Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:26, реферат
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка.
Попытка объяснить феномен того, что на отдельных отраслевых рынках положение у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наводит на мысль, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию.
37) телевизионное вещание и радиовещание;
8) деятельность
по изготовлению экземпляров
аудиовизуальных произведений, программ
для электронных
9) деятельность
в области использования источн
40) образовательная
деятельность (за исключением указанной
деятельности, осуществляемой
41) космическая деятельность;
42) геодезические
и картографические работы
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по
активному воздействию на
45) деятельность
в области гидрометеорологии
и в смежных с ней областях
(за исключением указанной
46) медицинская
деятельность (за исключением указанной
деятельности, осуществляемой медицинскими
организациями и другими
47) фармацевтическая деятельность;
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности (статья 22 данного документа).
49) деятельность по проведению
экспертизы промышленной
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии
и лицензиата помещений,
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя
5) иные требования, установленные
указанными в части 4 статьи 1 настоящего
Федерального закона
К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Для сравнения, в предыдущей версии Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ закона, статья 17 «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» включала 101 пункт, т.е. перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, сократился.
Другой вид барьеров связан с сертификацией. Сертификация в России берет свое начало в 1993-м году, когда был подписан закон «О сертификации продукции и услуг». Согласно этому Закону РФ №5151-1 от 10.06.1993 г. «сертификация продукции» - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям».
Порядок проведения сертификации продукции в России был утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994г. №14 (с изменениями от 12.09.1996г.). Последующие Письма, Постановления и другие нормативные акты дополняли и поясняли порядок добровольной и обязательной сертификации.
Федеральный
закон о техническом
Порядок прохождения обязательной и добровольной сертификации установлен Постановлением Правительства РФ от 1.12.2009г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
(В постановлении утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (перечень включает 48 листов); единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (перечень включает 53 листа).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 № 148, от 17.03.2010 № 149, от 26.07.2010 № 548, от 20.10.2010 № 848, от 13.11.2010 № 906 перечни откорректированы в сторону сокращения).
Другим барьером государственного регулирования является институт государственного воздействия на ценообразование в отраслях. Существование данного института объясняется желанием государства оказывать воздействие на многообразные процессы в экономике посредством регулирования цен на различные виды продукции. Этот институт включает правила и ограничения, которые заставляют рыночные структуры поддерживать цены на свою продукцию на определенном уровне: антимонопольное государственное регулирование, акцизы и сборы, установление квот и тарифов.
(Немало дискуссий вызвали усилия правительства страны по изменению организации доступа к лову рыбы. Предполагалось квоты по вылову рыбы продавать на аукционе не компаниям, а непосредственно судам, которые не имеют задолженности перед бюджетом).
Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т. е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других.
Антимонопольное законодательство
включает обязательные для исполнения
органами власти нормы в сфере
регулирования экономической
Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.
В мировой практике обычно используется понятие «Индикаторы регулирования товарных рынков». Так, по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Индикаторы регулирования товарных рынков», состояние конкурентной среды, определяемое уровнем регулирования рынков, в Российской Федерации в 2008 году было аналогично состоянию конкурентной среды в Мексике, Турции и Венгрии в 2003году.
Исследования рынков проводятся для стран-участниц ОЭСР 1 раз в 5 лет (1998 год и 2003 год). Числовые значения интегрального показателя, а также ключевых показателей для оценки конкурентной среды находятся в интервале от 0 баллов до 6 баллов, где 0 баллов соответствует ситуации с максимально развитой конкурентной средой на товарных рынках и наименьшим регулированием, 6 баллов – ситуации максимального ограничения конкуренции.
Расчетным методом определена величина интегрального показателя для Российской Федерации, который в 2008 году составил 2,28 балла. Исследование «Индикаторы регулирования товарных рынков» позволяет определить, какие именно условия оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды и в большей степени влияют на итоговое значение интегрального индикатора. Ключевые показатели оценки состояния конкурентной среды и значения показателей для Российской Федерации по состоянию на 2008 год приведены в таблице 1.
№ п/п |
Наименование ключевого показателя |
Значение показателя, баллов |
1 |
Размер государственной собственности в экономике |
3,76 |
2 |
Явные ограничения для торговли и инвестиций |
2,42 |
3 |
Степень вмешательства государства в экономику |
2,28 |
4 |
Прочие барьеры для инвестиций и торговли |
2,27 |
5 |
Административное бремя, налагаемое на новых участников рынков |
2,17 |
6 |
Величина ограничений для конкуренции |
1,53 |
7 |
Непрозрачность норм
регулирования и |
1,00 |
На основе приведенных данных ОЭСР можно отметить, что неразвитость конкурентной среды в Российской Федерации преимущественно обусловлена наличием значительного государственного контроля в экономике и барьерами в торговле и инвестициях. По данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», место Российской Федерации за год в рейтинге снизилось на 12 позиций до 63 места из 133 стран, а по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102 место, по уровню административных барьеров – 124 место, сложности таможенных процедур – 130 место.
В исследовании проводится анализ прохождения процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса, в том числе сроков и стоимости получения разрешений и других необходимых документов, количества процедур и документов, необходимых для представления в уполномоченный орган при прохождении процедуры. Необходимо отметить, что простота и прозрачность решения вопросов, связанных с началом и ведением бизнеса, существенно снижают барьеры входа на рынки товаров и услуг, а также выхода с них, что оказывает непосредственное влияние на уровень конкуренции на соответствующих рынках.
Так, лучший результат
был достигнут Российской
Федерацией в области