Анализ формирования бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.

Содержание

Введение 5
1 Бюджетная система Российской Федерации 7
1.1 Роль, функции и виды бюджета 7
1.2 Экономическая роль и функции бюджета 9
1.3 Доходы и расходы федерального бюджета 13
1.4 Доходы и расходы региональных и местных бюджетов 16
2.Развитие и анализ бюджета РФ 19
2.1 Анализ доходов и расходов бюджета РФ за период 2007-2011гг. 19
2.2 Перспектива развития бюджета РФ 20
2.3 Развитие бюджетной политики 22
3. Совершенствование бюджетной политики РФ 27
3.1 Совершенствование государственного финансового контроля 27
3.2 Прогнозирование бюджета РФ на 2013 г. 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик поля.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

Бюджет выступает также  важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики.

Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также  посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка  таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных  исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных  проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые  не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

Контрольная функция бюджета  проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных  средств на финансирование тех или  иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько  соблюдается принцип целевого использования  денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования — способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет  вовремя скорректировать бюджетную  политику и перераспределить финансовые ресурсы.

Таким образом, будучи экономической  формой распределительных отношений  и являясь частью финансов, государственный  бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся  следующие:

1) государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства с целью удовлетворения  потребностей всего общества  и отдельных государственно-территориальных  образований;

2) пропорции бюджетного  перераспределения в большей  степени, чем у других звеньев  финансов, определяются потребностями  расширенного воспроизводства в  целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом  этапе его развития;

3) область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов. Ни одно из других  звеньев финансов не осуществляет  такого многовидового (межотраслевое,  межтерриториальное и тому подобное) и многоуровневого (федеральный,  региональный, городской и тому  подобное) перераспределения средств  как бюджет;

4) сфера действия распределительной  функции государственного бюджета  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства;

5) основным объектом бюджетного  перераспределения является чистый  доход. Однако это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда  и национального богатства.

Таким образом, государственный  бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических  форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.[2]

 

1.3 Доходы и расходы  федерального бюджета

 

Формирование доходов  бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

Денежные средства считаются  поступившими в доход бюджета  с момента совершения кредитной  организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы составляют:

- доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

- штрафы, компенсации;

- доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата за сдачу  во временное пользование имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах  хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации  или муниципальным образованиям.

Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  должны составлять не менее 50% от суммы  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации.

Осуществление бюджетных  расходов

Расходы бюджетов всех уровней  основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной  бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы  устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок  его формирования определяется федеральным  законом.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- бюджетных кредитов;

субвенций и субсидий;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных  средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств  могут предоставляться юридическим  лицам на основании законов о  бюджетах.[3]

 

1.4 Доходы и расходы  региональных и местных бюджетов

 

Доходы бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов формируются  за счет налоговых поступлений, неналоговых  доходов и поступлений из вышестоящих  бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

- региональные налоги  и сборы;

- отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению  в бюджеты субъектов РФ, за  исключением доходов, передаваемых  в порядке регулирования местным  бюджетам. Последние определяются  Законом о бюджете субъекта  РФ на очередной финансовый  год и Федеральным законом  «О финансовых основах местного  самоуправления в РФ»;

- неналоговые доходы.

Основная часть налогов  сосредоточена в федеральном  бюджете. В бюджеты субъектов  РФ от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов и  сборов;

2) отчислений от регулирующих  доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

В 2011 г. доходы местных бюджетов были обеспечены в основном за счет налога на доходы физических лиц (34,4%), налога на имущество физических лиц (8,8%), земельного налога, а также доходами от специальных налоговых режимов (налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и тому подобное). Собственные налоги местных  бюджетов, как правило, не покрывают  законодательно закрепленные за ними расходные обязательства, поэтому  большинство местных бюджетов являются дефицитными. Так, в 2010 г. общий дефицит  местных бюджетов оценивался в сумме 32,5 млрд руб. В 2011 г. размер дефицита,  увеличился и составил 45,3—46,6 млрд рублей. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов другого  уровня. Поэтому вполне закономерно, что значительную долю доходов местных  бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации  — от 40 до 80% доходов.

Местные налоги и сборы  — это налоги и сборы, устанавливаемые  представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части  первой Налогового кодекса РФ к местным  налогам отнесены: земельный налог  и налог на имущество физических лиц.

Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают  в местный бюджет, определяются федеральным  законодательством или законом  о бюджете субъекта РФ на очередной  финансовый год. Субъекты РФ могут также  передавать местным бюджетам собственные  доходы от региональных налогов и  сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов  и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.

К неналоговым доходам  местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.

Таким образом, неналоговые  доходы местных бюджетов формируются  за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают  также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов  субъектов РФ, ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов  муниципальных образований.[4]

По главе можно сделать  следующие выводы, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований; пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Информация о работе Анализ формирования бюджета Российской Федерации