Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:25, контрольная работа
Антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по охране генофонда живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий. Они выполняют следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и др.
1. Правовой режим национальных и природных парков
Антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по охране генофонда живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий. Они выполняют следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и др.
Согласно Преамбуле
к Федеральному закону «Об особо
охраняемых природных территориях»
под особо охраняемыми природными
территориями понимаются участки земли,
водной поверхности
и воздушного пространства над ними, где
располагаются природные комплексы и
объекты, имеющие особое природоохранное,
научное, культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, которые изъяты
решениями органов государственной власти
полностью или частично из хозяйственного
оборота и для которых установлен режим
особой охраны.
Статьей 2 названного закона
устанавливаются категории
• государственные природные заповедники;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебнооздоровительные местности и курорты.
Помимо названных
категорий решениями
• территории, на которых находятся зеленые зоны;
• городские леса;
• городские парки;
• памятники садовопаркового искусства;
• охраняемые береговые линии;
• охраняемые речные системы;
• охраняемые природные ландшафты;
• биологические станции;
• микрозаповедники и другие.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории могут быть федерального, регионального или местного значения, причем государственные заповедники и национальные парки находятся исключительно в ведении Российской Федерации.
1.1 Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться более 30 лет назад, первые национальные парки «Сочинский» и «Лосиный остров» образованы в 1983 г.
Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Задачами национальных парков являются:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для
регулируемого туризма и
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных
природных и историко-
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности.
На территориях национальных
парков устанавливается дифференцирова
а) заповедная, в пределах
которой запрещены любая
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма,
предназначенная для
г) рекреационная, предназначенная для отдыха;
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;
б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Национальные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
1.2 Природные парки
Природные парки находятся в ведении субъектов Российской Федерации, являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
С природными парками
согласовываются вопросы
Управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Национальные природные
парки возглавляются
Директор национального природного парка руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
На территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
– зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;
– зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование;
– зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка;
– зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
– зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
– территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;
– зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;
– зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
Лимиты посещения гражданами национальных природных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки.
Соблюдение режима национального природного парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
– директор национального природного парка и его заместители;