Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
- исследование целевых программ развития регионов;
- определение проблем развития регионов России;
- определение критерии эффективности оценки развития регионов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ основных понятий исследований ……………….……..5
1.1. Регион как социально-экономическая система…………………….. 5
1.2. Исследование понятия "региональная система"………………….... 9
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации ……………………………………………….11
2.1. Неравномерность развития регионов – как основная проблема………………………………………………………………….……... 11
2.2. Неблагополучные регионы России …………………………………12
Глава 3. Целевые программы в развитии регионов России. Их роль………. ……………………………………………………………………...16
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов……………. 16
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России…………………………………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…………………………………... 25
К числу элементов
региона как социально-
- экономико-географическое положение,
-природные условия и ресурсы,
- население,
-хозяйство региона,
-научно-технический потенциал
-и финансово-банковская система.
Регионы Российской Федерации испытывают на себе массу социально-экономических проблем.
Так, в каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.
Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.
Оценка социально-
Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.
По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.
Оценка социально-
К неблагополучным относятся
В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 2009 по 2012 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.
В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 2008 по 2013 год наблюдается тенденция к улучшению положения.
В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.
Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 2003 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.
Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 2008-2010 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
По сравнению с 2009 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2010 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения.
К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровню регистрируемой безработицы и отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму.
Поэтому стратегически
важным для России является проведение
сильной государственной
Развитие регионов, входящих в состав Российской Федерации, происходит неравномерно. Это зависит от множества факторов: от производственной базы территории, от его инвестиционной привлекательности, от транспортного снабжения региона, от экономической политики государства в целом.
Тем не менее, важным является определение уровня социально-экономического развития региона – субъекта Российской Федерации.
Основной целью комплексной
оценки уровня социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
является определение возможности
решения текущих и долгосрочных
задач социального и хозяйствен
Социально-экономическое положение регионов оценивается по следующим группам критериев:
1) индикаторы обеспеченности
населения субъектов
2) степень внутрирегиональных
различий в обеспеченности
3) доля бюджетных расходов
по отрасли в
При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
- комплексность оценки,
обеспечивающая учет всех
- системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;
- достоверность исходных
данных при выборе базовых
показателей регионального
- соответствие системы
индикаторов задачам
- максимальная информативность
результатов оценки уровня
- сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.
Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:
- годовая статистическая
отчетность Государственного
- материалы, полученные
от субъектов Российской
Согласно комплексной оценки регионов, субъекты РФ оделяться на пять групп:
- с уровнем развития выше среднего,
-средним,
-ниже среднего,
-низким
- и крайне низким уровнем развития.
Регионы двух последних групп претендуют на государственную поддержку. К ним относятся субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в развитии объектов социальной инфраструктуры.
Критерии распределения средств для регионов, нуждающихся в развитии объектов инженерной инфраструктуры, должны быть другими. Здесь цель государственной поддержки-выравнивание показателей оснащенности объектами инженерной инфраструктуры и одновременно обеспечение преемственности ввода объектов инженерной инфраструктуры не только в отстающих, но и в относительно благополучных регионах Российской Федерации. В целях определения регионов, нуждающихся в получении помощи для развития объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно из всех субъектов Российской Федерации, продемонстрировавших высокую инвестиционную активность в сооружении указанных объектов, отобрать те, в которых наиболее велико отклонение от среднероссийского уровня обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры.
Для сглаживания негативных тенденций в развитии отдельных регионов России и для ликвидации региональных диспропорций, используется программно-целевой метод управления. Метод предполагает использование целевых программ социально-экономического развития.
Для начала определимся, что означает понятия "целевая программа" и "программно-целевой метод управления".
Целевая программа есть специально разработанный для решения приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения; разработка, реализация и контроль за выполнением такой программы требуют специально организованного управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.