Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 249.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….….….........3

Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5

1.1. Понятие, виды монополий, факторы  монополизации………….......…....5

1.2Установление  монопольной  цены  и   объема  продукции………….…..15

1.3.Монопольная  власть ………………………………….…………..............18

1.4.Ущерб  от  монополии  …………………………………………………....19

1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21

Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на  примере   жилищно-коммунального  сектора  экономики………………………………23

2.1. Монополия  в жилищно-коммунальном   секторе экономики..………...23

2.2.  Жилищно-коммунальные   услуги  в  России  и  за  рубежом ….……...27

2.3.  Реформирование   жилищно-коммунального  сектора экономики …....31

Заключение …………………………………………….…….…………………35

Список использованных источников и литератур ……………….…………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

     Проблема монополизма в экономике  вызывает интерес экономистов  на протяжении почти всего  двадцатого столетия. Эта тема  актуальна, так как в России  существуют мировые экономические  гиганты, которые прочно занимают  монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в  России дает толчок для Российского  государства развивать и усовершенствовать  антимонопольную политику. Монополия  искореняет   конкуренцию, а  естественное  стремление  к  ней порождает   проблемы:  предоставление  ложной  информации    потребителю,  рост  цен, пропадает  выбор, происходит  деградация  экономики страны.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

         Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.

 

Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

   Крупные монополистические объединения  играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства  и, следовательно, увеличение безработицы  во время кризиса.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

 Исходя  из цели, можно выделить следующие  задачи работы: изучить причины  возникновения монополий, рассмотреть  общие понятия монополий, их поведение  на рынке, влияние  монополии  на общество,  потери   от монополизма, сущность монополий, их виды, изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере  регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии.

1.1 Виды монополий, понятие, факторы  монополизации.

1Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как

 «один  продаю». В экономике его применяют  для обозначения особой отраслевой  структуры или конкурентных позиций  отдельных экономических субъектов.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  • с точки зрения рыночной структуры
  • с точки зрения рыночного поведения
  • с точки зрения рыночных итогов.

 

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму рыночной структуры, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

2Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами;
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

3Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связано с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, ограничивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций.

 Если обратить внимание на  монополистические образования  в промышленном производстве, то  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят  значительное количество продукции  определенного вида, благодаря чему  занимают доминирующее положение  на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных  для себя цен; получают более  высокие прибыли.

 

4Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.

 

Крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы  защитить или упорядочить свою монопольную власть.

Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом.

Существует два способа образования монополий: посредствам капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

 

5Существуют 4 фактора, при  которых фирма становится монополией:

1) Монополия может стать результатом нововведений и инновации.

Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию.

2) Экономия от масштаба. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ.

3) Исключительная собственность на важнейшие средства  производства. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.

 

          4) Государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.

Существует несколько возможных причин появления монополии, в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства. Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

6Примером естественной монополии является транспорт, городские коммунальные службы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Экономия от масштаба производства делает выгодным существование этих систем в единственном экземпляре.

 

7Естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и небольшим объемом рыночного спроса.

Естественная монополия не зависят от действия людей. Но монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

 

Причины этого могут быть:

  • Финансовые (если один богатый предприниматель может  скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта).
  • Обладание уникальным ресурсом или технологией (если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага.

8Виды монополий зависят от рыночной структуры и формы конкуренции. Виды монополий:

  • Естественная монополия
  • Государственная
  • Чистая монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. 

В ее основе находятся особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.

9Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.

Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в данном направлении.

     Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные  средние издержки достигают минимума  только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком.

 В такой  отрасли минимальный эффективный  масштаб производства близок  к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства.  Разделение выпуска между двумя  или большим количеством фирм  приведёт к тому, что масштабы  производства будут неэффективно  малы.

В российской промышленности существуют пять тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.

 

10Существуют два типа естественных монополий:

  • Природные монополии.

Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики