Экологическое образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:16, реферат

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое образование надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое образование младших дошкольников.rtf

— 425.86 Кб (Скачать файл)

Учитель начальных классов Сладкова Т.А. решение своих задач осуществляет через экологизацию всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учетом принципа межпредметности и интеграции. Программы по разным учебным предметам учитель дорабатывает с учетом местных экологических и краеведческих условий. Через экологизацию всех учебных предметов Татьяна Анатольевна передает детям знания об окружающем мире, прививает им умения и навыки самостоятельного общения с природой, учит вдумчиво и внимательно читать книгу природы, воспитывает чувства ответственного, бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле. Уроки автора отвечают требованиям научности, достоверности, правильности фактов, построены с учетом яркой образности и занимательности.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Дидактически игры, по своей, сущности служат разивающей цели любого образования.

«Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно дидактическая игра.» - так считает педагог Л.Павлова. В своей работе «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» она предлагает особенно «не загружать» младших школьников ввиду того, что в их возрасте им более итересны будут знания, усвоенные в играх.

Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.[44,49]

 

2.3 Экспериментальная работа

 

Во время прохождения педагогической практики в СШ №66, в начальных классах я присутствовала как на уроках природоведения, так и на всех остальных дисциплинах начального образования.

Анализируя существующие программы нами были сделаны выводы:

  1. для полноценного осознания смысла экологии и охраны природы ребятам не хватает знаний.
  2. Дети не заинтересованы на уроках по природоведению.
  3. Практически не используются творческие потенциалы детей.

Следовательно, необходимо провести серьезную работу по исследованию существующих знаний учеников и сделать выводы о том, какие же темы по экологии были бы ребятам интересны и какими методами лучше всего воспользоваться на уроках.

Подготовительный этап

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано следующее:

  • Проанализированы учебные программы и программы занятий детей по курсу: «Природоведение», который ведется в данной школе.
  • Проанализированы планы работы учителя и преподавателя этой дисциплины, которые были выявлены в ходе беседы.
  • Проведено наблюдение за детьми в естественных условиях.
  • Подобран наглядный материал и разработаны конспекты уроков.
  • Решено провести несколько уроков экологии, интегрируя их с другими предметами: Чтением, Математикой.

Констатирующий эксперимент

После проведения подготовительной работы началась экспериментальная часть работы. Задачи констатирующего этапа уроков были следующие: показать ученикам красоту родной природы, научить ее беречь.

Использовались такие методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся, как рассказ, эксперимент, рисование и другое.

Кратко опишу проделанную работу:

  1. Небольшой опыт «Влияние окружающей среды на живой организм».
  2. Чтение экологической сказки, стихов на экологические темы на уроках чтения.
  3. Экологические загадки на внеклассных занятиях.
  4. Экологическая математика.
  5. Урок работы с экологической азбукой (Природоведение)

Следующий этап - анализ полученных экспериментальных данных.

На этом этапе сравнивались результаты анкетирования детей перед проведением интегрированных уроков и после проведения.

При подведении итогов проведенных уроков по экологическому образованию необходимо было быть особенно внимательным и объективным. При оценке учеников использовалась пятибалльная система. Для эксперимента был выбран 3 «б» класс (28). Было выявлено состояние экологической воспитанности учащихся до проведения интегрированных уроков и после.

Анализируя результаты двух анкетирований, хочется сказать, что если до проведения уроков с применениями метода интеграции дети были недостаточно экологически грамотны, то на конечном этапе результаты были намного лучше.

 

Вопрос

Ответы детей

До проведения интегрированного урока

Ответы детей после интегрированного урока

1. Нравится ли тебе бывать в природе

Нравится 23 человек

Нравится 27 человек

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

  1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять (8 человек)
  2. Играть в подвижные игры (6 человек)
  3. Собирать ягоды, грибы (4 человека)
  4. Рвать цветы (10 человек)
  1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять (10 человек)
  2. Играть в подвижные игры (4 человек)
  3. Собирать ягоды, грибы (4 человека)

4. Рвать цветы (4 человека)

3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

  1. Нет, не приходилось (11 человек)
  2. Приходилось (17 человек)
  1. Нет, не приходилось (5 человек)
  2. Приходилось (23 человека)

Принимал ли ты участие в мероприятиях по охране природы?

  1. Не принимал участия (8 человек)
  2. Принимал участие дома с родными (3 человека)
  3. В школе (17)

1.Не принимал участия (5 человек)

2.Принимал участие дома с родными (5)

3.В школе (18)


 

 

Выводы

 

Теоретическая основа экологического образования основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания и образования, учитель может сформировать экологически образованную и воспитанную личность.

Как известно, обучение тесно связано с воспитанием, поэтому образование, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Так как проблема экологического образования стоит перед педагогами уже очень продолжительное время, создано великое множество различных программ проведения уроков. Каждый заинтересованный педагог может найти наиболее приемлемую для своих детей программу.

Во время прохождения практики я провела несколько уроков в начальных классах с помощью опыта экологизации учебных предметов и внеклассных мероприятий с учетом принципа межпредметности и интеграции.

Результатом осталась довольна и я, и мои дети. Советую этот метод принять на вооружение всем учителям начальных классов.

 

 

 

Библиография

 

  1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. //Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.
  2. Биологический энциклопедический словарь. /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1980.
  4. Бойко Н.Я., Гагина Т.Н., Тивяков С.Д. Природоохранительное просвещение в школе. Охрана природы Кузбасса.- Новосибирск, 1989.
  5. Букин А.П. Какими вы станете? //Народное образование.- 1989, N11, С. 122-133.
  6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
  7. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.
  8. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С. 28-34.
  9. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.
  10. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. //Начальная школа.-1989, N10-11, С. 78-81.
  11. Залыгин С. Экология и культура. //Новый мир.-1992, N9, С. 3.
  12. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание, 1986.
  13. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.- М.: Просвещение, 1984.
  14. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
  15. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. М., Педагогика, 1983.
  16. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание. //Воспитание школьников.-1985, N6, С. 30-35.
  17. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.- 1989, N5, С. 25-27.
  18. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов.- М.: Просвещение, 1987.
  19. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
  20. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.
  21. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1990.
  22. Кэрнкросс Франсес. По зеленому счету. //Новое время. 1992, N1, С. 38.
  23. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. //Начальная школа.-1988, N1, C. 25-27.
  24. Мамедов Н.М. Проблемы экологии. М.: Знание, 1989.
  25. Методические указания по экологии. Фурсов В.И., д.б.н., Алматы, 1986г.
  26. Миронов А.В. Усиление экологической и профессиональной направленности вузовских природоведческих дисциплин в подготовке учителя начальных классов. //Начальная школа - 1990, N6, C. 77-81.
  27. Мудрый И.Н. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию природоведения. //Начальная школа.-1986, N9, C. 62-65.
  28. Папорков М.А. Школьные походы в природу. М.: Просвещение, 1986.
  29. Петрицкий В.А. Экологизация морали и этика. //Философские науки.-1990, N5, C. 103-106.
  30. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. //Начальная школа.-1989, N5, C. 71-73.
  31. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
  32. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа.-1991, N5, С. 2-8.
  33. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4, C. 24-27.
  34. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования. //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.
  35. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика.- 1990, N12, C. 47-51.
  36. Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
  37. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. //Начальная школа.-1986, N8, C. 63-64.
  38. Уразбекова А.К. «Экологическое образование в Казахстане», Алматы - 1993г.
  39. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //Филосовские науки.-1991, N5, C. 3-10.
  40. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. //Филосовские науки.-1991, N11, C. 183-190.
  41. Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1988, Т.11.
  42. Федотова В.Б. Неделя природоведения. //Начальная школа.-1990, N3, C. 46-47.
  43. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.-1989, N3, C. 33-34.
  44. Л.Павлова «Игры как средство эколого-эстетического воспитания.»// Дошкольное воспитание, 10, 2002г., с40-49

 

 

 

Приложение

 

Опыт «Влияние окружающей среды на живой организм».

Оборудование: четыре листка герани, четыре стакана с водой, уксус, масло, мусор(мясо, овощи, газеты), цветной маркер, картинки по изображением листьев (по количеству учеников, карандаши).

Ход работы:

Экологическая сказка

“Вода и воздух”

Жил-был океан, у него было очень много воды и атмосфера - это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения - водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану - воздух. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей.

Стихи на уроках

Тема: «Цветы - Земли украшение»

Цель: Показать детям многообразие растительного мира, учить школьников уважительному отношению к живым организмам.

На земле исчезают цветы

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше и радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их,

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало бездумное “стой”,

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не ведали, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Я нашёл в лесу фиалку

Я нашёл в лесу фиалку,

А срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу -

Лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела,

Пожалела ландыш белый,

Пусть останется в лесу -

Одуванчик принесу.

Девочка гадает у тихой реки

Девочка гадает у тихой реки -

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки, летят лепестки:

Любит - не любит - любит.

Он долго рос

Он долго рос,

Он ждал весны,

И, наконец, расцвел!…

Тебе другие снились сны -

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица Земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко, смести.

А под сосной, где ты украл

Природную красу

Информация о работе Экологическое образование младших школьников