Анализ рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Одним из инструментов совершенствования безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.09 Кб (Скачать файл)

- имя держателя;

- номер его банковской карты;

- шифр его отделения банка;

- наименование банка;

- символы электронной системы  платежей, в которой используются  карточки данного вида;

- голограмма – фирменный знак платежной системы (защитить от подделки);

- срок пользования карточкой (от  полугода до двух лет).

 

2.1 Формирование рынка пластиковых  карт в России

Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Операции по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты. Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.  Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

Процессинговый центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.  Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам стоп-листы. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры. Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации (например, сети Интернет) обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях. Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы – электонно-технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.  Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно.

 

2.2 Характеристика банковских  пластиковых карт в России.

Банковской картой именуют особый пластиковый носитель, эмитируемый кредитными учреждениями, получившими соответствующую лицензию. Выдают карту при заключении договора об открытии счета. По своей сущности, она является ключом для удаленного доступа и управления безналичными денежными средствами, помещенными в конкретный банк, либо полученными в качестве займа. Сегодня существует широкий ассортимент самых различных карточных счетов: 
• кредитные (денежные средства предоставляются клиенту на условиях возвратности, срочности и платности); 
• дебетовые или расчетные (владелец может распоряжаться только суммами, имеющимися в наличии); 
• предоплаченные (их покупают для осуществления строго определенных расчетов). 
Каждая из приведенных выше категорий включает множество различных видов. Условия сотрудничества, в большинстве случаев, стандартизированы, однако существуют карты с индивидуально разработанными условиями. Пластиковый носитель изготавливается с учетом требований к идентификации, оснащается специальной магнитной лентой. На поверхности карты указывается индивидуальный номер, а также срок действия. Использовать ее можно при получении средств, либо в момент осуществления расходов. 
Виды дебетовых карт 
Расчетная карта – один из наиболее распространенных сегодня платежных средств, используемых в крупных городах России. Она удобна, практична, повышает безопасность управления финансами. Кредитные учреждения предлагают клиентам два основных ее типа: 
• классический вариант (расходуются средства, поступающие на расчетный счет); 
• с открытым овердрафтом (клиент может расходовать сумму, превышающую объем средств на счету в установленных пределах, на условиях возвратности, срочности и платности). Типы пользователей банковских карт в РФ:

 
По данным опроса , в общей сложности на руках у наших соотечественников насчитывается 50,5 миллионов карт, причём 2 и более карты есть в наличии у 9% сограждан, т.е. практически у каждого 10 их владельца:

 

Каждый банк стремится разработать и предложить самые выгодные, привлекательные условия. Сбербанк РФ, например, выдает следующие виды карт: 
1. «Социальная»  
Программа адресована представителям конкретных социальных групп (студенты, пенсионеры, получатели иных типов государственных пособий). Выдается карта на три года с возможностью пролонгации договора счета и обмена на новый пластиковый носитель. На остаток средств начисляется доход из расчета 3,5 % годовых. 
2. Оплата покупок и снятия наличности 
Универсальный карточный счет имеет международный характер и открывает доступ к недорогим банковским услугам (пополнение, переводы, оплата товаров и прочее). Клиент вправе выбрать валюту (рубли, евро или доллары). 
3. Предложение молодежи

Предполагает регулярное, но необязательное пополнения за счет стипендий или заработной платы. Счет дает возможность использования услуги «Мобильного банка», а также иных форм удаленного доступа. Дебетовые карты, как правило, не предполагают высокой процентной ставки. Данный тип расчетного счета предназначен для решения текущих задач. Он не рассматривается в качестве депозита, поэтому рассчитывать на крупный доход от накопления сумм на карте не стоит. 
Виды кредитных карт 
Постоянно развивающаяся система оперативного кредитования активно реализуется отечественными банками в форме карточных счетов. Характерными чертами таких услуг является выдача пластикового носителя, повышенная процентная ставка, предоставление краткого периода для возврата денежных средств без уплаты процента (либо с учетом пониженной стоимости займа). Универсальными предложениями Сбербанка РФ можно назвать: 
1. Мгновенное кредитование 
Карта выдается клиенту в день обращения, а использовать средства на льготных условиях он может в течение 50 суток. В стандартном варианте годовая ставка по займу составляет 19 %. Срок действия соглашения не превышает 12 месяцев. 
2. Золотые кредитные карты 
Определенной категории клиентов банк предлагает не только стандартный пакет услуг, но и дополнительное обслуживание. Выгодные условия: кредитная линия на сумму до 600 000 рублей, льготный период в 50 суток, невысокая ставка до 23%. С каждым обратившимся гражданином банк согласовывает условия индивидуально.  
3. Предложения для молодежи 
Гибкую систему оперативного кредитования разработали аналитики Сбербанка РФ для молодежи. Карты предусматривают относительно невысокие ставки, а также множество дополнительных возможностей. Услуга особенно востребована у активных молодых людей, интересующихся финансовыми отношениями, научившимися планировать собственные расходы и доходы. 
Ежеквартально отечественные банки представляют публике все новые разработки. Как отмечают аналитики, условия сотрудничества с владельцами карточных счетов все более приближаются к европейским.

 

2.3 Оценка современного  состояния рынка пластиковых  карт в России.

Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при достижении целей по сокращению расчетов наличными денежными средствами и развитию безналичных расчетов в сфере розничных платежей. Платежные карты занимают одну из главных позиций среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей. В течение 2012 года количество платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, увеличилось на 19,6 % и составило 239,5 млн. карт, из них 70,6 % приходилось на расчетные (дебетовые) карты, 9,4 % — на кредитные карты, 20,0 % — на предоплаченные карты, используемые для осуществления операций, связанных с электронными денежными средствами. Наибольшими темпами росло предложение кредитных карт (в 1,5 раза), количество расчетных (дебетовых) и предоплаченных карт увеличилось на 14,3 и 28,7 % соответственно. Доля операций по снятию наличных денег в общем количестве операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, сократилась на 10,0 процентного пункта, до 48,2 %, в общем объеме — на 3,4 процентного пункта, до 76,4 %. Удельный вес безналичных операций с использованием платежных карт составил 51,8 и 23,6 % соответственно. Кроме того, в российской платежной инфраструктуре обслуживались платежные карты иностранных эмитентов: в 2012 году на территории Российской Федерации держателями платежных карт, эмитированных банками нерезидентами, было совершено 61,8 млн. операций на сумму 244,2 млрд. рублей, из них 65,8 % по количеству и 49,6 % по объему приходилось на безналичные операции . Количество устройств (банкоматов, электронных терминалов), используемых при оплате товаров и услуг платежными картами, выросло за год на 27,5 % и на 1.01.2013 составило 904,3 тыс. устройств. Сохранились высокие темпы роста операций по приему наличных денег через банкоматы (как с использованием, так и без использования платежных карт) и платежные терминалы кредитных организаций. По сравнению с 2011 годом их объем возрос в 1,6 раза, до 3,5 трлн. рублей (в расчете на одного жителя России — с 15,3 тыс. рублей в 2011 году до 24,7 тыс. рублей в 2012 году). Этому способствовали увеличение сети банкоматов и платежных терминалов, а также расширение спектра платежных услуг, которые могут предоставляться с использованием данных устройств, в том числе при осуществлении государственных платежей. Платежные агенты и банковские платежные агенты продолжили деятельность по развитию своей платежной инфраструктуры, дополняющей платежную инфраструктуру кредитных организаций. По сравнению с 2011 годом объем принятых ими у населения наличных денег возрос в 2 раза, до 974,6 млрд. рублей, из них 89,5 % от общего объема поступлений приходилось на платежных агентов, 10,5 % — на банковских платежных агентов. Высокий темп роста объема платежей, совершенных через платежных и банковских платежных агентов, обусловлен в основном расширением перечня платежей, совершаемых через платежных и банковских платежных агентов. Наряду с платежами в целях оплаты услуг связи, по-прежнему составляющими наибольшую долю в общем количестве таких платежей, все более востребованными становятся платежи на более значительные суммы, связанные с оплатой коммунальных платежей, погашением банковских кредитов, платежами в пользу РосРеестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, визовыми консульскими сборами и т. п. Многие банки в условиях проблем с текущей ликвидностью стараются всячески стимулировать клиента-работника, имеющего по итогам месяца приличные остатки средств на карточном счете. В ряде банков по зарплатным проектам действуют вполне приемлемые ставки, сопоставимые с условиями по размещению коротких депозитов. Но если банк ничего не начисляет на остатки по карточному счету, либо декларирует процентную ставку, соответствующую вкладу «до востребования», денежные средства с зарплатного счета, как правило, снимаются без остатка. Большинство банков предлагают сегодня в качестве бонуса к зарплатному проекту обслуживание в системах интернет-банкинга и SMS-банкинга, а также услугу овердрафтного кредитования сотрудников. По данным Банка России, по состоянию на конец 2012 г. около половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории Банк России относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции. Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт:

 

 Подобное соотношение  объясняется довольно просто. Дело  в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного. Анализ ситуации на российском рынке пластиковых карт позволяет отметить, что Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако большая часть эмитированной базы — это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т. е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей. Объем операций с использованием банковских карт, совершенными физическими лицами на 01.04.2013 года составил 6,03 млрд. рублей, что на 1,215 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако абсолютное большинство операций — это снятие наличности, а не платежи в торгово-сервисной сети. Удельный вес операций по получению наличных денег в общем объеме операций составляет на 01.04.2013 год 74,3 %, что на 20 % меньше по сравнению с 2010 годом. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении объема операций по оплате товаров и положительно влияют на выполнение банковскими картами функции средства безналичного платежа. Темп прироста общего объема операций с использованием банковских карт за анализируемый период составляет 25,27 %. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 19,57 %, а операций по оплате товаров — 42,96 %. Объем операций с использованием банковских карт, совершенными юридическими лицами на 01.04.203 года составило 197,3 млрд. рублей, что на 107,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Юридические лица совершают в основном операции по оплате товаров. По получению наличных денег по пластиковым картам юридическими лицами на 01.04.2013 совершено операций на 105, 9 млрд. рублей, а по оплате товаров 91,3 млрд. рублей. Это свидетельствует о том, что юридические лица совершают расчеты в основном в безналичной форме. Темп прироста общего объема операций, совершаемых юридическими лицами с использованием банковских карт за анализируемый период, составил 119,61 %. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 50,31 %, а операций по оплате товаров — 475,85 %, вследствие того, что в 2012 году произошел сильный упадок в пользовании картами. Все операции с банковскими картами разделяют на две основные категории: получение наличных денег и оплата товаров. На рисунке 1 представлены операции с банковскими картами, осуществленные юридическими и физическими лицами в 2011–2013 годах.

Рис. 1. Динамика структуры операций с использованием банковских карт по получению наличных денег, в процентах

Информация о работе Анализ рынка пластиковых карт в России