Анализ системы налогообложения авиалинии мордовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций по оптимизации налогооблагаемой базы предприятия.
Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи :
- изучить экономическую сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат деятельности предприятий;
- провести сравнительный анализ различных методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат деятельности предприятия;
- на основе изученных материалов анализ уровня налогообложения и определить его влияние на финансовые результаты деятельности ФГУП «Авиалинии Мордовии» ;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа системы налогообложения.
1.1 Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий
1.2 Нормативно-правовое регулирование анализа налогообложения .
1.3 Зарубежный опыт налогообложения предприятий.
2. Оценка и анализ влияния налогообложения на предприятие.
2.1 Организационно экономическая характеристика ФГУП «Авиалинии Мордовии»
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ФГУП «Авиалинии Мордовии»
2.3 Анализ налоговой нагрузки ФГУП «Авиалинии Мордовии»
3. Разработка рекомендаций по оптимизации налогооблагаемой базы для ФГУП «Авиалинии Мордовии»
Заключение
Приложение А

Вложенные файлы: 1 файл

анализ системы налогообложения авиалинии мордовии.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Оно распространяется:

-    в части формирования учетной политики - на все организации;

-    в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

 

1.3 Зарубежный опыт налогообложения предприятий.

 

В условиях развитых рыночных отношений налоговая система является важным элементом регуляции экономических и социальных процессов в государстве. Эффективность ее функционирования определяется самыми разнообразными факторами и в первую очередь экономическим положением, расстановкой политических сил, уровнем налоговой культуры, достижениями экономической науки и тому подобному.

Приведённые ниже данные свидетельствуют, что доля валового внутреннего продукта, которую государство мобилизует в свое распоряжение с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. Например, за период с 2002 по 2010 год, она выросла в Швеции на 25,0 пунктов, в Японии — на 15,0, во Франции — на 10,1, в Канаде — на 10,9. Конечно, во многих странах этот процесс происходит под воздействием разных факторов. Однако общим правилом является то, что рыночная экономика нуждается во вмешательстве государства в процессы перераспределения созданного валового внутреннего продукта для ускорения темпов экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждом определенном периоде найти рациональную величину перераспределения и в соответствии с ней построить налоговый механизм регуляции, который бы включал систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения и тому подобное.

Не менее важное значение приобретает структура налогов. Она постоянно изменяется под воздействием экономических, социальных и политических факторов. В целом, налоговые системы нынешних зарубежных стран основываются на трех самых значительных налогах — налогом на прибыль, социальном страховании и на налоге на добавленную стоимость. Другие налоги, в том числе налог на прибыль организаций, налог на имущество, на наследство и дарение, имеют второстепенное значение.

У большинства стран мира достаточно значимой долей налоговых поступлений, свыше 30 процентов, является подоходный налог. Налоги на потребление, то есть непрямые налоги, которые бывают преимущественно в форме налога на добавленную стоимость и разных видов акцизных сборов, составляют, в среднем, четверть от всех поступлений. Для экономически развитых стран характерной является также небольшая доля налога на прибыль организации.

Характеризуя эволюцию налоговых систем развитых стран мира, следует отметить, что в течение последних 38 лет имеется тенденция к увеличению поступлений в бюджет за счет подоходного налога. Одной из причин такого положения является рост доходов граждан, благодаря чему они приобщаются к высшим группам шкалы налогообложения.

Налоговая система в каждой стране имеет свои особенности, а потому все изменения, которые в ней происходят, нуждаются в глубоком анализе и могут служить лишь дополнительным информативным материалом для практических действий в каждом конкретном случае.

В западной научной доктрине относительно построения налоговых систем господствует истина, что для осуществления налоговых реформ необходимым условием являются определенные демократические принципы, такие как свобода политического выбора, наличие выбора вероятного свободного экономического поведения, которое основывается на частной собственности. При таких условиях все политические и экономические силы с привлечением парламентского механизма законотворчества добиваются удовлетворения собственных интересов путем поиска оптимальных вариантов. В европейских странах налоговая политика формируется как результат сложного процесса взаимодействия интересов экономического, социального и культурного характера. Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что налоговая политика в европейских странах является составляющей общей социальной политики общественного благосостояния.

Научное мнение европейских стран чаще всего сосредоточивает свое внимание на проблеме достижения справедливого налогообложения в обществе. Решением этой проблемы с помощью налогов занимались Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия) - последователи основных идей учения И. Бентама и Д. Милля, которые придерживались мнения, что налогообложение должно быть справедливо. Оценивая точку зрения западных авторов на справедливость в налогообложении, нельзя не заметить их либеральный, даже гуманистический, общечеловеческий характер. Западные ученые отмежевываются от социальной конфронтации и классового подхода к распределительным процессам, проповедуют свободу хозяйственной и интеллектуальной деятельности, политического выбора как абсолютной общественной ценности.

Согласно вышесказанному можно прийти к выводу, что в большинстве стран власть реально оценивает свои возможности в отрасли налогообложения, осознавая, что избыточные налоги взрывают производство, не способствуют частной инициативе и в конечном итоге уменьшают доходную часть бюджета. Полное сдерживание свободы маневра частного бизнеса в налоговых вопросах приводит к оттоку капитала за пределы страны, которая не только ограничивает возможности потенциальных налоговых поступлений, но и препятствует увеличению количества рабочих мест со всеми негативными последствиями. Для общества в целом чрезвычайно важно обеспечить устойчивое развитие национального производства, чем подчинить его текущим бюджетным интересам. Именно поэтому в западных странах не ограничиваются лишь периодическими масштабными понижениями налоговых ставок, а используют много рычагов, которые способствуют экономическому развитию. Среди них соответствующее соотношение прямых и непрямых налогов, поскольку каждая из этих групп, кроме решения общих фискальных заданий, выполняет свои, присущие лишь ей функции регулирования. Приоритет производства перед интересами бюджета — это тот принцип, который отображает отличие и объясняет неэффективность национального налогообложения по сравнению с налогообложением развитых зарубежных стран[6].

Наличие общих подходов относительно формирования налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности:

- современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. В свою очередь это влечет появление все новых способов уклонения от уплаты налогов;

- налог на прибыль физических лиц характеризуется несправедливостью распределения налогового груза, которое заключается в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем налогообложения;

- налогообложение компаний стимулирует их инвестиции и перестройку не из экономических, а из налоговых причин. Это негативно отражается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

В целом зарубежные специалисты считают основными изъянами налоговых систем их сложность, неустроенность и избыточность налоговых ставок.

Ввиду того, что эффективность налогообложения в значительной мере зависит от уровня контроля над уплатой налогов, следует сразу отметить, что в отдельных странах налоговая служба существенно отличается как организационной структурой, так и уровнем административной ответственности. В подавляющем большинстве стран, как правило, налоговая администрация (ведомство) является составляющей министерств финансов, что не исключает определенную автономность в осуществлении ею своих функций. Общим является и то, что налоговые инспекции в развитых странах построены по территориальному признаку[7].

В то же время привлекает внимание усиление контроля над деятельностью непосредственно налоговых органов. В США, в 1988г., был принят специальный "Билль о правах плательщика", который направлен в первую очередь на защиту интересов тех налогоплательщиков, которые в связи с непомерными требованиями со стороны налоговых органов находятся перед необходимостью продажи своего жилья или семейного бизнеса. Правила, предусмотренные этим документом, не освобождают налогоплательщика от необходимости доказывать свою невиновность, однако они дают время, в течение которого плательщик может обжаловать действия местных налоговых органов или погасить свою задолженность. Новые правила предусматривают также во время ревизии возможность замены плательщика налога в случае его отсутствия доверенным лицом или бухгалтером, и проведение видео- или звукозаписи всей процедуры ревизии.

Во Франции принятая Хартия прав и обязанностей плательщика налога, которая предоставляет каждому плательщику существенно расширенный перечень гарантий, обеспечивающихся законодательными и нормативными актами при проверке их налоговыми органами. Интересно отметить, если в большинстве стран есть лишь одна — через суд — возможность обжаловать предъявленную к уплате налоговую сумму, то во Франции предусмотрена еще и дополнительная — претензия налоговым органам в случае необоснованного, по мнению плательщика, определения размера платежа, которую он может подать вышестоящей инстанции к началу срока уплаты платежа. Есть два преимущества такого порядка. С одной стороны, в случае доказанной необоснованности действий налоговых органов есть возможность оперативно решить вопрос, не обращаясь в суд, с другой стороны — в случае объективных действий налоговиков повышается возможность ускоренного и квалифицированного рассмотрения дела в суде. Именно этим порядком объясняется незначительное количество кассационных жалоб в судебных органах Франции. Есть и другие интересные мероприятия по существенному сокращению формальностей в регулировании споров и ускорении их решения. Это касается уменьшения ограничений относительно лица, которое имеет право подписи иска, упрощение порядка возвращения неправильно уплаченной суммы платежа, а также подачи претензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка и анализ влияния налогообложения на предприятие.

 

2.1 Организационно экономическая характеристика ФГУП «Авиалинии Мордовии»

 

Рассчитав экономические показатели деятельности предприятия ФГУП «Авиалинии Мордовии» (Приложение Г) ,можно сделать вывод:

На протяжении 2009-2011 гг. происходит увеличение производительности труда, что свидетельствует о повышении эффективности производственной деятельности, увеличении выпускаемой продукции в расчёте на одного рабочего, что является положительной тенденцией.

Затратоотдача отражает затраты на один рубль произведённой продукции, увеличение этого показателя отрицательно оценивается для предприятия. В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошёл рост этого показателя на 3,7%, но в 2011 году по сравнению с 2010 годом он уменьшился на 0,2%. Рост этого показателя может быть связан с низким качеством сырья, материалов, с наличием брака, отсталым оборудованием, увеличением затрат в незавершённом производстве, отсутствием процесса использования возвратных отходов, что ведёт к увеличению себестоимости продукции, а также рост этого показателя может быть обусловлен сокращением объёма продаж, что в свою очередь может быть связано со снижением платёжеспособного спроса.

Фондоотдача отражает стоимость основных средств на один рубль произведённой продукции, увеличение этого показателя положительно оценивается для предприятия. В 2010 году данный показатель увеличился на

12,6% за счёт роста объёма продаж, но в 2011 году он уменьшился на 6,9%, что связано с увеличением стоимости основных средств как за счёт ввода новых ОС, так и за счёт их переоценки.

Оборачиваемость оборотных средств показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных) и увеличение количества оборотов положительно оценивается для предприятия, так как ускоряется высвобождение средств, вложенных в оборотные активы. В 2010-2011 гг. по сравнению с 2009 годом оборачиваемость сократилась на 22,9%, что связано с превышением роста оборотных активов над ростом объёма продаж продукции, то есть средства вложенные в оборотные активы медленно высвобождаются из оборота, снижается возможность их использования в новом производственном цикле.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2010 году произошло резкое сокращение рентабельности продаж по сравнению с 2009 годом на 72%, что связано с уменьшением прибыли от продаж в 2010 году, но в 2011 году этот показатель незначительно увеличился на 7,2% в результате роста прибыли от продаж.

Таким образом, экономические показатели деятельности предприятия ФГУП «Авиалинии Мордовии» характеризуют его как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительными тенденциями являются рост производительности труда, фондоотдачи, а отрицательные - увеличение затрат на один рубль продукции, снижение оборачиваемости оборотных средств, снижение рентабельности продаж.

Информация о работе Анализ системы налогообложения авиалинии мордовии