Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:39, курсовая работа
Предметом научной работы является изучение экологической проблемы на территории России.
Объектом является изучение проблем безопасности в области экологии.
Целью работы является рассмотрение экологической проблемы на региональном уровне.
Введение С.3
Глава I. Проблемы экологической безопасности РФ С.5
1.Зоны экологической дестабилизации окружающей среды в РФ С.5
2.Нормативная база обеспечения экологической безопасности в РФ С.14
Глава II. Россия в системе международной экологической интеграции С.18
1.Международные соглашения с участием России С.18
2. Экологические проекты с участием России С.24
Заключение С.30
Приложение С.31
Список используемых источников и литературы С.34
Данные
кризисы можно предсказать с
той или иной долей вероятности.
Но, как правило, точное время их возникновения
неизвестно. Во вторую группу входят «ползучие»,
медленные по характеру течения кризисы.
Такого рода экологические кризисы могут
протекать в течение десятилетий, прежде
чем количественные изменения перейдут
в качественные. Характерными примерами
таких кризисов являются аграрные экологические
кризисы. Здесь и Аральский кризис, и колоссальная
экологическая катастрофа в США в 30-е гг.
В США неправильная технология обработки
почвы привела к огромному по масштабам
развитию эрозионных процессов. В результате
в течение 2-3 лет пыльные бури уничтожили
плодородный слой на десятках миллионов
гектаров сельскохозяйственных угодий.
В настоящее время яркими примерами ползучего
экологического кризиса являются аридизация,
опустынивание огромных территорий и
обезлесение. Нерациональное ведение
сельского хозяйства, вырубка лесов ведут
к экологической деградации огромных
территорий.
Экологические
кризисы порождают целый
Аральский кризис
обладает многими типичными чертами экологического
кризиса. Механизм его возникновения и
возможные пути выхода из него также довольно
типичны, что позволяет использовать многие
подходы из Аральского инструментария
для исследования других экологических
кризисов, особенно «ползучего» типа.
Особое внимание будет обращено на макроэкономический
уровень, альтернативные методы решения
экологических проблем. Если в случае
аварии на Чернобыльской АЭС имела место,
вместе с технологической несовершенностью
атомного реактора, и роковая случайность,
ошибки обслуживающего персонала, то случай
Аральской катастрофы является в этом
отношении абсолютно «чистым». Аральский
кризис можно назвать планомерной катастрофой,
вызванной некомпетентным и природоразрушающим
планированием развития экономики Аральского
региона, ярким проявлением которого явилась
«хлопковая монополия», недоучет и игнорирование
долгосрочных негативных экологических
последствий.
Ареал экологического кризиса, связанного с гибелью рала, чрезвычайно обширен. В Аральский регион входят четыре республикиСредней Азии и юг Казахстана. С каждым годом общая ситуация в Аральском регионе продолжает ухудшаться. Если не принять радикальных мер, то восстановить Арал как единое целое уже не удастся.
Ухудшение экологической ситуации сопровождается тяжелыми социальными последствиями. Прежде всего, это касается глобального ухудшения здоровья населения. К этому приводит и загрязненная химией и солью питьевая вода, и высокое содержание вредных веществ в продуктах питания, производимых в регионе, и загрязнение воздуха во время химических обработок полей, которые обычно проводятся с самолетов с низкой точностью. Все это приводит к постоянному снижению средней продолжительности жизни в регионе. Не случайно, для характеристики экологической и социальной ситуации в Аральском регионе часто употребляется слово экоцид – геноцид природы и человека.
Экологический кризис
региона, уничтожил многие традиционные
виды деятельности. Эколого-
экономический кризис Приаралья породил
и такое негативное социальное
явление как массовая безработица. Наряду
с прямым экономическим ущербом, деградация
моря наносит и огромный косвенный экономический
ущерб. Среди других негативных последствий
экологических кризисов следует отметить
и политический. Для Аральского региона
они стоят довольно остро.
Выход из экологических кризисов на основе альтернативных вариантов, структурной перестройки экономики имеет свои особенности. Можно выделить, по крайней мере, три такие особенности: возможное региональное несовпадение территорий проведения альтернативных мероприятий и территорий собственно экологического кризиса; отраслевое или продуктовое несовпадение результатов альтернативных мероприятий; комплексный характер инвестиционной политики при преодолении экологических кризисов. Достаточно наглядно эти особенности можно проиллюстрировать на примере Аральского кризиса. В качестве примера альтернативного варианта возьмем развитие промышленности химических волокон.
Итак, во-первых, решение существенной
части Аральской проблемы может быть осуществлено
за тысячи километров от Средней Азии.
Строительство предприятий химических
волокон, например, на Дальнем Востоке
или в Сибири, где высока водообеспеченность,
позволит заменить хлопковое волокно
и сберечь до двух десятков кубокилометров
воды уже собственно в Аральском регионе.
Это достаточно принципиальный
момент, так как сейчас практически все
предлагаемые мероприятия замыкаются
на Среднюю Азию и Казахстан (включая переброску
воды из других мест, но в этот же регион).
12
Альтернативные
варианты могут осуществляться без
какой- либо пространственной связи
с зоной экологического кризиса.
Во-вторых, возможно отраслевое (продуктовое)
несовпадение результатов
альтернативных мероприятий и отраслей
(продуктов), где проявляется эффект от
их проведения. В данном случае развитие
химической промышленности (химический
комплекс) дает возможность получить огромный
экологоэкономический эффект за счет
экономии ресурсов в сельском хозяйстве
(агропромышленный комплекс). А химическое
волокно, как промышленный продукт, позволяет
заменить хлопок – сельскохозяйственный
продукт. И, в-третьих, как следует из перечисленных
особенностей, структурная перестройка
в целях спасения Арала может затрагивать
экономику не только Аральского региона,
но и других государств СНГ. А это требует
принципиально иной инвестиционной политики,
комплексного подхода к разработке программы
спасения Арала с учетом развития государств
Средней Азии, Казахстана, России и весьма
вероятно других территорий СНГ или стран.
В этих условиях
представляются малоэффективными попытки
создания программ по выходу из экологических
кризисов для отдельных территорий, распыление
финансовых и материальных ресурсов.
Преодоление экологического
глобального как Аральский, требует усилий
многих государств и согласованной эколого-экономической
программы по структурной перестройке
экономик этих государств, ориентированную
на экологическую стабилизацию и устойчивое
развитие.
1.2.Нормативная
база обеспечения экологической безопасности
в РФ.
Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое воздействие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер.
На территории РФ расположено более 24 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоёмы. Эти вещества не улавливаются и не обезвреживаются в технологических процессах. Около 33% выбросов дают предприятия металлургической, 29%- энергетической, 7 % - химической и 8%- угольной промышленности. Более половины всех выбросов в атмосферу осуществляется транспортом. Особенно тяжёлая обстановка складывается в городах с высокой концентрацией населения. В России выделено 55 городов, где загрязнение окружающей среды достигает очень высокого уровня.13
Расцвет российских природоохранных инициатив пришелся на 1991-1996 гг., когда Министерство по охране окружающей среды имело значительные функции и влияние, существенно ограниченные при образовании в 1996 году Комитета по охране окружающей среды, и практически аннулированные в 2000 году, когда Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства России были упразднены Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 “О структуре федеральных органов власти”14. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов РФ, главной функцией которого является эксплуатация природы. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор был превращен в один из департаментов Министерства здравоохранения; ограничены функции Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности. В результате государственный экологический и санитарно-эпидемиологический контроль были существенно ослаблены. Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются «регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей».
В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресованы предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.
«В соответствии с законодательством РФ международные договоры имеют преимущественную силу по сравнению с внутренними государственными законами. Однако чтобы международный договор имел юридическую силу в России, он не только должен быть подписан уполномоченными лицами, но и ратифицирован Федеральным Собранием РФ.»
В России проблемы охраны окружающей среды отражены в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р. 15Сохранение и восстановление природных систем определяется Доктриной как одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право россиян на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Экологические права также отражены в федеральных законах “Об охране окружающей среды”16, “О санитарно-эпидемологическом благополучии населения”17, “Об экологической экспертизе”18, “Об информации, информатизации и защите информации”19, “ О радиационной безопасности населения”20, “Об использовании атомной энергии”21, “Об уничтожении химического оружия”22, законах РФ “О недрах”, “О государственной тайне”, “О защите прав потребителей” в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах РФ, а также права и интересы граждан в экологической сфере закреплены отдельными положениями в других нормативных правовых актах РФ и её субъектов. В главе 8 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено усиление ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Основополагающие права, обеспечивающие благополучие и жизнедеятельность человека, тесно связаны с экологическими правами. Прежде всего, речь идет о праве на жизнь и охрану здоровья. Центральное место в системе экологических прав занимает конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее основы жизнедеятельности человека. Данное право означает, что качество среды способствует нормальному развитию человека, общества, нации, государства. В современной России это самое масштабно нарушаемое право. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 года №7 – ФЗ закрепляет права граждан России в сфере экологии и является основным экологическим законом, утверждающим право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, катастрофами и стихийными бедствиями.
В
современной России наблюдается
тенденция увеличения масштабов
нарушения прав граждан на благоприятную
окружающую среду. Не реализуются права:
на компенсацию ущерба, нанесенного
экологическими правонарушениями, на
полную объективную, достоверную и своевременную
экологическую информацию; на непосредственное
участие населения в принятии решений
по вопросам, затрагивающим их экологические
интересы; на судебную защиту общественных
интересов и прав граждан в сфере экологии.
К основным нарушителям экологического
законодательства относятся хозяйствующие
субъекты, а также природоохранные органы
и органы санитарно-эпидемологического
контроля.
Глава II. Россия в системе международной экологической интеграции
2.1.Международные соглашения с участием России
Составляющей
экологической политики России является
проведение конструктивной политики в
области международных
Подписание Россией Киотского протокола23 в 1997 году имеет большое значение для уменьшения эмиссии парниковых газов. Общая антропогенная эмиссия парниковых газов для России не должна превысить уровень 1990 года, в отношении других стран речь идет о более жестких обязательствах – 6-8%. Протокол определяет обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по снижению выбросов парниковых газов на первый бюджетный период 2008 – 2012 гг. по отношению к базовому 1990 году, и вступит в действие через 8 лет. С экономической точки зрения он сложен для развитых стран, исчерпавших за годы (70-е гг. ХХ века) политики энергосбережения “дешевые” способы сокращения выбросов парниковых газов. После принятия в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК)24, Киотский протокол – безусловная веха в создании основ глобальной экологической практики, поскольку обозначает механизмы сокращения издержек на выбросы парниковых газов, важнейший из которых – механизм торговли правами на их выбросы. Для России перспективны и актуальны следующие формы предложенной торговли: – участие в международных проектах, в ходе которых развитые страны инвестируют страны, где сокращение выбросов парниковых газов более дешевое, позволяющее достигнутое сокращение учесть в счет своих обязательств; – торговля неиспользованными квотами на выброс; – торговля произведенными сокращениями выбросов парниковых газов, достигнутыми внутри самой страны. Рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов, формирующейся при активном участии ассоциаций частного бизнеса и международных организаций, новый глобальный рынок.