Анализ рынка труда Республики Башкортостан. Проблемы труда и занятости молодежи на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности занятости и безработицы и рассмотрение особенностей рынка труда РБ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:
раскрыть сущность занятости и безработицы;
рассмотреть виды и формы занятости и безработицы;
выявить виды борьбы с безработицей;
проанализировать состояние на рынке труда РБ.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 2
1 Занятость и безработица – две стороны реализации трудового
потенциала …………………………………………………………………….
4
2 Виды и формы занятости ………………………………………………….. 11
3 Типы, формы и классификация безработицы ……………………………. 18
4 Роль государства в борьбе с безработицей ……………………………….. 25
5 Анализ рынка труда Республики Башкортостан. Проблемы труда и занятости
молодежи на рынке труда ………………………………………...
30
Заключение …………………………………………………………………… 38
Список литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсачЭкономикаТруда.docx

— 246.07 Кб (Скачать файл)

Рисунок 8 – Структура безработных по образованию (2011 г.)

Средний возраст безработных  в 2009 г. составил 33,9 лет. В целом по республике из общего числа безработных  доля молодежи в возрасте от 15 до 29 лет  достигла 42,5%, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял почти 50%. Растет число безработных женщин предпенсионного возраста. В 2009 г. доля женщин этой категории составила 14,1% (в 1992 г. – 5,5%).

В группу территорий с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы вошли города Агидель – 6,37%, Межгорье – 2,37%, Калтасинский – 3,05%, Архангельский – 2,85% и Кигинский – 2,57% районы. При этом в 32 районах и городах республики уровень безработицы не превысил  среднереспубликанское значение (наименьший в Бакалинском районе – 0,74%)24.

Таким образом, у нас сложился относительно невысокий уровень  безработицы. На предприятиях сохраняется  избыток рабочей силы, главным  образом, в виде ее низкой загрузки. В свою очередь, работники не стремятся  покинуть предприятия, поскольку статус безработного не обеспечивает необходимый  уровень существования, приводит к  разрыву с предприятием, тогда как вторичная и неформальная занятость, совмещаемая с формальной, позволяет найти необходимый доход.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. сложившаяся ситуация в сфере занятости и трудоустройства населения близка к критической и, если не принять специальных мер, грозит грядущими социальными катаклизмами;
  2. трудоустройство является одним из доминантных факторов стабилизации и устойчивости, а решение проблемы занятости является составной частью концепции устойчивого роста национального хозяйства страны;
  3. необходимо активное государственное вмешательство в решение проблемы занятости, а формой государственного регулирования является разработка и реализация программ занятости населения.

Государство с момента  возникновения этого политического  института выполняло и несомненно должно выполнять определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них – разработка и задание определенных «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда. Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»25:

  • государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
  • государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство  призвано осуществлять26:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрения применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства в области занятости населения;
  • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения, создание государственной службы занятости.

На государственные органы по труду и занятости необходимо возложить: а) предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; б) поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающие новые  рабочие места, прежде всего, для  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающие трудности  в поиске работы.

 

5 Анализ рынка труда республики Башкортостан.

Проблемы труда  и занятости молодежи на рынке  труда

Республика Башкортостан – один из наиболее индустриально развитых субъектов Российской Федерации. Важнейшими отраслями здешней промышленности являются добыча и переработка нефти, а так же машиностроение и металлообработка. В Башкортостане бурными темпами развивается строительство, а ситуация в сельском хозяйстве обстоит гораздо лучше, чем во многих других субъектах нашей родины27.

Что касается рынка труда  республики, то состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортостан в январе 2013 г. было следующим.

По итогам обследования населения  в возрасте 15–72 лет, проводимого  органами статистики, численность экономически активного населения республики в среднем за IV квартал 2012 г. составила 2 025,5 тыс. человек, из них 107 тыс. человек  классифицировались как безработные  с применением критериев Международной  организации труда (т. е. не имели  работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к  ней в обследуемую неделю), 1 918,4 тыс. человек - как занятые экономической деятельностью. Уровень общей безработицы в республике составил 5,3% (в Российской Федерации - 5,3%, в Приволжском федеральном округе - 4,6%)28.

За предоставлением государственных  услуг в службу занятости населения  республики обратились 21,6 тыс. человек (в январе 2012 г. - 27,1 тыс., далее в скобках сравнение с аналогичным периодом 2012 года), из них:

  • за содействием в поиске подходящей работы — 7,1 тыс. человек (7,1 тыс.);
  • за профессиональной ориентацией — 7,7 тыс. (5,8 тыс.);
  • за информацией о положении на рынке труда — 10 тыс. (14,1 тыс.).

 

Таблица 4 - Структура ищущих работу граждан по профессиональной принадлежности (в %)

Рисунок 9 - Структура ищущих работу граждан по профессиональной принадлежности (в %), 2012 год

За месяц признано безработными 4 272 человека (в январе 2012 г. – 4 139). На 1 февраля по республике стояли на учете 27 019 безработных (увеличение с начала января на 539 человек), из них сельские жители составили 43%29.

Состав безработных граждан  на 1 февраля 2013 г. представим в виде таблицы 5.

Таблица 5 - Состав безработных граждан на 1 февраля 2013 г30.

 

1 февраля 2012 г., %

1 февраля 2013 г., %

Женщины

60

62

Мужчин 

40

38

Молодежь в возрасте 16-29 лет

24,9

22,2

Лиц предпенсионного возраста

8,8

11

Инвалидов

7,2

7,4

Уволенных по собственному желанию

47,6

49

Уволенных в связи с  ликвидацией организации, либо сокращением  численности или штата работников

21,2

18

Граждане, стремящиеся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе

16,2

16,8

Впервые ищущие работу

5,2

5,3


Как видно из данной таблицы, показатели по всем категориям практически  не изменились, а если и изменились, то лишь на десятые доли, чего нельзя сказать о молодежи, лицах предпенсионного возраста, уволенных по собственному желанию уволенных в связи с ликвидацией организации. В то же время, если безработной молодежи и число уволенных в связи с ликвидацией организации стало меньше, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то лиц предпенсионного возраста и уволенных по собственному желанию стало больше.

Уровень регистрируемой безработицы  в целом по республике на 1 февраля  составил 1,3% от экономически активного  населения, в том числе по городам  — 1,2%, по районам — 1,5%, по г.Уфа — 1,3% (на 1 февраля 2012 г. соответственно — 1,5% по республике и 1,6% по г.Уфа). В число территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы вошли города Агидель (7,4%), Межгорье (2,7%), Дуванский (2,7%), Стерлибашевский (2,3%) районы31.

Проанализируем мероприятия, проводившиеся по содействию занятости населения.

При содействии службы занятости  на 1 февраля 2013 г. трудоустроено 2 459 человек (в 2012 г. – 2 713), что составило 34,8% от обратившихся в поиске работы. Высокий уровень трудоустройства в январе отмечен в городах Сибай, Кумертау, Калининском, Октябрьском, Кировском районах г.Уфы, Илишевском, Абзелиловском и Благоварском районах32.

Остальные мероприятия приведем в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Мероприятия по содействию занятости населения

 

1 февраля 2012 г., чел.

1 февраля 2013 г., чел.

Общественные работы

248

285

Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы  время

10

63

Организация временного трудоустройства  безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

21

26

Оказание содействия населению  в организации предпринимательской  деятельности

27

19

Предувольнительные консультации

401

1033


Что касается спроса на рабочую  силу, то предприятиями и организациями республики было заявлено о наличии 24,7 тыс. вакансий. На 1 февраля 2013 г. было зарегистрировано уже 34,8 тыс. Доля вакансий по рабочим профессиям составила 82%, с оплатой труда выше прожиточного минимума - 88%33.

Также оказывалась социальная поддержка безработных граждан. Средний размер пособия в январе составил 3 629 рублей или 59% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Доля получателей пособия по безработице в минимальном размере составила 36%, максимальном — 39%.

Несмотря на то, что в  регионе сокращается процент  безработных, тем не менее, здесь  остро стоит проблема невыплаты  заработной платы. В правительстве республики даже проводилось заседание по вопросу осуществления депутатского контроля над своевременной выплатой заработной платы. Также в Башкортостане осуществлялась программа «Содействие занятости населения на 2010–2012 годы», на реализацию которой было выделено 1 млрд 789 млн рублей из республиканского бюджета. Данная программа, в числе прочего, подразумевало под собой профессиональное обучение и переобучение женщин, находящихся в декретных отпусках34.

Правительство республики особое внимание уделяет проблеме безработицы  среди молодежи, поэтому при его  поддержке в Уфе создается  Молодежная биржа труда.

Трудности с подбором места  работы в условиях инновационной  экономики объясняются прежде всего несоответствием рынка труда и рынка образовательных услуг как по уровням образования: высшее, среднее, начальное профессиональное, так и по структуре: переизбыток по одним специальностям и недостаток по другим.

В Республике Башкортостан подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 12 самостоятельных государственных  учреждений высшего профессионального, 17 филиалов вузов, головные учреждения которых расположены в других регионах РФ, 4 негосударственных самостоятельных  вуза и 8 филиалов. Обучение ведется по 63 направлениям и 223 специальностям.

Наблюдается несоответствие между структурой подготовки кадров и потребностями рынка. На 2010 год  потребность в специалистах с  высшим профессиональным образованием в республике составляет 13 562 чел. (26 107 выпущено). Имеет место избыток их выпуска по специальностям «Экономика и управление», «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки». В то же время есть существенный дефицит по специальностям «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Строительство и архитектура».

Потребность в специалистах со средним специальным образованием составляет 14 808 чел. (выпущено 21 127). Избыток имеет место по тем же специальностям, что и в системе высшего образования. При этом наблюдается дефицит по специальностям «Сфера обслуживания», «Приборостроение и оптотехника», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», «Химическая техника и биотехнологии».

Для приведении структуры  подготовки кадров в соответствие с  потребностями экономики республики и социальной сферы необходимы корректировка  республиканского прогноза кадровых потребностей и введение системы государственного заказа на подготовку кадров.

Рисунок 10 – Распределение выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных, по г. Уфе на 31 декабря 2011 г.

В современную эпоху –  эпоху перехода к инновационной  экономике большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения  и прежде всего – молодежи, как  наименее защищенной категории рабочей  силы. Ее низкая конкурентоспособность  на рынке труда объясняется отсутствием  достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу же после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата РБ, на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных составляет более 40%. По данным статистики РБ на 1 января 2010 г., из 43,9 тыс. безработных 42,5% составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет35.

Информация о работе Анализ рынка труда Республики Башкортостан. Проблемы труда и занятости молодежи на рынке труда