Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:36, курсовая работа
Одним из инструментов совершенствования безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
- имя держателя;
- номер его банковской карты;
- шифр его отделения банка;
- наименование банка;
- символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;
- голограмма – фирменный знак платежной системы (защитить от подделки);
- срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).
2.1
Формирование рынка
Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Операции по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты. Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п. Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Процессинговый центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам стоп-листы. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры. Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации (например, сети Интернет) обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях. Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы – электонно-технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме. Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно.
2.2 Характеристика банковских пластиковых карт в России.
Банковской картой именуют особый
пластиковый носитель, эмитируемый кредитными
учреждениями, получившими соответствующую
лицензию. Выдают карту при заключении
договора об открытии счета. По своей сущности,
она является ключом для удаленного доступа
и управления безналичными денежными
средствами, помещенными в конкретный
банк, либо полученными в качестве займа.
Сегодня существует широкий ассортимент
самых различных карточных счетов:
• кредитные (денежные средства предоставляются
клиенту на условиях возвратности, срочности
и платности);
• дебетовые или расчетные (владелец может
распоряжаться только суммами, имеющимися
в наличии);
• предоплаченные (их покупают для осуществления
строго определенных расчетов).
Каждая из приведенных выше категорий
включает множество различных видов. Условия
сотрудничества, в большинстве случаев,
стандартизированы, однако существуют
карты с индивидуально разработанными
условиями. Пластиковый носитель изготавливается
с учетом требований к идентификации,
оснащается специальной магнитной лентой.
На поверхности карты указывается индивидуальный
номер, а также срок действия. Использовать
ее можно при получении средств, либо в
момент осуществления расходов.
Виды дебетовых карт
Расчетная карта – один из наиболее распространенных
сегодня платежных средств, используемых
в крупных городах России. Она удобна,
практична, повышает безопасность управления
финансами. Кредитные учреждения предлагают
клиентам два основных ее типа:
• классический вариант (расходуются
средства, поступающие на расчетный счет);
• с открытым овердрафтом (клиент может
расходовать сумму, превышающую объем
средств на счету в установленных пределах,
на условиях возвратности, срочности и
платности). Типы пользователей банковских карт
в РФ:
По
данным опроса , в общей сложности на руках
у наших соотечественников насчитывается
50,5 миллионов карт, причём 2 и более карты
есть в наличии у 9% сограждан, т.е. практически
у каждого 10 их владельца:
Каждый банк стремится разработать
и предложить самые выгодные, привлекательные
условия. Сбербанк РФ, например, выдает
следующие виды карт:
1. «Социальная»
Программа адресована представителям
конкретных социальных групп (студенты,
пенсионеры, получатели иных типов государственных
пособий). Выдается карта на три года с
возможностью пролонгации договора счета
и обмена на новый пластиковый носитель.
На остаток средств начисляется доход
из расчета 3,5 % годовых.
2. Оплата покупок и снятия наличности
Универсальный карточный счет имеет международный
характер и открывает доступ к недорогим
банковским услугам (пополнение, переводы,
оплата товаров и прочее). Клиент вправе
выбрать валюту (рубли, евро или доллары).
3. Предложение молодежи
Предполагает регулярное, но
необязательное пополнения за счет стипендий
или заработной платы. Счет дает возможность
использования услуги «Мобильного банка»,
а также иных форм удаленного доступа.
Дебетовые карты, как правило, не предполагают
высокой процентной ставки. Данный тип
расчетного счета предназначен для решения
текущих задач. Он не рассматривается
в качестве депозита, поэтому рассчитывать
на крупный доход от накопления сумм на
карте не стоит.
Виды кредитных карт
Постоянно развивающаяся система оперативного
кредитования активно реализуется отечественными
банками в форме карточных счетов. Характерными
чертами таких услуг является выдача пластикового
носителя, повышенная процентная ставка,
предоставление краткого периода для
возврата денежных средств без уплаты
процента (либо с учетом пониженной стоимости
займа). Универсальными предложениями
Сбербанка РФ можно назвать:
1. Мгновенное кредитование
Карта выдается клиенту в день обращения,
а использовать средства на льготных условиях
он может в течение 50 суток. В стандартном
варианте годовая ставка по займу составляет
19 %. Срок действия соглашения не превышает
12 месяцев.
2. Золотые кредитные карты
Определенной категории клиентов банк
предлагает не только стандартный пакет
услуг, но и дополнительное обслуживание.
Выгодные условия: кредитная линия на
сумму до 600 000 рублей, льготный период
в 50 суток, невысокая ставка до 23%. С каждым
обратившимся гражданином банк согласовывает
условия индивидуально.
3. Предложения для молодежи
Гибкую систему оперативного кредитования
разработали аналитики Сбербанка РФ для
молодежи. Карты предусматривают относительно
невысокие ставки, а также множество дополнительных
возможностей. Услуга особенно востребована
у активных молодых людей, интересующихся
финансовыми отношениями, научившимися
планировать собственные расходы и доходы.
Ежеквартально отечественные банки представляют
публике все новые разработки. Как отмечают
аналитики, условия сотрудничества с владельцами
карточных счетов все более приближаются
к европейским.
2.3 Оценка современного состояния рынка пластиковых карт в России.
Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при достижении целей по сокращению расчетов наличными денежными средствами и развитию безналичных расчетов в сфере розничных платежей. Платежные карты занимают одну из главных позиций среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей. В течение 2012 года количество платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, увеличилось на 19,6 % и составило 239,5 млн. карт, из них 70,6 % приходилось на расчетные (дебетовые) карты, 9,4 % — на кредитные карты, 20,0 % — на предоплаченные карты, используемые для осуществления операций, связанных с электронными денежными средствами. Наибольшими темпами росло предложение кредитных карт (в 1,5 раза), количество расчетных (дебетовых) и предоплаченных карт увеличилось на 14,3 и 28,7 % соответственно. Доля операций по снятию наличных денег в общем количестве операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, сократилась на 10,0 процентного пункта, до 48,2 %, в общем объеме — на 3,4 процентного пункта, до 76,4 %. Удельный вес безналичных операций с использованием платежных карт составил 51,8 и 23,6 % соответственно. Кроме того, в российской платежной инфраструктуре обслуживались платежные карты иностранных эмитентов: в 2012 году на территории Российской Федерации держателями платежных карт, эмитированных банками нерезидентами, было совершено 61,8 млн. операций на сумму 244,2 млрд. рублей, из них 65,8 % по количеству и 49,6 % по объему приходилось на безналичные операции . Количество устройств (банкоматов, электронных терминалов), используемых при оплате товаров и услуг платежными картами, выросло за год на 27,5 % и на 1.01.2013 составило 904,3 тыс. устройств. Сохранились высокие темпы роста операций по приему наличных денег через банкоматы (как с использованием, так и без использования платежных карт) и платежные терминалы кредитных организаций. По сравнению с 2011 годом их объем возрос в 1,6 раза, до 3,5 трлн. рублей (в расчете на одного жителя России — с 15,3 тыс. рублей в 2011 году до 24,7 тыс. рублей в 2012 году). Этому способствовали увеличение сети банкоматов и платежных терминалов, а также расширение спектра платежных услуг, которые могут предоставляться с использованием данных устройств, в том числе при осуществлении государственных платежей. Платежные агенты и банковские платежные агенты продолжили деятельность по развитию своей платежной инфраструктуры, дополняющей платежную инфраструктуру кредитных организаций. По сравнению с 2011 годом объем принятых ими у населения наличных денег возрос в 2 раза, до 974,6 млрд. рублей, из них 89,5 % от общего объема поступлений приходилось на платежных агентов, 10,5 % — на банковских платежных агентов. Высокий темп роста объема платежей, совершенных через платежных и банковских платежных агентов, обусловлен в основном расширением перечня платежей, совершаемых через платежных и банковских платежных агентов. Наряду с платежами в целях оплаты услуг связи, по-прежнему составляющими наибольшую долю в общем количестве таких платежей, все более востребованными становятся платежи на более значительные суммы, связанные с оплатой коммунальных платежей, погашением банковских кредитов, платежами в пользу РосРеестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, визовыми консульскими сборами и т. п. Многие банки в условиях проблем с текущей ликвидностью стараются всячески стимулировать клиента-работника, имеющего по итогам месяца приличные остатки средств на карточном счете. В ряде банков по зарплатным проектам действуют вполне приемлемые ставки, сопоставимые с условиями по размещению коротких депозитов. Но если банк ничего не начисляет на остатки по карточному счету, либо декларирует процентную ставку, соответствующую вкладу «до востребования», денежные средства с зарплатного счета, как правило, снимаются без остатка. Большинство банков предлагают сегодня в качестве бонуса к зарплатному проекту обслуживание в системах интернет-банкинга и SMS-банкинга, а также услугу овердрафтного кредитования сотрудников. По данным Банка России, по состоянию на конец 2012 г. около половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории Банк России относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции. Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт:
Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного. Анализ ситуации на российском рынке пластиковых карт позволяет отметить, что Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако большая часть эмитированной базы — это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т. е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей. Объем операций с использованием банковских карт, совершенными физическими лицами на 01.04.2013 года составил 6,03 млрд. рублей, что на 1,215 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако абсолютное большинство операций — это снятие наличности, а не платежи в торгово-сервисной сети. Удельный вес операций по получению наличных денег в общем объеме операций составляет на 01.04.2013 год 74,3 %, что на 20 % меньше по сравнению с 2010 годом. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении объема операций по оплате товаров и положительно влияют на выполнение банковскими картами функции средства безналичного платежа. Темп прироста общего объема операций с использованием банковских карт за анализируемый период составляет 25,27 %. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 19,57 %, а операций по оплате товаров — 42,96 %. Объем операций с использованием банковских карт, совершенными юридическими лицами на 01.04.203 года составило 197,3 млрд. рублей, что на 107,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Юридические лица совершают в основном операции по оплате товаров. По получению наличных денег по пластиковым картам юридическими лицами на 01.04.2013 совершено операций на 105, 9 млрд. рублей, а по оплате товаров 91,3 млрд. рублей. Это свидетельствует о том, что юридические лица совершают расчеты в основном в безналичной форме. Темп прироста общего объема операций, совершаемых юридическими лицами с использованием банковских карт за анализируемый период, составил 119,61 %. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 50,31 %, а операций по оплате товаров — 475,85 %, вследствие того, что в 2012 году произошел сильный упадок в пользовании картами. Все операции с банковскими картами разделяют на две основные категории: получение наличных денег и оплата товаров. На рисунке 1 представлены операции с банковскими картами, осуществленные юридическими и физическими лицами в 2011–2013 годах.
Рис. 1. Динамика структуры операций с использованием банковских карт по получению наличных денег, в процентах