Экологические проблемы водных объектов на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Человек все больше вмешивается в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию и от этого страдает вся экологическая ситуация на планете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ ИСХОДНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ……………………………….5
1.1 Характеристика исходной экологической ситуации в России…………….5
1.2 Реализация программ по улучшению экологической обстановки
России……………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ………………………………………………………..15
2.1 Общая характеристика экологических проблем водных ресурсов............15
2.2 Меры по борьбе с загрязнением водных ресурсов………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

            В биофильтрах сточные воды  пропускаются через слой крупнозернистого  материала, покрытого тонкой бактериальной  пленкой. Благодаря этой пленке  интенсивно протекают процессы  биологического окисления. Именно  она служит действующим началом  в биофильтрах. В биологических  прудах в очистке сточных вод  принимают участие все организмы, населяющие водоем. Аэротенки - огромные резервуары из железобетона. Здесь очищающее начало - активный ил из бактерий и микроскопических животных. Инфузории, жгутиковые, амебы, коловратки и другие мельчайшие животные, пожирая бактерии (не слипающиеся в хлопья) омолаживают бактериальную массу ила.

Биологический метод дает большие результаты при очистке коммунально-бытовых стоков. Он применяется также и при очистке отходов предприятий нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве искусственного волокна.[12]

 

Бессточные производства

Темпы развития индустрии сегодня настолько высоки, что одноразовое использование для производственных нужд запасов пресной воды – недопустимая роскошь.

            Поэтому ученые заняты разработкой  новых бессточных технологий, что  практически полностью решит  проблему защиты водоемов от  загрязнения. Однако разработка  и внедрение безотходных технологий  потребует определенного времени, до реального перехода всех  производственных процессов на  безотходную технологию еще далеко. Чтобы всемерно ускорить создание  и внедрение в народнохозяйственную  практику принципов и элементов  безотходной технологии будущего, необходимо решить проблему замкнутого  цикла водоснабжения промышленных  предприятий. На первых этапах  надо внедрить технологию водообеспечения с минимальным потреблением свежей воды и сбросом, а также ускоренными темпами строить очистные сооружения.[11]

При строительстве новых предприятий на отстойники, аэраторы, фильтры уходит иногда четверть и более капиталовложений. Сооружать их, конечно, необходимо, но радикальный выход в коренном изменении системы водопользования. Надо перестать рассматривать реки и водоемы как мусоросборники и перевести промышленность на замкнутую технологию.

При замкнутой технологии предприятие использованную и очищенную затем воду возвращает в оборот, а из внешних источников только пополняет потери.

Во многих отраслях промышленности до недавних пор сточные воды не дифференцировались, объединялись в общий поток, локальные сооружения очистки с утилизацией отходов не строились. В настоящее время в ряде отраслей промышленности уже разработаны и частично реализованы замкнутые водооборотные схемы с локальной очисткой, что значительно снизит удельные нормы водопотребления.

 

2.Принятие федеральной программы «Чистая вода» на 2011-2017гг.

Немаловажную роль в борьбе с экологическими проблемами играют федеральные программы  и другие указы Правительства РФ. Так в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируется осуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и отдельно сельских поселений. [1]

Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

- развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

-   создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-  модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Важно отметить, что расходы федерального бюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенного влияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований из федерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1 процент.

Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих поддержку региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

 

3. Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".

Нарастание масштаба проблем в водохозяйственном комплексе Российской Федерации может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации российской экономики и значительного повышения ее энергоэффективности. Анализ возможных вариантов решения проблемы с использованием программно-целевого метода представлен в Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 1316-р. [2]

Основными целями Программы на период до 2020 года являются:

- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

-сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется решить следующие задачи:

- ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

- повышение рациональности использования водных ресурсов.

В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи:

- значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.

Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Российской Федерации.

Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса настоящей Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

- ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;

- защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

-  развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;

- сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов.

Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

 

4. Мониторинг водных объектов

Немаловажную роль в решении экологических проблем водных объектов играет Мониторинг водных объектов.

В 2007 г. Правительством Российской Федерации было принято новое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (от 10.04.2007 г. №219). В соответствии с Положением организация и осуществление мониторинга закреплены за Росводресурсами, Роснедрами, Росгидрометом и Росприроднадзором с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [6]

Государственный мониторинг водных объектов в системе Минприроды России осуществляется в целях:

-    своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

-    оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;

-    информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает:

-    регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;

-   сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

-   создание и ведение банков данных;

-   оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

-        мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО);

-        мониторинга подземных водных объектов (МПВО);

 

Мониторинг поверхностных водных объектов

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением поверхностных вод Росгидромета предназначена для решения следующих задач:

-     наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;

-    обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий;

-    обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов.

В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга поверхностных вод, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

-        за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

-     за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

-        за фоновым загрязнением водных объектов;

-        за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

 

Мониторинг подземных водных объектов

Мониторинг подземных вод (МПВ) является одной из основных и наиболее разработанных подсистем государственного мониторинга состояния недр (ГМСН).

Организация и осуществление ГМСН обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра).

Основными целями МПВ являются анализ и оценка изменения подземных вод по количественным и качественным показателям и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и техногенных факторов, как информационной основы управления ресурсной базой подземных вод и их охраны от истощения и загрязнения путем проведения регулярных наблюдений сбора, накопления, обработки и обобщения полученной информации. Для этого в составе МПВ решаются следующие задачи:

-  оценка состояния (режима) подземных вод основных водоносных горизонтов (в т.ч. грунтового) по количественным и качественным показателям  и краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование этих изменений, под влиянием природных и техногенных факторов;

-  обеспечение информацией постоянно действующих моделей отдельных гидрогеологических структур для управления режимом эксплуатации подземных вод;

-  обобщение данных наблюдений и других источников информации путем ведения фактографических и картографических баз данных, формирования и периодического представления табличных и графических материалов, характеризующих пространственно-временные изменения состояния подземных вод;

-  составление ежегодных дежурных карт состояния подземных вод;

-  оценка изменения состояния трансграничных подземных водных объектов;

-  ведение государственного учета подземных вод с целью оценки обеспеченности населения и объектов экономики ресурсами и запасами различных типов подземных вод;

Информация о работе Экологические проблемы водных объектов на территории России