Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 17:27, реферат
Название Океания вошло в обиход вначале XIX в. Океания – самое большое в мире скопление островов, разбросанных по огромным просторам Тихого океана. Общее их количество составляет более 10 тыс. островов, однако, заселено гораздо меньше. Острова от Гавайев на севере до Новой Зеландии на юге, от Новой Гвинеи на западе до о-ва Пасхи на востоке (хотя они и не связаны общим происхождением) все это и образует пятую часть света – Океанию.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Географическое положение Океании.
2. Этногенез и этническая история.
3. Коренное население Меланезии.
4. Материальная и духовная культура полинезийцев.
5. Микронезийцы.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Металлов меланезийцы до прихода европейцев совершенно не знали. Гончарство, достигшее значительного развития на Новой Гвинее и Фиджи, в остальной Меланезии распространено слабо. Но гончарные изделия и там, где они есть, плохи. Обжиг слабый, посуда непрочна. На островах Фиджи, где гончарство было наиболее развито, гончары, исключительно женщины, составляли здесь особую касту. Очень любопытно изготовление особой материи из коры дерева – тапы. Снятую с дерева кору бьют колотушками, делая ее мягкой и гибкой, покрывают нехитрыми узорами. Из тапы делают главным образом набедренные повязки и другие предметы одежды.
Меланезийцы – оседлый народ. Следы кочевого или полукочевого быта сохранились только в одном месте – у племени байнингов, самого отсталого по культуре, папуасского по языку, живущего во внутренней части п-ова Газель (Новая Британия). Байнинги, хотя они тоже земледельцы, не имеют постоянной оседлости. Устраивая расчистки леса и сажая таро, они и сами переселяются поближе к новому участку. Поэтому их прозвали «бродячими земледельцами». Но они – исключение для Меланезии.
Формы поселений в Меланезии известны двух видов: деревня и обособленный мелкий поселок – однодворка. Оба они встречаются в Меланезии вперемешку. Деревни в свою очередь также бывают двух разновидностей – укрепленные и неукрепленные. Укрепляют их в целях защиты от вражеских нападений. Поселок обносят палисадом с одним узким входом. Иногда палисад бывает двойным. Гораздо более обычны открытые, неукрепленные деревни.
Из средств передвижения меланезийцев наиболее интересны и разнообразны водные, тогда как сухопутные совершенно не развиты. Техника судостроения и мореплавания у меланезийцев если и уступает полинезийской, то все же стоит на довольно высоком уровне. Лодки чаще всего однодеревки, выдолбленные из ствола хлебного дерева и снабженные своеобразным поплавком – балансиром (аутригером).
Одежда у меланезийцев скудна, местами почти отсутствовала. Меланезийцы носят набедренные повязки, травяные юбки, просто пояса с каким-нибудь пучком или кистью спереди.
Украшения тела более разнообразны и обильны, чем их одежда, хотя между тем и другим резкой грани провести нельзя. Набедренные повязки и фаллокрипты играют иногда в большей степени роль украшения, чем одежды. В большом ходу почти повсеместно, большие, искусно выделанные гребни, вырезанные из бамбука, носят их мужчины. В ушах носят большие серьги, в носовую перегородку вставляют палочки. На шею надевают различные ожерелья, на руки – браслеты, на ногах носят различные кольца и подвески. В Меланезии гораздо больше украшают себя мужчины, чем женщины. Распространены и не снимаемые украшения тела. Татуировка употребляется мало. Более широко распространено рубцевание тела. Встречается выбивание зубов, но скорее как исключение. Искусство традиционно: изготовление резных фигур, музыка, танцы. Постепенно народы входят в общемировую культуру, формируя свою интеллигенцию.
Предметы, служащие деньгами в Меланезии довольно разнообразны. На Новых Гебридах - циновки, раковины, реже – птичьи перья. На Санта-Крус – красные перья попугая и голубиные. На Соломоновых островах – раковины. Собачьи зубы, большие браслеты и др.
У меланезийцев мы находим первые шаги возникновения рабства. Многие племена обращали в рабство захваченных на войне пленных. Экономическая эксплуатация рабов была редкостью, положение раба нельзя было назвать слишком тяжелым, если не считать, что его могли убить на каком-нибудь празднике при исполнении обряда. Также параллельно с зарождением рабовладельческих отношений развивалось и имущественное расслоение, причем здесь этот процесс принял своеобразные формы. Богатая природа дает меланезийцу, нередко при небольшой затрате труда, избыток необходимого. Меньше всего это богатство использовалось по прямому назначению. Главное здесь – демонстрация богатства. Богатство было орудием господства в общине. Источником богатства, по мнению меланезийцев, является мана. Чем богаче человек, тем сильнее его мана. Также одна из привилегий богатых – многоженство, что влекло за собой выгоду, так как женщина в Меланезии – основная рабочая сила.
Вожди и предводители существовали в Меланезии повсеместно, но масштаб и характер власти был у них неодинаков. Вождями были чаще всего родовые старейшины и главари деревенских общин. Вожди, однако, будучи богатыми людьми, не имели никаких особых прав на землю. На Фиджи, в меньшей мере на Новой Каледонии, наследственные племенные вожди располагали почти неограниченной властью. На Фиджи вожди пользовались огромной властью, имели право жизни и смерти над своими подданными.
Другую, более редкую и своеобразную форму организации общественной власти у меланезийцев составляли мужские союзы - полутайные объединения мужчин. Во главе каждого союза стоял богатый и влиятельный человек. Вступление в союз допускалось за особый взнос в пользу главы или владельца союза. Союзы практиковали на своих тайных сходках определенные виды колдовства, секрет которых был известен только членам союза. Страх перед колдовством терроризировал суеверных меланезийцев, не посвященных в тайну союза. Но у членов его были и другие, более реальные средства террора и власти: они практиковали тайные суды и казни с применением яда. Роль и значение подобных союзов, несмотря на их причудливые и феерические обряды и костюмы, довольно просты. Все исследователи, наблюдавшие эти союзы, единогласно отмечали, что все это – не что иное, как орудие господства мужчин над женщинами и богатых над большинством населения. Если рядовому члену союза членство давало некоторые выгоды, то глава союза, тубуан, пользовался им как аппаратом власти. На самом деле тубуан был общепризнанным носителем власти. Он делил власть с вождем, а местами, например, у гунантуна, совершенно вытеснил вождей и сам нес все судебно-административные функции.
Несмотря на влияние европейской культуры, уцелели тотемизм, вера в колдовство, преклонение перед предками и перед силами природы. На юго-востоке Меланезии большую роль играет культ племенных вождей. Развита вера в ману — так называется сверхъестественная сила, которой могут обладать некоторые люди.
Основные полинезийские народы — Тонга, Самоа, Тувалу, Увеа, Футуна, Таитяне, Маркизцы, Гавайцы, а также многие другие. Численность полинезийцев превышает 1 миллион человек. Разговаривают на различных родственных языках (все они относятся к австронезийской семье, полинезийской группе).
Полинезийцы входят в большую семью малайско-полинезийских народов. Техника и хозяйство полинезийцев были относительно высокоразвиты, несмотря на отсутствие в них металла. Полинезийцы утратили умение обрабатывать металл, потому, что на большинстве островов Тихого океана отсутствует железная или иная руда, из которой можно было бы его добывать. Техника обработки камня, кости, раковин стояла у полинезийцев так высоко, как, может быть, ни у одного неолитического народа мира. Ведущей отраслью хозяйства во всей Полинезии до прихода европейцев было земледелие и, в меньшей степени – рыболовство. Земледелие было высокоразвито. На многих островах применялось искусственное орошение. Местами наблюдалась террасовая система земледелия.
Из домашних животных полинезийцам были известны только свинья. Собака и курица. Собаки малорослы и не лают. Разводили их только для мяса. Куриных яиц полинезийцы в пищу не употребляли. Таитяне имели крупные стада свиней, о которых чрезвычайно заботились, убивая их неохотно. По большей части свининой питались лица высших каст. Простой народ и женщины не имели права есть этого мяса.
Гораздо большее экономическое значение, чем разведение животных, имело для полинезийцев рыболовство. На ряде островов рыболовство представляло собой потомственную профессию (Таити). Было четко проведено разделение труда между земледельцами и рыбаками, каждая из профессий имела своих богов-покровителей.
Полинезийцы – отважные и умелые мореходы. Только чрезвычайно высокая для своего времени техника мореплавания позволила им заселить бесчисленные острова Тихого океана, отстоящие на много сотен и тысяч километров один от другого. Едва ли был во всей мировой истории народы, который, находясь на той же ступени развития, мог бы сравниться с полинезийцами в искусстве мореходного дела.
Лодки полинезийцев различались как по назначению, так и по типу. Имелись специальные разновидности лодок, предназначенные для войны, для рыбной ловли и для путешествий. Основных видов лодок было четыре. Распространены были одиночные долбленые лодки, двойные лодки, лодки с балансиром и лодки с двумя балансирами (этот тип встречался очень редко). Строительство лодок обставлялось у полинезийцев торжественными церемониями, а мастера занимали высокое положение и были уважаемы в обществе. Имена кормчих, приведших лодки с одного острова на другой, упоминаются во всех преданиях. Кормчий должен был уметь ориентироваться по звездам и знать основы мореходства. Большей частью кормчие были выходцами из знати, среди которых искусство ориентировки по звездам передавалось по наследству.
Высокий уровень общественно-культурного развития полинезийцев не мог не вызвать появления первых зачатков науки, не говоря уже об искусстве. Исключительное развитие у полинезийцев мореходства подняло науку кораблевождения на довольно высокую ступень. Основным ориентиром для полинезийских мореходов служили звезды. Полинезийцы различают восемь стран света и восемь Географические направлений ветров. В своих путешествиях по океану полинезийцы пользовались примитивными картами, составленными из прямых и изогнутых маленьких палочек и
камешков, изображающих пути, направления течений и ветров и острова.
Обычно секрет изготовления и чтения таких карт составлял монополию
вождей и «благородных».
Наличие карт говорит о достаточно высоком уровне географических дознаний у полинезийцев. Им были прекрасно известны названия и относительное положение различных островов Полинезии.
Строительство домов составляло дело ремесленников-специалистов, организованных в особые гильдии. Каждая гильдия имела своего старшину, своих мастеров и подмастерьев, свои знаки и, наконец, свои секреты производства. Во время работы все строители находились на иждивении хозяина, который снабжал их пищей и материалом и платил им различными предметами – раковинами и циновками.
Традиционное полинезийское жилище имеет столбовую конструкцию, в плане прямоугольно или овальное. Стены дома обычно плетут из листьев, травы и т.п., иногда же они отсутствуют, и тогда жилище состоит в первую очередь из массивной, низко свешивающейся крыши из пальмовых листьев или соломы. Только у маори (коренного населения Новой Зеландии) появляются крепкие деревянные дома, окруженные заборами. Этот тип жилища возник в связи с непрерывными войнами, которые аборигены вели друг с другом, а затем – с колонизаторами. Маори воспринимали дом как живое существо и даже давали ему имя. В настоящее время многие полинезийцы (особенно гавайцы, маори, таитяне) живут в домах европейского тина, построенных из современных материалов.
В Полинезии развиты разнообразные ремесла. К числу наиболее распространенных следует отнести выделку тапы и плетение циновок. Тапа изготовлялась из коры фикуса или бумажно-шелковичного дерева. Эти деревья плохо растут на коралловых островах, и поэтому здесь отсутствует производство тапы. За этим исключением, тапа широко распространена по всей Полинезии.
Полинезийцы в прошлом носили юбки или передники из циновок, тапы или травы или повязку на бедрах. Для всей Полинезии характерно очень бережное отношение к одежде из тапы. Женщины носили передники из тапы порой только вечером. Это объясняется тем, что тапу нельзя стирать и ее необходимо оберегать от загрязнения. Мужчинам одеждой служил передник из тапы или циновки или набедренная повязка. Передники обычно доходили до колен, иногда спускались до самых ступней. Теперь такую одежду можно увидеть только во время празднеств, в обиход же прочно вошла дешевая покупная одежда европейского типа.
Полинезийцы любили украшения из птичьих перьев. В качестве украшения употреблялись часто живые цветы. Их носят в виде венков на голове, ожерелий вокруг шеи, в волосах, за ушами, в ушах и даже в носу. Одна из наиболее типичных черт полинезийской культуры – татуировка. У полинезийцев она имела значение не только украшения, она была связана с социальными и религиозными представлениями. Татуировке подвергались и юноши и девушки в период возмужания, после чего они получали право вступать в брак. Однако более полная татуировка, в отдельных случаях покрывавшая все тело, составляла особую привилегию, указывая на общественный ранг и заслуги. Татуировщики составляли особую касту. Операция татуировки продолжалась несколько месяцев, в течение которых непрерывно устраивались празднества и угощения. Татуировщик получал подарки свиньями и циновками. Операция татуировки была иногда очень болезненна. Особенно татуировка губ, век и носа. Татуировка часто сопровождалась воспалением кожи, поэтому сразу покрывать большую поверхность кожи было опасно. Полную татуировку делали не сразу, а в течение многих лет.
Общественный строй полинезийцев до колонизации представлял собой ту стадию общественного развития, когда практически уже сложились классовые группировки: наследственная землевладельческая знать, затем – простой народ, состоящий из общинников-земледельцев и, наконец, рабы. Своеобразие процесса классообразования в Полинезии заключается, прежде всего, в отсутствии внешних влияний. У полинезийцев сложилась семейная община или большая семья. Это основная ячейка общественного строя. Она была и остается центром экономической жизни. Такая община состояла обычно из проживающих вместе трех-четырех поколений, происходящих по мужской линии от одного общего предка, и в нее входило 30-50 человек. Земля была собственностью общины.
Наиболее обособленную группу населения Полинезии составляли рабы. По происхождению это были военнопленные. Они считались стоящими вне общества, вне каст. Форма рабства в Полинезии уже вышла за рамки патриархального. Свободное население составляло не однородную массу. Отдельные роды и большие семьи обособлялись из числа остальных в качестве знатных, привилегированных.
Большинство ремесел считалось в Полинезии занятием уважаемым и почетным. Ремесленники объединялись в гильдии. Всякое производство имело свои образцовые типы, свои каноны. За соблюдением их следила гильдия. Плотники, лодкостроители, рыбаки и люди еще некоторых профессий пользовались большим почетом. Мастера других, менее уважаемых профессий занимали место наравне с земледельцами. Каждая гильдия представляла собой особую касту. Товарного хозяйства у полинезийцев не было. Господствовало именно ремесло, т.е. работа на заказ. Профессии были замкнутыми и наследственными, фактически кастовыми.
Информация о работе Этнологическая характеристика народов Океании