Анализ экономической бедности на примете Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема бедности в России в настоящее время затронула значительную часть населения.
Цель данной курсовой работы - попытаться отразить картину бедности в регионе Российской Федерации, в частности на примере Челябинской области с точки зрения экономики, и при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты исследования уровня жизни и бедности населения регионов Российской Федерации 4
1.1 Понятие уровня жизни населения регионов Российской Федерации 4
1.2 Понятие и критерии определения бедности населения Российской Федерации 6
1.3 Экономические методы оценки уровня жизни населения и бедности 9
2 Сравнительный анализ уровня экономической бедности населения Челябинской области 16
2.1 Социально экономическая характеристика Челябинской области 16
2.2 Динамика уровня экономической бедности населения Челябинской области 19
3 Перспективы решения проблемы бедности в регионах Российской Федерации 28
3.1 Пути решения экономической бедности населения Челябинской области 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ экономической бедности на примере Челябинской области.docx

— 386.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Величина прожиточного минимума жителя Челябинской области в 2012 года выросла на 1,1% или 49 рублей. Соответствующее постановление подписал губернатор области Михаил Юревич.

Поддержание жизненных сил пенсионеров в 2011 обходится в 4640 рублей (на 406 рубль больше, чем в предыдущем году, на 26 рублей меньше, чем в Свердловской области и на 482 рубля меньше чем в общем по России (рисунок 2).

Законодательное собрание области определило для пожилых южноуральцев величину прожиточного минимума на 2013 год в размере 5534 рубля. Те пенсионеры, чей доход не дотягивает до установленного уровня, будут получать социальные доплаты из федерального бюджета до указанной суммы.

 

Рисунок 3 Величина прожиточного минимума Челябинской области  за период 2008-2012гг.

 

Как видно из рисунка 2 величина прожиточного минимума имеет положительную тенденцию во всех рассматриваемых регионах Российской Федерации, но Челябинская область только в 2009 году имеет явный подъем показателей прожиточного минимума в 482 рубля, по сравнению со Свердловской областью, которая имеет подъемы и в 2009, и в 2010, и в 2012 году.

Для того что бы проанализировать уровень бедности населения Челябинской области необходимо рассчитать важнейшие характеристики степени распространения бедности населения, к которым относятся коэффициент Джини, рассчитывающийся по формуле (6).

Для расчета коэффициента Джини по Челябинской области за 2012 год используются данные из таблицы 2.

 

 

Таблица 2 Исходные данные для расчета показателя коэффициента Джини за 2012 год

 

Показатели

 ( Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума)

 

(Доля дохода населения  с доходами ниже прожиточного  минимума)

 

Челябинская область

11%

11,3%

104,1%

107,7%

Свердловская область

8,6%

10,5%

114,6%

113,9%

Российская Федерация

11%

12,7%

128,8%

103,98%


 

 

Рассчитаем коэффициент Джини для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 3).

 

  или (0,398)

 

Таблица 3 Показатели коэффициента Джини для Челябинской области за период с 2008-2012гг в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

0,402

0,400

0,401

0,395

0,398

Свердловская область

0,420

0,410

0,390

0,420

0,395

Российская Федерация

0,421

0,422

0,420

0,425

0,422


 

 

Коэффициент Джини изменяется в интервале от 0 до 1. В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент равен 0, а при полном неравенстве равен 1. По данным 2012 года индекс Джини в Челябинской области был равен 39,8% , что на 0,03% выше, чем в 2011 г. Таким образом, выявляется низкая степень расслоения общества. Среди рассматриваемых регионов самый низкий коэффициент Джини в свердловской области – 39,5%. По Российской Федерации он составляет 42,3%.

Значение индекса Джини интерпретируется следующим образом: если показатель равен 0,400, это означает, что разница между двумя случайно выбранными доходами составляет 80% от среднего дохода.

Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями.

На основе данных о доходах бедного населения (таблица 4) рассчитывается показатель дефицита дохода по формуле (1)на примере Челябинской область за 2012 год, равный суммарному доходу населения, недостающему до величины прожиточного минимума.

Таблица 4 Исходные данные для расчета дефицита дохода за 2012 год для рассматриваемых регионов

 

Показатели

 среднедушевые доходы  минимальные

S Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (млн. чел.)

 среднедушевые доходы фактические

Челябинская область

17015,7

0,39

17952,4

Свердловская область

21268,98

0,45

22179,2

Российская Федерация

22764,64

15,6

22810,7


 

 

Рассчитаем дефицит дохода для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 5).

Показатели дефицита низких доходов относятся к числу важнейших характеристик степени распространения бедности.

 

 тыс. руб.

Таблица 5 Показатели дефицита дохода для Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (тыс. руб.)

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

326,7

354,8

375,0

424,1

365,3

Свердловская область

293,9

312,9

363,6

411,4

409,6

Российская Федерация

718,5

799,4

835,3

913,6

718,5


 

 

Дефицит денежного дохода малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения денежных доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения составлял в 2012 г.: в России — 718,5тыс. руб.; Свердловской области — 409,6 тыс. руб.; Челябинской области — 365,3 тыс. руб. Что на 44,3 тыс. руб. меньше чем в Свердловской области и на -353,2 чем по России в целом (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 Динамика изменения дефицита денежного дохода населения Челябинской области за период 2008-2012 гг.

Улучшение макроэкономической ситуации в регионе и создание дополнительных рабочих мест, повышая доходы населения, уменьшает, прежде всего, численность «почти бедных», т. е. людей с доходами, незначительно превышающими черту бедности. Если же быстрее всего сокращается индекс дефицита бедности, это означает, что руководство Челябинской области оказывает адресную помощь путем трансфертов и тем самым стремится сократить наиболее бедную группу населения. Ускоренное сокращение показателя дефицита бедности говорит о том, что в поле зрения руководства Челябинской области находятся все группы бедных.

На основании данных о фактических душевых доходах бедного населения и минимального душевого дохода рассчитываются показатели:

  1. Индекс глубины бедности (Р1) оп формуле 2.
  2. Индекс остроты бедности (Р2) по формуле 3.

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.

Для расчета этих показателей по Челябинской области за 2012 год, рассмотрим таблицу 6.

Таблица 6 Исходные данные для расчета индекса глубины бедности и индекса остроты бедности за 2012 год для рассматриваемых регионов

 

Показатели

 среднедушевые доходы  минимальные

H общее количество домохозяйств в данном регионе

 среднедушевые доходы фактические

Челябинская область

17015,7

2,6

17952,4

Свердловская область

21268,98

2,5

22179,2

Российская Федерация

22764,64

2,7

22810,7


 

 

Можно рассчитать индекс остроты бедности для Челябинской области за 2012 год.

 

= 0,07118 или 7,1%

 

Так же рассчитываем индекс глубины бедности:

 

 

 

Таким образом, в силу различий свойств, показатели бедности могут быть использованы для характеристики вариантов проводимой государством политики борьбы с бедностью. Так, более существенное сокращение индекса бедности по сравнению с другими индексами говорит о том, что государство проводило мероприятия, направленные на рост благосостояния не какой-либо отдельной группы населения, а стремилось создавать условия, при которых общие доходы людей в стране будут расти.

Расчеты индекса остроты и глубины бедности по России в целом Челябинской и Свердловской области за 2008-2012 гг. представлены в таблице 7 и 8.

Таблица 7 Показатели индекса остроты бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

7,2

5,2

5,0

5,3

7,1

Свердловская область

7,0

7,4

5,7

7,2

7,4

Российская Федерация

7,9

10,4

7,9

7,0

7,8


 

 

Таблица 8 Показатели индекса глубины бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

3,3

2,1

1,9

2,2

1,2

Свердловская область

1,9

1,8

1,4

1,5

1,6

Российская Федерация

3,0

4,5

3,0

1,9

2,8


 

 

В таблицах 7 и 8 приведены значения коэффициентов глубины и остроты бедности в динамике за 2008 – 201 гг. Проанализировав данные можно сказать, что по сравнению с 2008 годом коэффициент глубины бедности в Челябинской области уменьшился на 2,1 %, а коэффициент остроты бедности – на 0,1% . Хотя тенденция снижения коэффициента глубины бедности в течение пяти лет была нарушена скачком вверх в 2011 году, после чего наблюдается опять уменьшение. По сравнению со Свердловской областью и Россией в целом, видно, что показатели этих двух коэффициентов гораздо ниже, это свидетельствует о том, что говорит об улучшении положения бедного населения в Челябинской области, о сокращении дефицита доходов у бедных людей и о сокращении неравенства среди бедного населения.

Вместе с тем одинаковые темпы сокращения индексов остроты и глубины характеризует тот факт, что руководство Челябинской области проводило также активную политику, направленную на создание новых мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, оказание помощи малоимущим из средств областного бюджета на развитие личных подсобных хозяйств, семейного, частного предпринимательства, т. е. создавало условия, позволяющие повысить уровень жизни населения в регионе.

Подводя общий итог, необходимо отметить, что происходящие сегодня изменения в сфере социальной защиты населения — переход от льгот к адресным субсидиям, развитие программ самообеспечения на фоне наблюдаемого экономического роста в регионе — позволяют лучше расходовать бюджетные средства и намного эффективнее помогать незащищенным категориям граждан.

 

Информация о работе Анализ экономической бедности на примете Челябинской области