в области охраны и рационального
использования водных ресурсов, составления
планов развития экономики с учетом состояния
водных ресурсов.
В настоящее время с помощью
Государственной сети мониторинга поверхностных
вод, базовую основу которой составляют
наблюдательные органы Росгидромета,
проводятся следующие основные виды наблюдений:
- за состоянием загрязнения
поверхностных вод суши и морей;
- за химическим составом
и кислотностью атмосферных осадков и
снежного покрова;
- за фоновым загрязнением водных
объектов;
- за радиоактивным загрязнением
водных объектов.
Система базируется на сети
пунктов режимных наблюдений, которые
устанавливаются на водоемах и водотоках
как в районах с повышенным антропогенным
воздействием, так и на незагрязненных
участках.
Мониторинг подземных
водных объектов
Мониторинг подземных вод (МПВ)
является одной из основных и наиболее
разработанных подсистем государственного
мониторинга состояния недр (ГМСН).
Организация и осуществление
ГМСН обеспечивается Федеральным агентством
по недропользованию (Роснедра).
Основными целями МПВ являются
анализ и оценка изменения подземных вод
по количественным и качественным показателям
и прогноз изменения этого состояния под
воздействием природных и техногенных
факторов, как информационной основы управления
ресурсной базой подземных вод и их охраны
от истощения и загрязнения путем проведения
регулярных наблюдений сбора, накопления,
обработки и обобщения полученной информации.
Для этого в составе МПВ решаются следующие
задачи:
- оценка состояния (режима) подземных
вод основных водоносных горизонтов (в
т.ч. грунтового) по количественным и качественным
показателям и краткосрочное, среднесрочное
и долгосрочное прогнозирование этих
изменений, под влиянием природных и техногенных
факторов;
- обеспечение информацией постоянно
действующих моделей отдельных гидрогеологических
структур для управления режимом эксплуатации
подземных вод;
- обобщение данных наблюдений
и других источников информации путем
ведения фактографических и картографических
баз данных, формирования и периодического
представления табличных и графических
материалов, характеризующих пространственно-временные
изменения состояния подземных вод;
- составление ежегодных дежурных
карт состояния подземных вод;
- оценка изменения состояния
трансграничных подземных водных объектов;
- ведение государственного
учета подземных вод с целью оценки обеспеченности
населения и объектов экономики ресурсами
и запасами различных типов подземных
вод;