Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Содержание

Введение ……………………………………………..………………………...86

Правовой режим лесного фонда …………………….....................................87

Понятие и состав лесного фонда ……………………………………………...87

Управление лесным фондом ………………………………………………….90

Организация лесного хозяйства ………………………………………………92

Право землепользования на землях лесного фонда …………………………97

Заключение ……………………………………………………………………..99

Список использованной литературы ………………......................................100

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение  ……………………………………………..………………………...86

 

Правовой режим лесного  фонда  …………………….....................................87

 

Понятие и состав лесного  фонда ……………………………………………...87

 

Управление лесным фондом ………………………………………………….90

 

Организация лесного хозяйства  ………………………………………………92

 

Право землепользования на землях лесного фонда …………………………97

 

Заключение ……………………………………………………………………..99

 

Список использованной литературы ………………......................................100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Леса России – уникальная экологическая система, важнейший  экономический, экологический и  глобальный политический ресурс. Леса являются не только источником получения  древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим  каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании  глобальных процессов окружающей природной  среды, сохранения климата, водных ресурсов  и  биологического разнообразия  планеты. В ближайшие десятилетия  значение российских лесов как возобновляемого  ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно  возрастать.

Исчезновение лесов нередко  приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали  причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда  от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных  почв. В результате сведения лесов  многие земли были нарушены эрозией  и превратились в овраги, практически  непригодные для использования  в сельском хозяйстве. К началу 90-х  гг. в южных регионах европейской  части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой  режим лесного фонда 

 

Лесной фонд составляет более  одной трети территории России. В  его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для  лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного  фонда (кустарники, болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .

 Центральное место  в составе элементов лесного  фонда занимают леса. Основы лесного  законодательства РФ определяют  леса как совокупность земли,  древесной, кустарниковой и травянистой  растительности, животных, микроорганизмов  и других компонентов окружаю  щей природной среды, биологически  взаимосвязанных и влияющих друг  на друга в своем развитии.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной  Думой 22 января 1997 года,  как и  во всех законодательных документах в Лесном кодексе были в разные года дополнения и поправки. 05 декабря 2006 года Президент подписал Лесной кодекс РФ и закон «О введении в  действие Лесного кодекса РФ»,   последние дополнения  были приняты  3 июля 2006 года - Проект № 136515-4 во втором чтении. Этот проект  содержит  78 статей с многочисленными пунктами и подпунктами основных принципов  лесного законодательства и  направлен  на устранение указанных выше противоречий и пробелов действующего законодательства. Принятие данного законопроекта  позволит осуществлять соответствующим  органам государственной власти предоставление в пользование участков нелесных земель лесного фонда для  проведения указанных выше работ  на основании договоров аренды и, соответственно открывает возможность  для регистрации в установленном  порядке вышеназванных объектов.

 

Понятие и состав лесного фонда

 

В понятие "лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы  животного мира, сенокосные угодья и т.п.

 Относительно леса  и его ресурсов законодательство  употребляет четыре основных  понятия: рациональное использование,  воспроизводство, охрана и защита.

 Рациональное использование  леса (как трактует это комментирующая  литература) есть получение максимального  количества лесной продукции  с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать  об экологи ческой стороне:  при условии соблюдения правил  охраны окружающей при родной  среды. 

 Воспроизводство лесных  ресурсов меры по повышению  продуктивности лесов, улучшению  их качества и породного состава 

 Охрана лесов меры  по ограждению лесов от пожаров,  незаконных порубок, нарушений  установленного порядка лесопользования  и других противоправных действий, причиняющих вред лесу. Защита  леса система биологических мер,  направленных на борьбу с болезнями  и вредителями леса.

На начало 2005 г.в России под 100 заповедниками и 35 национальными  парками - важнейшими особо охраняемыми  природными территориями федерального уровня - находилось около 1,98% территории страны (33,8 млн. га), а с учетом акватории  морских заповедников - 40,2 млн. га, 66 заказников федерального уровня занимали 12,4 млн.га (0,73%). Шесть российских территорий включены в Список Всемирного культурно  природного наследия ЮНЕСКО: "Алтай - Золотые горы", "Озеро Байкал", "Вулканы Камчатки", "Куршская коса", "Девственные леса Коми", "Западный Кавказ "(общая площадь - 11,7 млн.га).

 По данным Всемирного  фонда дикой природы (Анализ…, 2000) на конец 1999 г. в России  категориям охраняемых природных  территорий Международного союза  охраны природы (МСОП) I - IV (помимо  заповедников и национальных  парков) соответствовало 20 природных  парков,около 4 тыс.заказников и  7500 памятников природы,а также  около 4 тыс. иных особо охраняемых  территорий (ООПТ). Общая площадь  таких территорий составляла 52,9 млн. га, или 3,16% территории страны.

Рисунок 1.2. Соотношение площадей разных категорий земель и земель с разными ограничениями хозяйственной  деятельности.

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Распределение  российских лесов по группам пород (в % площади):

 

 

Правовое регулирование  использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких  негативных явлений, вызванных хозяйственным  развитием, как истощение и загрязнения  лесов.

Истощением лесов следует  считать не только физическое уничтожение  лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения  лесных массивов являются нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка  лесов без научно обоснованной системы  воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса внесение в окружающую лесную среду веществ  и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим  в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при  роды и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного  фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная  часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного  фонда. Отсюда следует и двойная  правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового  регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать  Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения  и прекращения права пользования  землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части  лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию  использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование  лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими  лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда  устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными  деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам  лесопользования, имеющим право  на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение  земель и лесов в рамках лесного  фонда решается органами лесного  хозяйства. Из взаимосвязи земель и  древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности  на леса в РФ. Согласно Конституции  РФ, леса могут быть в собственности  государственной, муниципальной и  частной.

Основная часть лесного  фонда находится в государственной  собственности. К муниципальной  собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие  потребности городов и районов. В частной собственности закон  допускает нахождение небольших  лесных участков лесфонда.

Государственная собственность  на леса в данный период развития российского  общества является доминирующей среди  других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного  фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов  Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически  связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как  и земля) животный мир лесов имеет  самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования  специальным законодательством.

 

Управление  лесным фондом

 

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного  хозяйства либо сама деятельность государственных  и муниципальных органов, наделение  их соответствующими полномочиями и  отграничение их компетенции.

 Согласно Конституции  РФ владение, пользование, распоряжение  лесным фондом отнесено к совместным  полномочиям Федерации и субъектов  Федерации. 

 С 9 по 14 октября 2006 года  в Санкт-Петербурге прошел  6   Всероссийский съезд лесоводов,  с прошлого –  пятого съезда  лесоводов прошло три с половиной  года.  Его решения были направлены  на реализацию одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития лесного хозяйства на 2003–2010 годы и в целом выполнены. 

Осуществлялась реформа  лесоуправления, разработаны пилотные модели разделения хозяйственных и  управленческих функций в лесхозах. Это  создало правовую и практическую основу для коренной реформы управления в лесном хозяйстве с переносом  основных прав, полномочий и ответственности  в сфере управления лесным фондом и лесопользованием на региональный уровень.

Сложилась устойчивая тенденция  роста покрытых лесами земель, устойчивости и продуктивности лесных насаждений. Впервые за последний период достигнуто превышение объемов лесовосстановления над площадью выбытия лесов от рубок главного пользования. За прошедший  период вдвое увеличена доля долгосрочной аренды в общем объеме переданных в пользование лесов. Обеспечен  рост предложения лесных ресурсов. Активизировалась практика использования  участков лесного фонда для таких  современных форм лесопользования  как рекреационные цели, нужды  охотничьего хозяйства. Возросли объемы использования земель лесного фонда  в целях  недропользования и строительства  объектов инфраструктуры, что позволило  обеспечить развитие важнейших приоритетных проектов промышленности, транспорта и энергетики.

В результате совершенствования  стратегии и практики ведения  лесохозяйственных мероприятий  обеспечено устойчивое сокращение ущерба от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, удвоение  доходов лесного  хозяйства. Современными методами дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием охвачено около четверти территории с интенсивным освоением лесных ресурсов.

Информация о работе Экологическое право