Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:30, доклад
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия.[12, c116] Только после продажи продукции чистый доход приобретает форму прибыли.
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия.[12, c116] Только после продажи продукции чистый доход приобретает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции:
П = WT - С (1)
Где П – прибыль WT - объем реализованной продукции С - себестоимость
С прибылью тесно связан показатель рентабельности. Рентабельность - это доходность, соотношение между доходами и каким-либо видом затрат. В данном анализе нас будет интересовать показатель рентабельности основной деятельности, который рассчитывается по формуле:
Выпуск продукции - это количество произведенной на предприятии продукции, выраженное в денежной форме.[12, c 56] Предприятие может менять объем выпускаемой продукции за счет расширения своего производства. Однако выпущенную продукцию необходимо реализовать. Следовательно выпуск продукции зависит от внешних факторов: потребности рынка сбыта, количество рынков сбыта, потребительского спроса, а также цены. Согласно закону предложения выпуск продукции находится в прямой зависимости от цены на эту продукцию. Выпуск продукции определяется по формуле:
W = NiЦi (3)
Где W - выпуск продукции в рублях Ni - количество продукции i-того вида продукции в натуральных единицах Цi - цена единицы i-того вида продукции в рублях
Метод калькулирования.
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям затрат. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели, как цеховая, производственная и полная себестоимость.
Перечень статей калькуляции, их основ и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Затраты
на один рубль продукции - наиболее
известный на практике обобщающий показатель
себестоимости продукции, выражающий
её прямую связь с прибылью. Он отражает
себестоимость единицы
Показатель затрат на 1 рубль продукции - универсальный показатель. Он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отно-шением общей суммы затрат на производство и реализацию про-дукции к стоимости произведенной товарной продукции в дей-ствующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объек-тивные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.3
Показатель затрат на 1 рубль продукции выражает совокупность материальности, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а его анализу позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. продукции от затрат предшествующего периода по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов снижения затрат.
Чем выше этот показатель, тем меньше доля прибыли в объеме выпускаемой продукции. Максимально он может быть равен 1. Если по периодам этот коэффициент снижается, то деятельность предприятия, направленная на уменьшение затрат на производимую продукцию (по экономии ресурсов), эффективна.
2. Метод анализа
При анализе затрат на 1 рубль продукции используются два метода: метод сравнения и сопоставления элементов (метод алгебраической суммы частных показателей сметы затрат) и метод цепных подстановок.
При проведении анализа затрат на 1 рубль продукции метод сравнения применяется при анализе по элементам затрат (смете затрат). Проводится вертикальный сравнительный анализ элементов затрат в общей сумме сметы затрат путем расчета удельного веса каждого элемента в 1 рубле продукции.
Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать - значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. [10 c 50]
Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов:
1. Объем выпуска продукции
2. Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
3. Переменные издержки
4. Постоянные издержки
5. Цена продукции
Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку.
Вторая часть анализа заключается в определении влияния изменения каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль продукции. Анализ проводится путем вычитания предыдущей цепочки из последующей.
1. Влияние изменения объема
ЗW N = ЗW N - ЗW 0 (19)
2. Влияние изменения структуры
ЗW стр = ЗW стр - ЗW N (20)
3. Влияние изменения переменных издержек
ЗW Ипер = ЗW Ипер - ЗW стр (21)
4. Влияние изменения постоянных издержек
ЗW Ипост = ЗW Ипост - ЗW Ипер (22)
5. Влияние изменения цены
ЗW Ц = ЗW Ц - ЗW Ипер (23)
Сумма влияния всех факторов:
ЗW L = ЗW 1 - ЗW 0 (24)
На основе сравнения полученных показателей делается вывод о эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия по снижению себестоимости продукции.
Проведение расчетов
1. Предварительные расчеты показателей-факторов
Расчет себестоимости с использованием нормативной рентабельности и цены по формуле № 5:
А: 7100 : 1,136 = 6250 руб.
Б: 10900 : 1,103 = 9880 руб.
В: 13900 : 1,121 = 12400 руб.
Расчет показателей текущего периода производится путем умножения показателей базисного периода на процент изменения плюс один.
Расчет текущего выпуска продукции:
А: 400*1,07 = 428 мат.ед.
Б: 280*1,1 = 308 мат.ед.
В: 350*1,05 = 368 мат.ед.
Расчет текущей цены:
А: 7100*1,08 = 7668 руб.
Б: 10900*1,06 = 11554 руб.
В: 13900*1,06 = 14734 руб.
Расчет текущей рентабельности:
А: 13,6*1,15 = 15,8 %
Б: 10,3*1,15 = 11,9 %
В: 12,1*1,15 = 13,9 %
Аналогично проводим расчет сметы затрат в текущем периоде:
Материалы: 3240*1,16 = 3758,4 тыс. руб.
Оплата труда: 1765*1,065 = 1879,7 тыс. руб.
ЕСН: 1879,7*0,356 = 669,2 тыс. руб.
Амортизация: 1000*1,052 = 1052 тыс. руб.
Прочие: 2973*1,15 = 3418,9 тыс. руб.
Итого смета затрат = 10778,2 тыс. руб.
Расчет себестоимости проводится аналогично базисному периоду:
А: 7668 : 1,158 = 6622 руб.
Б: 11554 : 1,119 = 10325 руб.
В: 14734 : 1,139 = 12936 руб.
Расчет величины переменных издержек на единицу продукции каждого вида проводится путем умножения себестоимости единицы продукции на процент переменных издержек:
Расчет переменных издержек в базисном периоде:
А: 6250*0,69 = 4313 руб.
Б: 9880*0,71 = 7015 руб.
В: 12400*0,72 = 8928 руб.
Расчет переменных издержек в текущем периоде:
А: 6622*0,71 = 4702 руб.
Б: 10325*0,7 = 7228 руб.
В: 12936*0,71 = 9185 руб.
Расчет величины постоянных издержек проводится путем сложения переменных издержек по каждому виду продукции. Для этого находим процент постоянных издержек в себестоимости продукции:
В базисном:
А: 100-69=31%
Б: 100-71=29%
В: 100-72=28%
В текущем:
А: 100-71=29%
Б: 100-70=30%
В: 100-71=29%
Находим постоянные издержки:
Ипост 0 = 6250*400*0,31 + 9880*280*0,29 + 12400*350*0,28 = 2792200 руб.
Ипост 1 = 6622*428*0,29 + 10325*308*0,3 + 12936*368*0,29 = 3156004 руб.
2. Проведение анализа по методу
1. Затраты на 1 рубль продукции в базисном периоде по формуле № 11:
(400*4313+280*7015+350*8928) + 2792200 = 0,893037 руб./руб.
400*7100+280*10900+350*13900
Расчет коэффициента изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам) по формуле № 12:
428*7100+308*10900+368*13900 = 1,0701
400*7100+280*10900+350*13900
Расчет коэффициента изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости) по формуле № 13:
428*6250+308*9880+368*12400 = 1,0702
400*6250+280*9880+350*12400
2. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения объема по формуле № 14:
1,0701*(400*4313+280*7015+350*
1,0702*(400*7100+280*10900+
3. Затраты
на 1 рубль продукции при влиянии
изменения структуры по
(428*4313+308*7015+368*8928) + 2792200 = 0,876041 руб./руб.
428*7100+280*10900+350*13900
4. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения переменных издержек по формуле № 16:
(428*4702+308*7228+368*9185) + 2792200 = 0,90442 руб./руб.
428*7100+280*10900+350*13900
5. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения постоянных издержек по формуле № 17:
(428*4702+308*7228+368*9185) + 3156004 = 0,936024 руб./руб.
428*7100+280*10900+350*13900
6. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения цены по формуле № 18:
(428*4702+308*7228+368*9185) + 3156004 = 0,878665 руб./руб.
428*7668+308*11554+368*14734
Определяем влияние каждого фактора по формулам № 19-22:
0,892953-0,893037 = -0,000084 руб./руб.
0,876041-0,893037 = -0,016996 руб./руб.
0,90442 - 0,876041 = +0,028379 руб./руб.
0,936024-0,90442 = +0,031604 руб./руб.
Информация о работе Анализ затрат и дебиторской задолженности