Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия. Выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………5
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………...6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………...……12
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………...………….16
Глава 2. Антиинфляционная политика Республики Беларусь…………….…19
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь…………………………...…..19
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики…………………..……21
2.3 Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь…...…22
Глава 3. Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в Республики Беларусь………………………………………………27
Заключение…………………………………………...…………………………33
Список используемой литературы………………………...…………………36
Следует отметить, что реализация мер
в области ценообразования, направленных
на сокращение перекрестного субсидирования,
будет проводиться в условиях роста доходов
населения.
С целью дальнейшей либерализации ценообразования
по предложениям министерств, облисполкомов
и Минского горисполкома в 2009 г. был значительно
сокращен перечень регулируемых социально
значимых товаров и предприятий-монополистов.
Основным направлением совершенствования
ценообразования станет проведение взвешенной
ценовой политики, базирующейся на гибком
сочетании свободных и регулируемых цен,
расширении сфер рыночного ценообразования.
В результате решения задач по упорядочению
цен в отраслях АПК предполагается привести
в соответствие закупочные, отпускные
и розничные цены, прежде всего, на продукцию
животноводства. Необходимо также в полной
мере использовать систему договорных
цен, которая должна сочетаться с применением
гарантированных закупочных цен[14,с.5].
Ценовое регулирование в агропромышленном
комплексе будет направлено на улучшение
финансового состояния сельскохозяйственных
и перерабатывающих отраслей, упорядочение
цен и недопущение ценовых перекосов на
различные группы продовольствия, насыщение
потребительского рынка, обеспечение
рентабельного производства социально
значимых продовольственных товаров.
Перекосы в уровнях закупочных и розничных
цен на продукцию животноводства будут
постепенно устраняться путем увеличения
минимальных закупочных цен на продукцию
животноводства до уровня, обеспечивающего
на первом этапе возмещение нормативных
затрат на производство и получение прибыли,
достаточной для воспроизводства. Учитывая
низкую рентабельность и убыточность
производства социально значимых мясных
и молочных продуктов, реализуемых по
регулируемым предельным ценам, не обойтись
без поэтапного увеличения отпускных
и розничных цен на них [14, с.5].
Для поддержания конкурентоспособности
продукции отечественных товаропроизводителей
по мере финансовой стабилизации будут
создаваться условия, позволяющие субъектам
хозяйствования формировать цены с учетом
конъюнктуры рынка, для чего намечается
и впредь сокращать сферу регулируемого
ценообразования.
Важнейшими
задачами отраслевых министерств, других
республиканских и местных органов государственного
управления, предприятий должны стать
постоянная работа по конкретным направлениям
усиления экономии и рационального использования
материальных ресурсов, ужесточение норм
расхода сырья, материалов. Для этого следует
создать дополнительные механизмы экономического
стимулирования организаций к снижению
издержек производства и на этой основе
повысить эффективность их деятельности,
прежде всего конкурентоспособность продукции.
Следует подчеркнуть, что, прежде всего,
необходимо принять меры по стабилизации
цен и курса. Основными направлениями
реализации антиинфляционной политики
являются меры по ограничению монетарных
факторов инфляции, меры по ограничению
издержек и меры по структурному регулированию
рынков товаров и услуг.
Управляемости инфляцией в
определенной степени способствовали
принимаемые государством меры, направленные,
с одной стороны, на замедление роста цен,
с другой - на ликвидацию ценовых диспропорций
в отдельных отраслях экономики, в первую
очередь в агропромышленном и топливно-энергетическом
комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Но все-таки определенных позитивных сдвигов
за последнее время мы добились.
Инфляция представляет
собой комплексную проблему. Для ее решения
необходима системная программа, охватывающая
как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением,
так и совершенствованием системы ценообразования,
налогообложения, ужесточением бюджетных
ограничений и смягчением проблемы неплатежей.
Необходимый комплекс мер должен приниматься
не в одночасье, а последовательно и согласованно
друг с другом.
1. Единственный способ остановить инфляцию
- переход к выдаче новых кредитов исключительно
за счет возврата старых. Так работают
все безинфляционные банковские системы
мира. Это возможно только в том случае,
если при невозможности возврата кредита
неотвратимо и эффективно начинает действовать
процедура банкротства. Без решения проблемы
демонтажа устаревших и неэффективных
производственных мощностей перейти к
безэмиссионной политике не удастся.
Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного
возврата ранее выданных кредитов (что
в условиях уменьшающейся инфляции будет
непросто), в том числе и за счет банкротства,
санации или продажи эффективному собственнику
отдельных предприятий.
2. Неукоснительный возврат касается и
заимствований государства посредством
облигаций. Главная проблема рынка ГКО
- недоверие государству, подкрепляемое
заявлениями и действиями Министерства
финансов. Стабильное функционирование
рынка ГКО - предпосылка стабильности
белорусского рубля.
Поэтому вторая задача - восстановление
доверия к облигациям государства. Для
этого нужно добиться неукоснительного
погашения точно в срок каждого тиража,
кроме того, целесообразны публичные аргументированные
заверения министра финансов о невозможности
обвалов на этом рынке.
3. Поддержание стабильных цен снизит доходность
банковского сектора, что создаст значительные
проблемы с банковской ликвидностью.
Поэтому третья задача - консолидация
банковского капитала путем слияния и
привлечения новых акционеров. Вместе
с тем, главный стимул для акционеров -
рост индекса акций того или иного банка.
Нужно наладить нормальный фондовый рынок,
хотя бы банковских акций.
4. Анализ обнаруживает большую зависимость
производственной сферы от условий внешней
торговли, основной характеристикой которой
является реальный курс обмена, который
определяет относительные цены. Ценообразование
предприятий ориентировано на интуитивный
обменный курс, который будет, по их мнению,
в момент сделки. Тем самым предприятия
сами формируют некоторый «панический»
курс и в ценообразовании ориентируются
на него. Поэтому очень важно Национальному
банку объявлять планируемую траекторию
обменного курса и инфляции и добиваться
их максимального выполнения.
5. Исследования показали, что в условиях
Беларуси стабильным является только
спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же
на широкие деньги МЗ, М4 устойчивым назвать
нельзя. Поэтому монетарное таргетирование,
применявшееся в отношении совокупной
рублевой массы МЗ на представляется целесообразным
заменить на целевые ориентиры по М1.
6. Поощрение конкуренции и отмена правил,
ограничивающих развитие рынков. Моделирование
инфляции с помощью моделей Леонтьева
в условиях ограниченной конкуренции
показывает, что внутренняя солидарность
отрасли существенно влияет на цены.
7. Стабильный единый курс и наибольшая
(по белорусским меркам) инфляция выровняет
условия хозяйствования для всех и покажет
истинную рентабельность предприятий.
Некоторые из них окажутся в критическом
положении, поэтому нужны будут быстрые
и жесткие методы по их санации или банкротству.
Это требует эффективно действующего
законодательства, наличия профессиональных
антикризисных управляющих. Вместе с тем,
поддерживать такие предприятия за счет
льгот по налогам, безвозвратных кредитов
разумно только в крайне редких случаях
(градообразующее предприятие, временные
затруднения), ибо каждое из таких предприятий
ложится бременем на всю экономику и вносит
свой вклад в инфляцию [26, c. 3-5; 27, c. 34-35, 37;
28, c. 21-23; 29, c. 9-10; 30, c. 45-46; 32, c. 30-35; 33, с. 9-10]
С целью сокращения
инфляции и стабилизации обменного курса
белорусского рубля, прежде всего, необходимо
ограничить денежно-кредитную эмиссию
в жилищное строительство и АПК, которые
к тому же создают и дополнительный спрос
на валюту. Сокращение эмиссионных источников
поддержания экономического роста будет
компенсировано за счет улучшения финансового
состояния реального сектора экономики,
увеличение экспорта в связи с повышением
его конкурентоспособности, увеличения
амортизационных отчислений, увеличения
притока прямых иностранных инвестиций.
В заключение хотелось
бы отметить, что Республике Беларусь
просто жизненно необходимы решительные
сдвиги в создании благоприятных условий
для ведения бизнеса, привлечения инвестиций,
особенно в сферу производства потребительских
товаров и услуг. Для управления инфляцией
необходимо научиться выдавать новые
кредиты только после возврата старых,
возможно, даже и ценой банкротств, санации
или продажи эффективному собственнику
отдельных предприятий, а также провести
программу по снижению дефицита госбюджета.
Немаловажно восстановить доверие к облигациям
государства, так как стабильное функционирование
рынка ГКО – в национальной валюте – предпосылка
стабильности белорусского рубля. Национальному
банку РБ важно удержать объявленную траекторию
обменного курса и инфляции. Необходима
также стандартизация инструментов регулирования
ликвидности и уменьшение норм обязательных
резервов.
Заключение
Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с переходной экономикой. В первом разделе курсовой работы я рассмотрел сущность, причины, виды и последствия инфляции. Инфляция - явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.
Причинами инфляции могут быть:
- Рост государственных
расходов, для финансирования которых
государство прибегает к
- Монополия крупных
фирм на определение цены и
собственных издержек
- Сокращение реального
объема национального
- падение курса национальной
денежной единицы по отношению
к валютам других стран. В
результате этого растут
- долларизация;
- мировые экономические кризисы;
- состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика;
- расходы на социальные
цели, не адекватные эффективности
национальной экономики. В
- инфляционные ожидания.
Когда начинается население
- структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы.
Более подробно я рассмотрел две основные причины инфляции:
1) увеличение совокупного спроса;
2) сокращение совокупного предложения.
Определили, что в результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль, из которой, согласно графиков, видно, что рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления: ценовая инфляция, инфляция сбережений и девальвация;
По темпам обесценивания денег: ползучая, умеренная, открытая, галопирующая инфляции и гиперинфляция;
По факторам, вызывающим инфляционный процесс: инфляция издержек и инфляция спроса.
Но на практике инфляции одного какого-то вида не бывает, она всегда включает в себя практически все подвиды.
Задачей второго раздела курсовой работы было выявление основных причин инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране.
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Национальным Банком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров.
Список используемой литературы
1. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
2. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
3. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
4. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
5. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.
6. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.
7. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.
8. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.
9. Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.
10. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.
11. По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год.
12. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
16. www.soyuz.by/ Итоги года.
17. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
18. "О работе народного хозяйства Республики
Беларусь в январе-сентябре 2002 года"
// Национальная экономическая газета
№ 83 от 5 ноября 2002 года (стр.4).
19. "Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001-2005
гг."
20. "Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2002 г."
21. Сафронова Л.Т. "Антиинфляционная
политика: опыт зарубежных стран". Новороссийск,
2000.
22. Тарасов В.С. "Денежно-кредитная политика
и инфляция" // Финансы, учет, аудит №
9, 2000.
23. Тихонов А.О. "Антиинфляционная политика:
перспективы на 2001 год" // Вестник Ассоциации
белорусских банков № 34, 2000.
24. Травин Д.Л. "Долгая дорога к чуду"
// Звезда № 2, 2000.
25. Усов В.В. "Деньги. Денежное обращение.
Инфляция". Москва, 1999.
26. Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси
политика таргетирования инфляции? // Банковский
вестник. - 2000. - №34. - С. 2-7.
Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь