Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:48, реферат
Краткое описание
В современном обществе всё больше и больше развивается эта тема, появляются всё новые источники загрязнения, а так же способы сохранения (защиты) окружающей среды. В своём реферате я рассмотрю историю развития экологии как науки, источники загрязнения окружающей среды, а так же способы сохранения её.
Содержание
Введение3 Основная часть4 Глава 14 Глава 27 Глава 312 Глава 415 Глава 517 Глава 619 Заключение22 Список литературы24
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной педагогики
Кафедра математики и естественных наук
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА».
Выполнила студентка
1 курса,
группы 1.1
Кондрашова Е.К.
Научный руководитель
КСЕ Ершов В. Д
Оценка _____
Москва 2013
Оглавление
Введение3
Основная часть4
Глава 14
Глава 27
Глава 312
Глава 415
Глава 517
Глава 619
Заключение22
Список литературы24
Введение.
Я выбрала данную тему для своего
реферата, потому что эта тема очень актуальна
на все временна, она глобальна и широка
по своим направлениям.
В современном обществе всё
больше и больше развивается эта тема,
появляются всё новые источники загрязнения,
а так же способы сохранения (защиты) окружающей
среды. В своём реферате я рассмотрю историю
развития экологии как науки, источники
загрязнения окружающей среды, а так же
способы сохранения её.
Для написания реферата я использовала
учебники и учебно-методические пособия
для ВУЗов и школ по экологии.
В мой реферат входят введение,
основная часть (6 глав) и заключение.
Во введении показана идея и
цель реферата. В главе 1 показаны основы
экологии общая информация о ней, во 2 главе
рассказано об истории возникновения
экологии как науки, в 3 главе пойдёт речь
о том, что же является предметом, объектом,
задачами, целью, какие методы экология
использует и какие разделы имеются в
экологии, в 4 главе описана экология в
системе естественных наук, в 5 главе рассказано
об экологическом кризисе, в 6 главе идёт
речь о непосредственном значении экологии.
В заключении показаны мои личные выводы
и мой взгляд на данную информацию.
Основная часть.
Глава 1.
Итак, что же такое Экология?
Экология имеет долгую предысторию
и, как наука, она представляет собой естественный
этап роста научных знаний о природе. Начала
экологических представлений восходят
к глубокой древности.
При воздействие человека на
природу деятельность его переходит грань
сохранения биологического равновесия.
Любые, даже самые мелкие, изменения в
окружающей среде дадут основу для новых
взаимосвязей природы и общества и непредвиденным
последствиям из этого.
«Экология (от греч. «ойкос»
— дом, жилище и «логос» - учение) - наука,
изучающая условие существования живых
и взаимосвязи между организмами и средой,
в которой они обитают». Такую трактовку
экологии нам даёт В. И. Коробкин и Л. В.
Передельский в своём учебнике «Экология»
для ВУЗов. Как нам известно, экология,
в самом начале своего существования,
изучалась как большая доля биологической
науки и рассматривалась в совокупности
с другими науками, например, такими как
физика, география, химия и т.д.
Часто встречается перевод
экологии как наука о доме, жилище, но такое
понимание не совсем точно. В древности
греки понимали термин «экология» гораздо
обширнее. Экосом они звали любое место
нахождения человека, будь то городское
поселение или горы, где они выгуливали
скот.
В середине XX в. экологию начали
трактовать как учение об экосистемах
и биосфере. Такое понимание появилось
благодаря работам В. И. Вернадского, В.
В. Докучаева, Ю. П. Одума, А. Дж. Тенсли,
Н. В., Тимофеева-Ресовского и других знаменитых
ученых. В итоге оказалось понятно, что
нынешняя биосфера, среда обитания всех
живых существ – это именно продуктом
их жизнедеятельности.
Никакие живые организмы не
могут воздействовать в окружении только
себе подобных, жизнь существует лишь
в биоценозах (сообществах) и в строго
определенной последовательности условий,
характеризующей место их обитания (биотоп).
Единство биотопа и биоценоза — главная
позиция современной экологии, концепция
экосистемы. Экосистемы и биосфера в основном
считаются высшим уровнем организации
живых организмов. Они, как и любая другая
живая система, способны к самосохранению,
поддержанию состава своего вида и созданию
взаимодействий у отдельных видов. Этот
взгляд на экологическое равновесие —
один из основных понятий современной
экологии.
Существование цивилизации
на планете Земля взаимосвязана с природными
условиями. Цивилизация возникла непосредственно
тогда, когда человек освоил использование
огня и других средств и орудий, помогающих
ему изменять среду обитания. Экология
получила практический интерес в момент
появления человечества.
Человек, на каждом этапе становления,
начиная с момента его появления на планете,
на прямую влиял на среду своего обитания.
Изначально всего лишь как биологический
вид; потом, с момента создания орудий
охоты, охотником, с помощью чего начал
воздействовать на численность и видовой
состав животных. Параллельно этому, в
период поиска пищи и создания благоприятных
условий для проживания, человек влиял
на природу через формирование антропогенных
ландшафтов и, опять же, численный и видовой
состав растений. Когда человек начал
приручать скот и вести домашнее хозяйство,
начался рост общин, и возникали первые
крупнейшие поселения. Ещё за II тыс. лет
до н. э. в Месопотамии и Египте человек
создал оросительные системы, что конкретно
изменило окружающую среду.
Все эти изменения в природе,
на то время, были не сильно велики, но
это уже приводило к осушению водоёмов,
эрозии почв, опустынивание, что, в конечном
счете, привело к экологическим кризисам.
Появившиеся в момент цивилизации
города изначально хорошо вжились в природную
среду, даже не взяв во внимание то, что
по количеству проживающих в городах в
древности вполне сравнимы с современными.
В период создания первых городов,
человек ещё не осознавал необходимость
в элементарных санитарных норм. Первая
в истории система городской канализации
появилась только в III – II тысячелетиях
до н.э. в Индии. Потом был создан первый
водопровод в Риме со своей системой канализации.
С падением Римской империи в городах
государств, появившихся на её развалинах,
была абсолютная антисанитария, из-за
того что все необходимые знания на этот
счёт были потеряны.
Глава 2.
Рассмотрим историю развития
экологии.
Экология как наука начала своё
существование в конце XVIII веке, и то изначально
всего лишь как один из разделов зоологии.
Развитие классической биологии
много времени двигалось по шагам изучения
морфологических и функциональных
особенностей организмов в совокупности
с ними и с условиями существования.
Предысторией экологии являются
труды, по большей части, географов XVIII—XIX
вв. Первые взгляды о биосфере как сфере
жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком
(1744—1829) в труде «Гидрология». Термин «биосфера»
первым ввел в научную область в 1875 г. австрийский
геолог Э. Зюсс (1831—1914), в его трудах
биосфера понималась как тончайшая пленка
жизни на поверхности Земли, в большей
мере определяющую внешность Земли. Существенной
частью в изучении науки об образе жизни
разных живых организмов является труд
Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения
экспоненциального роста популяций как
основной части демографических концепций.
Через некоторое время П. Ф. Ферхюльст
предложил уравнение «логистического»
роста.
Эти труды сформулировали представления
об изменении численности популяций. В
это же время, в работах врача В. Эдвардса,
философа О. Конта и биолога И. И. Мечникова,
было положено начало экологии человека.
Социальные стороны экологии рассмотрены
в трудах О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера,
а также американских социологов Р. Парка
и Е. Берджеса.
В России заслуга в описании
основных положений экологии и экологического
взглядов принадлежит профессору Московского
университета Карлу Францевичу Рулье (1814— 1858). Еще
до появления трудов Э. Геккеля он составил
главный принцип взаимоотношений организма
и среды, который он назвал «Законом двойственности
жизненных начал». Им же обозначены проблемы
изменчивости, адаптации, миграций и влияния
человека на природу. К. Рулье в своих лекциях
и печатных трудах обсуждал взаимодействие
организмов со средой с позиций, близких
дарвиновским.
Начиная со второй половины
XVIII века, с помощью кучи исследований
флоры и фауны начала своё существование
в виде отдельной науки биогеография,
ставшая через небольшой промежуток времени
одной из основ экологии. В России развитие
её связано с трудами Н. А. Северцева, К.
М. Бэра и других.
Во второй половине XIX — начале
XX вв. большое внимание уделяли изучению
влияния отдельных факторов (в большей
мере климатических) на динамику организмов
и их распространению. К периоду развития
экологии ещё до Геккеля относят, в том
числе, труды ученого-агронома Ю. Либиха,
составившего знаминитое правило «лимитирующего
фактора».
Термин «экология» (от
греч. oikos — дом, родина
и logos — учение)
впервые введен в 1866 г. немецким биологом,
профессором Йенского университета Э.
Геккелем (1834—1919). В своем труде «Всеобщая
морфология» (1866) он писал: «Экология —
это познание экономики природы, одновременное
исследование взаимоотношений всего живого
с органическими и неорганическими компонентами
среды, включая антагонистические и неантагонистические
отношения животных и растений, контактирующих
друг с другом». Таким образом, мы видим,
что он использовал термин экология для
обозначения биологической науки, изучающей
взаимоотношения животных с органической
и неорганической средой.
В первую очередь экология изучает
живые системы с уровнем организации от
организма и выше.
Труды Геккеля построены на
чётком правильном фактическом материале,
накопленным классической биологией,
и, главным образом, посвящен тому направлению,
которое сейчас называют экологией отдельных
видов. Помимо этого, в работах Геккеля
можно проследить еще одно не менее важное
обстоятельство — понимание экологии
как «экономики природы». С этого момента
экология из раздела биологии переходит
в междисциплинарную науку, в которую
входят многие области знаний.
В XX веке, в рамках экологии,
зародилось самостоятельное направление
физиологии, посвященное исследованию
механизмов адаптации. В Росии представителями
этого направления в 60—70-х годах XX века
были Н. И. Калабухов, А. Д. Слоним, а в последнее
время — академик И. А. Шилов.
В 1927 году Ч. Элтон выпустил
первый учебник-монографию по экологии.
В нем было сформулировано своеобразие
биоценотических процессов, описано понятие
экологической ниши, рассказано о «правиле
экологических пирамид», составлены принципы
популяционной экологии. Через недолгое
время были представлены математические
модели роста численного состава популяций
и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка),
проведены лабораторные опыты по проверке
данных моделей (Г. Ф. Гаузе). Таким образом,
в 20—30-е годы появилось новое направление
экологии популяций, в 30-е годы — понятие
экосистемы. Его появление связывают с
работами А. Тенсли (1935).
Под экосистемой понималось
объединение живых и неживых организмов
среды, их обитание, при взаимодействии
которых протекает целый биотический
круговорот (с участием продуцентов, консументов
и редуцентов). В это же время продолжались
обширные количественные исследования
функциональных особенностей различных
экосистем — их структуры, продуктивности,
условий их устойчивости, трофических
связей в экосистемах.
В начале 40-х годов В. Н. Сукачев
(1880—1967) описал позицию биогеоценоза,
который имеет большое значение для развития
теоретической базы экологии. В 50-е годы
появилась общая экология, основная часть
в которой рассматривает и изучает взаимодействия
организмов и структуры систем образованных
ими. К 70-м годам XX в. зародилось направления,
которые называются «физиологической»
и «эволюционной» экологией.
В настоящее время уже развилась
«количественная» экология и математическое
моделирование биосферных и экосистемных
процессов.
Изучение общепланетарных процессов
развилось после выхода в 1926 году книги
В. И. Вернадского «Биосфера», в ней рассматривались
свойства живых веществ и их функции в
формировании как современного облика
нашей планеты, так и всех сфер жизни (таких
как водная, почвенная и воздушная). Предшественником
В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903),
который так же изучал экологию, сформулировавший науку о почве как о
естественно-историческом теле. В. И. Вернадский
(1863—1945) описал роль живого вещества как
самого сильного геохимического и энергетического
факторов — основной силы планетарного
развития. В его трудах чётко видно значение
для космоса жизни на нашей планете и роль
космических связей для биосферы. Через
какое-то время эта космическая линия
в экологии была рассмотрена в работах
А. Л. Чижевского, автора современной науки
гелиобиологии.
В. И. Вернадский изучил эволюцию
биосферы и подвёл итог, что деятельность
«сегодняшнего» человека, изменившего
поверхность планеты, по своим размерам
оказалась сравнима с геологическими
процессами на планете. В итоге чего стало
очевидно, что использование природных
ресурсов планеты происходит без учета
закономерностей и механизмов функционирования
биосферы. Но всё же итоговым этапом эволюции
биосферы он считал появление ноосферы
— сферы разума.
В. И. Вернадский подчёркивал,
что жизнь всегда была в скупе с биоценозом
— не просто организованных комплексов
разных организмов. При этом живые организмы
всегда были тесно связаны со средой обитания,
образуя целостность в динамические системы.
С развитием жизни постоянно происходила
замена одних групп организмов другими,
но обязательно поддерживалось более
или менее постоянное соотношение форм,
выполняющих геохимические функции.
Одновременно с уже описанными
направлениями экологии развивались так
же географическое и геологическое направления
экологии, то есть ландшафтная экология
и динамическая геология — совокупность
наук о взаимодействии геосфер Земли и
о воздействии на них антропогенных факторов.
В общих словах всю историю
развития науки экология можно разделить
на пять основных этапов:
I этапом является
накопление экологических сведений о
взаимодействии растений и животных со
средой (началось с глубокой древности
и продолжался до конца XVIII века.)
II этапом - формирования
экологических направлений в рамках ботанической
и зоологической географии (с конца XVIII
века и до середины XIX века.)
III этап - формирования
экологии как науки об адоптациях организмов
к среде обитания (с середины XIX века вплоть
до 20-х годов XX века.)
IV этап - становление
экологии как общебиологической науки,
являющейся теоретической базой охраны
природы (с 20-х по 60-е годы XX века.)
V этап - этап развития
глобальной экологии с выделением антропоэкологии
(экологии человека) (начался с 60-х годов
XX века и продолжается по сей день.)