Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе внешнеэкономической деятельности предприятия.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач, а именно:
рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности;
провести анализ организации внешнеэкономической деятельности на предприятии;
разработать мероприятия по совершенствованию внешнеэкономической деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

ВнеЭкДе.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в структуре экспорта продукции наибольший удельный вес занимает следующая экспортируемая продукция: комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное КЛУБ-У (более 52%), система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи данных АБЦТ-М (более 16%), бесконтактный кодовый путевой трансмиттер унифицированный модернизированный БКПТ-УМ (более 14%), комплексная система автоматического управления КСАУ СС (более 6%). Удельный вес той или иной продукции практически не изменяется в рассматриваемый период.

В общем можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в связи с экономическим кризисом у предприятия снизился объем поставок за рубеж к 2014 г., общее состояние ВЭД на рассматриваемом предприятии нельзя назвать плачевным и имеются предпосылки к дальнейшему развитию зарубежных поставок производимой продукции.

По данным табл.8 можно сделать вывод вновь привлеченные партнеры, такие как Украина, Литва и Германия в период с 2012 по 2013 гг. увеличили заказы и обеспечили большой прирост в экспорте предприятия.

Таблица 8

Динамика экспорта предприятия по странам

Показатель

2012г.

2013 г.

2014 г.

Объем экспорта продукции, руб., в т.ч.:

1323139900

3257356700

2117635300

Казахстан

871372300

1960423500

965256000

Китай

0

0

515248700

Украина

13912800

790417700

238635300

Латвия

48957800

51865300

377900

Литва

33846900

103387400

273203800

Германия

296310100

160824400

0

Польша

0

22471500

30241600

Узбекистан

0

0

67383000

Италия

0

35278500

27289100

Объем экспорта продукции, %, в т.ч.:

100

100

100

Казахстан

65,86

60,18

45,58

Китай

0,00

0,00

24,33

Украина

1,05

24,27

11,27

Латвия

3,70

1,59

0,02

Литва

2,56

3,17

12,90

Германия

22,39

4,94

0,00

Польша

0,00

0,69

1,43

Узбекистан

0,00

0,00

3,18

Италия

0,00

1,08

1,29


 

Огромный прирост экспорта в Казахстан связан с тем, что один из основных контрагентов, завод им. Кирова является дилером предприятия и поставляет продукцию ОАО «Гомельский радиозавод» другим предприятиям Казахстана.

Также этот факт и отсутствие заказов со стороны Китая объясняется тем фактом, что Казахстан производит локомотивы по китайскому заказу на условии обязательного оборудования их системами безопасности движения предприятия. Поставки в Латвию на протяжении трех лет являются стабильными. Поставки на Украину и в Литву выросли в разы.

Также необходимо отметить, что с 2013 г. предприятие начало сотрудничать с такими партнерами как Шкода АГ, АО Железнодорожный транспорт ПЕСА, Польша и АО "Альстом Ферравиариа", Италия. С последним из них наблюдается тенденция к постоянному сотрудничеству.

Поставки итальянскому контрагенту в 2013 и 2014 гг. достаточно стабильны. По итогу прошедших месяцев текущего года имеются положительные итоги переговоров на очередную партию поставок оборудования.

Анализируемое предприятие осуществляет экспортные операции купли - продажи.

Все договоры заключаются с условием предоплаты. При этом возможна работа по 0, 25, 50 и 100% предоплате.

Так, договоры, идущие через Торговый центр, заключаются на условиях 25 или 50%-ной предоплаты в зависимости от контрагента и заказа. Остальная сумма выплачивается по готовности продукции в отгрузке. А договоры, заключаемые самим предприятием (бюро договоров), предусматривают форму договоров, в основном, со 100%-ной оплатой по готовности продукции (то есть без предоплаты).

Также для заказов до 500 000 000 руб. предусмотрена форма договора со 100%-ной предоплатой.

Далее в табл. 9 представлен анализ контрактных отношений предприятия ОАО «Гомельский радиозавод» с контрагентами с 2004 г.

Как видно из табл.10, до 2009 г. наблюдалось 100%-е выполнение заключенных договоров. Выросший процент отказа в 2012-2013 г. связан с разразившимся мировым финансовым кризисом и отсутствием у контрагентов финансовых средств. С последним связано и невыполнение двух договоров в 2014 г.

Таблица 9

Анализ контрактных отношений

Год

Количество договоров

Количество выполненных

% выполнения

Причина

2008

4

4

100,00

 

2009

2

2

100,00

 

2010

8

8

100,00

 

2011

15

14

93,33

отсутствие финансирования

2012

18

16

88,89

отказ; не состоялся

2013

34

27

79,41

3 - отказ,

2 - аннулированы,

2 - пролонгация на 2011

2014

24

22

91,67

отсутствие финансирования


 

Далее рассчитаем эффект и эффективность экспортных операций (по основной продукции – КЛУБ-У) рассматриваемого предприятия за 2013 и 2014 гг.

Таблица 10

Расчет эффекта и эффективности экспортных операций КЛУБ-У в 2013-2014 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

1

2

3

Объем продаж, шт.

1741

1355

Производственная себестоимость ед. продукции, руб.

152400

165500

Цена продукции

   

 на внутреннем рынке, руб.

397700

421600

 на внешнем рынке, руб.

509600

540200

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб./шт.

191600

2184800

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, руб./шт.

284200

29100

Затраты, руб.

   

 при реализации на внутреннем рынке

265328400

2538565400

 при реализации на внешнем рынке

3148076200

26368300

Результаты, руб.

   

 при реализации на внутреннем рынке

692 395700

57126800

 при реализации на внешнем рынке

887 213600

731 97100

Эффект руб.

   

 при продаже на внутреннем рынке

427067300

317 41146

 при продаже на внешнем рынке

572 405980

46828800

Эффективность, %

   

 при продаже на внутреннем рынке

2,61

2,25

 при продаже на внешнем рынке

2,82

2,77


 

 

Расчеты, приведенные выше, говорят о том, что за последние два года экспорт продукции ОАО «Гомельский радиозавод» несмотря на некоторую отрицательную динамику, был эффективен.

В общем, можно сделать вывод, что на предприятии динамично развиваются внешние поставки, причем не только в ближнее зарубежье, но и в европейские страны. В 2013 г. наблюдался самый большой прирост экспорта продукции в общем, а в 2014 г. – наибольший прирост экспорта КЛУБов. Основным импортером систем безопасности движения поездов стал Казахстан.

Также с 2013 г. появились новые Европейские партнеры – Италия, Польша, Чехия. При этом необходимо отметить, что эти страны закупают комплексные локомотивные устройства безопасности по такой же схеме как Казахстан, покупающий оборудование для оснащения поставляемых локомотивов в Китай. Кроме того, вышеназванные европейские производители локомотивных устройств, приобретают по заказу стран Прибалтики, заказывающих в Европе подвижные составы.

Анализ контрактных отношений показал, что на предприятии высокая договорная дисциплина. А наибольший процент невыполнения договоров связан с мировым кризисом и отсутствием финансирования со стороны контрагентов.

внешнеэкономический экспортный производство предприятие

2.4 Предпосылки и проблемы совершенствования внешнеэкономической деятельности

 

Рынок средств железнодорожной автоматики объективно неоднороден, его составляют несколько специализированных сегментов, в которых в различной степени конкурируют несколько игроков рынка. В целом рынок имеет определенные входные барьеры для вхождения в него новым конкурентам, В первую очередь это связано процедурой сертификации и допуска продукции к эксплуатации на железных дорогах.

В настоящее время, в связи с продолжающимся финансовым кризисом и влиянием его последствий на экономику Республики Беларусь, когда "БЖД" вынуждено было корректировать стратегические планы по реализации инфраструктурных проектов, связанных со строительством, реконструкцией основных железнодорожных магистралей, техническому перевооружению хозяйств. В такой ситуации, учитывая, что "БЖД" является основным потребителем, перед коллективом ОАО «Гомельский радиозавод» стоят задачи расширения поставок потребителям на мировой рынок.

Позиции ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики

ОАО «Гомельский радиозавод» - это одно из основных предприятий на Белорусском рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики для железнодорожного транспортного комплекса.

Положительные позиции ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики в сравнении с потенциальными конкурентами в основном характеризуются:

  • отлаженной производственной структурой
  • разветвленной системой кооперации
  • обширной клиентской базой.

Проектные организации в технических и схемных решениях используют строго ограниченную номенклатурную базу изделий, прошедших адаптацию и допущенных к эксплуатации. В связи с этим понятие заменителя или взаимозаменяемого товара в практике производства средств железнодорожной автоматики практически отсутствует. Предприятия конкуренты ОАО «Гомельский радиозавод»в основном стремятся к освоению производства средств и систем ЖАТ новых поколений, в связи, с чем ОАО «Гомельский радиозавод»на определенном временном этапе может сохранять исторически сложившиеся конкурентные преимущества на рынке традиционных средств автоматики и телемеханики и конкурировать на рынке продукции новых поколений. Однако такое положение не может сохраняться длительное время, поскольку основное направление в технической политике практически всех потребителей продукции это внедрение современных технических средств управления технологическими процессами, которое не ведется ОАО «Гомельский радиозавод» в силу ряда причин, главная из которых -действующая ценовая политика.

Техническое перевооружение производства, а также диверсификация рынков сбыта за счет производства экспортно-ориентированной продукции и продукции для других отраслей экономики усиливают конкурентные преимущества ОАО «Гомельский радиозавод» на рынке средств автоматики, хотя и вовлечет в жесткую конкурентную борьбу за внешние рынки.

Сегодня основными конкурентами ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики, обладающими собственными производственными ресурсами, являются: ОАО "Термотрон-Завод", ЗАО "ТрансСигнал", ФГУП ПО "Октябрь", ЗАО "Дальневосточные технологии", ОАО "Радиоавионика", совместное российско-шведское предприятие ООО "Бомбардье Транспортейшн" (Сигнал), ЗАО "ГЭКСАР", ПРУП "Брестский ЭТЗ", ООО НПП "Стальэнерго" и некоторые другие.

Если в краткосрочной перспективе (2013-2015) в целом не ожидается серьезное усиление позиций на рынке зарубежных компаний производителей средств железнодорожной автоматики, то уже в среднесрочной перспективе просматривается тенденция укрепления позиций крупнейших международных компаний, специализирующихся на производстве электротехнического оборудования и средств железнодорожной автоматики. Таких как канадская машиностроительная корпорация "Bombardier Transportation", французская компания "Thales", итальянская "Finmeccanica", французская машиностроительная корпорация "Alcatel", немецкий концерн "Siemens". Эти крупнейшие компании обладают значительным научным, конструкторским и технологическим потенциалом, инвестируют свои и привлеченные средства в развитие полномасштабного бизнеса, связанного с полным циклом производства и высоким уровнем сервиса на поставляемую Заказчику продукцию.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия