Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:48, реферат
Краткое описание
В современном обществе всё больше и больше развивается эта тема, появляются всё новые источники загрязнения, а так же способы сохранения (защиты) окружающей среды. В своём реферате я рассмотрю историю развития экологии как науки, источники загрязнения окружающей среды, а так же способы сохранения её.
Содержание
Введение3 Основная часть4 Глава 14 Глава 27 Глава 312 Глава 415 Глава 517 Глава 619 Заключение22 Список литературы24
Что является предметом, объектом,
задачами, целью экологии, какие методы
экология использует и какие разделы имеются
в экологии?
П р е д м е т о м исследования экологии, по
В. И. Коробкину, это взаимодействие, или
структура, связей между средой и организмами,
их организация и функционирование, а
так же биологические макросистемы, их
динамика в пространстве и времени.
Главный о б ъ е к т её
изучения — экосистемы, а именно общие
природные комплексы, созданные живыми
организмами и средой их обитания. Помимо
этого, в рамки её изучения включают рассмотрение
отдельных видов организмов (организменный
уровень), их популяций, то есть взаимодействие
особей одного вида (популяционно-видовой
уровень), и биосферы в целом (биосферный
уровень).
Основной частью экологии является
общая экология, которая изучает общие
закономерности взаимоотношений любых
живых организмов и среды (включая человека
как биологическое существо).
Экология как наука решает такие з а д а ч и как:
1.Изучение законов и закономерностей
взаимодействия организмов со средой
их обитания;
2.Изучение формирования, структуры
и функционирования надорганизменных
биологических систем (популяция, биоценоз
(сообщество), биогеоценоз (экосистема),
биом, биосфера);
3.Изучение законов и закономерностей
взаимодействия надорганизменных биологических
систем с окружающей средой;
4. Создание принципов
рационального использования природных
ресурсов, взяв в основу сформулированные
общие закономерности организации жизни.
Ц е л и экологии:
1.Изучение работы экосферы ;
2. Создание нормированных путей взаимодействия
общества и природы, учитывая законы существования
природы;
3.Прогноз последствий воздействия
общества на природу с целью предотвращения
негативных результатов.
Экология использует собственные м е т о д ы, которые
в свою очередь тоже можно разделить на
несколько групп:
1.Полевые методы - это методы, которые
позволяют изучить влияние некоторых
факторов естественной среды на природные
биологические системы и зафиксировать
общую картину существования и развития
системы;
2.Лабораторные методы - это методы, которые
позволяют изучить влияние факторов моделированной
в лабораторных условиях среды на естественные
или моделированные биологические системы
и требующие подтверждения в полевых условиях;
3.Экспериментальные методы - это методы,
которые позволяют изучить влияние групп
факторов естественной среды на естественные
биологические системы. Они используются
в скупе, как с полевыми, так и с лабораторными
методами.
В экологии, в зависимости от типа изучаемой
биологической системы, выделяют следующие р а з д е л ы:
1.Факториальная экология
(аутэкология) – она изучает индивидуальные
связи конкретного организма (отряда,
семейства, видов) с окружающей средой,
в основном с абиотическими факторами;
2.Учение о популяциях
(популяционная экология, демоэкология,
экология населения) – её задачей является
изучение структуры и изменения популяций
конкретных видов, изучение взаимодействие
особей одного вида, которых объединяет
общая территория;
3.Учение о сообществах
(синэкология, биоценология) – она изучает
совокупность, взаимосвязь популяций,
сообществ и экосистем разных видов, но
обитающих совместно;
4.Учение об экосистемах
(биогеоценология) – раздел общей экологии,
он изучает биогеоценозы (экосистемы).
В Росси и некоторых других европейских
странах её иногда считают за самостоятельную
науку, не входящую в учение экологии;
5.Учение о биосфере (глобальная
экология).
Во всех этих разделах основным
считают изучение выживания живых существ
в окружающей среде.
Глава 4.
Какова экология, когда мы связываем
её с понятием естественных наук?
Современная экология — это
фундаментальная наука о природе, которая
является комплексной и объединяющей
знания основ таких классических естественных
наук как: биологии, геологии, географии,
климатологии, ландшафтоведения и другие.
Учитывая основные взгляды этой науки,
человек это часть биосферы как участник
одного из биологических видов и так же,
как и другие организмы, не может существовать
без биоты, т. е. без совокупности живущих
на Земле биологических видов, которые
составляют среду обитания человечества.
Экологические системы, как
и все другие живые системы, являются весьма
сложными, обозначаются нелинейной динамикой
и их положение в математических моделях
рассматриваются в таких современных
науках, как динамическая теория систем
и синергетика. В моделировании экосистем
важную роль играют также представления
кибернетики (науки об управлении) о теории
регулирования, об устойчивости и неустойчивости,
об обратных связях.
Сейчас, на данный период времени,
термином «экология» не редко обозначают
совокупность взаимоотношений природы
и общества. Изучая структуру современной
экологической науки, приблизительно
похожую на структуру естественнонаучных
дисциплин в ВУЗах выделяют три основные
направления экологии.
Первая ветвь.
Общая экология, или биоэкология,
— это изучение взаимосвязей живых систем
различных положений (организмов, популяций,
экосистем) со средой и между собой. Эту
часть экологии в свою очередь подразделяют
на следующие разделы:
• аутэкологию, т. е. изучение
закономерности взаимоотношений организмов
отдельного вида со средой обитания;
• демэкологию или экологию
популяций;
• синэкологию, т. е. экологию
сообществ;
• экосистемную и биосферную
экологию.
Вторая ветвь.
Геоэкология — это наука, изучающая
геосферы, их динамику и взаимосвязь, геофизических
условий жизни, факторов (т. е. ресурсов
и условий) неживой природы, действующей
на организмы.
Третья ветвь.
Прикладная экология — это
аспекты инженерной, социальной, экономической
охраны среды обитания человека, проблем
взаимодействий природы и общества, экологических
принципов охраны природы.
Глава 5.
Немного об экологическом кризисе.
Экологический кризис, который
существует сейчас на нашей планете, это
результат как роста населения, так и кризиса
сознания. Так, если в XVIII—XIX вв. и ранее
в сознании человечества преобладало
понятие долга, нравственного, семейного,
государственного, религиозного, то в
XIX—XX вв. большое распространение получили
идеалы потребления, комфортабельной,
приятной жизни. Счастья, как такового,
человечество так и не достигло на своём
пути, однако потеряло возможность жить
в согласии с природой и с самим собой. В итоге, к концу
XX века, термин
«экология» зашёл за приделы университетских
аудиторий и перерос в политический лозунг
и в обозначение определенного типа мировоззрения.
Для мастера, занимающегося
экологией, неприятен термин
«окружающая среда», потому что предметом
экологии является непосредственно
природа, а также взаимодействия и взаимоотношения
организмов в ней, но ни в коем случае не
среда, окружающая и обслуживающая человека. В отличие от
большей части XX века, протекавшего в эйфории,
теперь человек понял, что он часть
природы, а не ее создатель и командир;
сама возможность жизни человека на планете
обеспечивается сложившейся в биосфере
за тысячелетия скоординированной жизнедеятельностью
всех биологических видов. Такое мировоззрение
может быть названо биоцентрическим, в
отличие от антропоцентрического, в котором
в центре природы и мироздания стоит конкретно
человек, и от социоцентрического, в котором
центром и целью жизни самого человека
является тоталитарная социальная или
производственная система.
В работах известного гуманиста,
немецко-французского мыслителя XX века,
теолога и миссионера А. Швейцера (1875—1965)
— биоцентрическая точка зрения выражена
в словах «благоговение перед жизнью»,
которые, наверное, представляют собой
единственно приемлемую этическую основу
взаимоотношений человека и живой природы.
Научные концепции и математические
модели, о которых говорилось чуть раньше,
дали начало футурологии (комплексная
дисциплина, основывающаяся на данных
естественных наук) и разным социально-экономическим
прогнозам.
Глава 6.
Значение экологии.
На сегодня развитие взаимодействие
с природой опасно для жизни не только
отдельных объектов, территорий, стран
и тому подобное, но так же для всего человечества.
Объяснить это можно тем, что
человек крепко связан с живой природой;
происхождением, материальными и духовными
потребностями, но, в отличие от остальных
организмов, эти связи имеют такие размеры
и формы, что это может привести (что почти
и случилось) почти к полному вовлечению
живого покрытия Земли (биосферы) в жизнеобеспечение
нынешнего общества, доведя общество
к границе экологической катастрофы.
Человек, с помощью его природного
разуму, пытается создать себе «удобные»
условия обитания, быть независимым от
физических факторов среды, например,
от погоды, от чистоты воздуха и тому подобное.
По этой причине человек, в первую очередь,
отличается от остальных видов тем, что
взаимодействует с природой через культуру,
которую он сам же и создал, другими словами
человечество в общем, развиваясь, создает
на планете культурную среду с помощью
передачи из поколения в поколение своего
накопленного опыта. Но, как писал К. Маркс,
«культура, если она развивается стихийно,
а не направляется сознательно... оставляет
после себя пустыню».
Избежать стихийное развитие
событий можно лишь обладая знаниями о
том, как их применять, и в примере с экологией,
эти знания должны «овладеть массами»,
хотя бы большей частью общества, что реально,
только если вовлечь всеобщее экологическое
образование людей, начиная с образованием
в школе и оканчивая высшим учебным заведением.
Экологические знания нужны
всем людям, чтобы исполнить мечту мыслителей
всех поколений о создании достойной человека
среды, для этого необходимо построить
идеальные города, воспроизвести настолько
совершенные производительные силы, которые
смогут обеспечить гармонию человека
с природой. Но, в любом случае, эта гармония
невозможна, если люди негативно настроены
друг к другу. Как точно сказал американский
эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски
истоков любой проблемы, связанной с окружающей
средой, приводят к неоспоримой истине,
что коренная причина кризиса заключена
не в том, как люди взаимодействуют с природой,
а в том, как они взаимодействуют друг
с другом... и что, наконец, миру между людьми
и природой должен предшествовать мир
между людьми».
Подводя итоги, экологические
знания помогут оценить всё отрицательное
воздействие войны и ссор между людьми,
потому что за этим кроются не только жизни
людей и смерть цивилизаций: всё это приведет
к мировой экологической катастрофе, к
исчезновению всего человечества. Из чего
следует, важное из экологических условий
сохранений жизни человека и всего живого
— это гармоничное отношение друг к другу.
Именно к этому должен стремиться экологически
образованный человек.
Но было бы неправильно формировать
всю экологию в скупе только с человеком.
Да и сама экология появилась, чтобы решить
все необходимые задачи изучения взаимодействия
всего живого с неживой природой и организмов
между собой. Человек — это тот же организм,
и изоляция его от животных и растений
дикой природы сильно повлияет на его
самочувствие. Домашние питомцы и растения
не способны в полной мере заменить дикую
природу. Изменение или
уничтожение природной среды влечет за
собой пагубные последствия для жизни
человека. Экологические
знания помогают человеку убедиться в
этом и принимать верное решение с целью
охраны природы, в том числе и на бытовом
уровне. Они помогают
ему понять, что человек и природа — это
одно целое и представления о господство
человека над природой абсолютно не целесообразны.
Экологически обученный человек
не позволит «стихийного» отношения к
окружающей природе. Он будет избегать
и уничтожать экологическое варварство,
а если такими станут большая часть нашего
населения, то они обеспечат нормальную
жизнь своим детям, уверено защищая дикую
природу от появления
«дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя
саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически
чистые» пути взаимоотношения природы
и общества.
Из этого прослеживается,
что на сегодня предотвратить нарушение
экологических законов возможно, только
возведя на необходимую высоту экологическую
культуру каждого члена общества, что
реаьно сделать, в первую очередь, через
образование и изучение основ экологии.
Что особо стоит учитывать для специалистов
в области наук технического направления,
в первую очередь для инженеров-строителей,
инженеров в области химии, нефтехимии,
металлургии, машиностроения, пищевой
и добывающей промышленности и т. д.
Заключение.
В своём реферате я вела речь
об основах экологии, о её истории, о том,
какова экология в скупе с естественными
науками и о непосредственном значении
экологии. При изучении экологии необходимо
её рассматривать со всех сторон, потому
что она входит в большинство объёмных
наук, например, таких как биология, география,
экономика, физика, химия, социология,
зоология, ботаника и так далее.
Как мы уже выяснили, экология
– это наука, изучающая окружающую среду,
человека, все живые и не живые организмы
и взаимоотношения между ними.
Проблемы экологии рассматриваются
очень серьёзно, потому что прежде всего
они создаёт угрозу целостному развитию,
и даже выживанию всего живого. Учитывая
парадигму системного подхода в современном
естествознании, экологию можно определить
как науку о структуре и функционировании
экологических систем различного ранга. Экология, сама
по себе, изучает, наблюдает, исследует,
прогнозирует, моделирует состояние живой
и неживой природы, человеческого общества
и помогает сохранить богатства Земли.
Влияние окружающей среду на человека,
в последнее время, очень серьёзно (впрочем,
как и было всегда), из-за него всё в большей
мере разрушается генотип человека и существует
всё большая угроза его национальному
генофонду. В свою очередь человек тоже
имеет непосредственно негативное воздействие
на природу (антропогенные загрязнения),
в результате выбросов заводами, фермами,
портящими окружающую среду, он подрывает
здоровую целостность почвенного состава,
загрязняет воздух и даже ставит под удар
озоновый слой нашей планеты.
Каждый человек, бережно и разумно использующий
богатства природы, помогает сохранить
окружающую среду для себя и будущих поколений.
Существует 4 среды обитания: водная, наземно-воздушная,
почвенная, организменная. Каждая из них
учувствует в формировании экологии. Отдельные
элементы среды, оказывающие воздействие
на живые организмы называются экологическими
факторами.
Жизнь зародилась на Земле ещё 4 млр лет
назад, человек на Земле живёт всего 200
тысяч лет и за это время мы успели почти
полностью разрушить экологический баланс,
а без него, как известно, существование
не возможно. Человек должен изменить
своё будущее. Конечно мы не знаем как
залатать дыры в озоновом слое, как воскресить
уже вымерших животных, не можем вернуть
вырубленные леса, но мы можем перестать
разрушать всё это. В нашей стране производится
очень много отходов, мы покупаем и выбрасываем.