Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение вариантов антиинфляционной политики в экономике.
В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
1. Дать характеристику антиинфляционной политики;
2.Перечислить цели и задачи антиинфляционной политики;
3.Рассмотреть инструменты антиинфляционной политики;
4.Провести анализ антиинфляционной политики в РФ с 2006-2011гг;
5.Рассмотреть эффективность антиинфляционной политики
Введение………………………………………………………………….……..…3
1.Антиинфляционная политика…………………………………………………5
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………………….5
Виды и инструменты антиинфляционной политики…………..………….7
Эффективность антиинфляционной политики…………………………….11
2.Инфляция и антиинфляционная политика в России………………………14
2.1 Анализ антиинфляционной политики в РФ с 2006-2011гг…….……….14
2.2 Признаки антиинфляционной политики и ее социально-экономические последствия………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………………………………27
Рис.2. Модель IS-LM
Если кривая IS не меняет положения, то возрастание денежной массы (из LM(0) в LM(1)) приведет к снижению процентной ставки с i(0) до i(1). Товарные рынки отреагируют на это снижение ростом инвестиционного спроса, расширением занятости, а следовательно, мультипликационным увеличением национального выпуска с Y(0) до Y(1).
Рост национального дохода приведет к увеличению спроса на деньги для увеличения трансакционных операций, что вызовет рост процентной ставки на денежном рынке. Товарные рынки отреагируют на это снижением инвестиций, занятости и национального дохода. Таким образом, взаимодействие двух рынков ведет к тому, что первоначальный импульс на денежном рынке перемещается на товарный рынок, вследствие чего процессы, происходящие на этом рынке, обусловливают рост процентной ставки, а значит, дальнейшее затухание инвестиционной и производственной активности в реальном секторе экономики. Затухающее воздействие денежного импульса будет продолжаться до тех пор. Пока не установится новое равновесное состоянии в рыночной системе. Однако весь механизм будет действовать только в том случае, когда точка пересечения кривых IS и LM приходится на восходящий отрезок линии LM.
Таким образом, в результате анализа IS-LM видно, что денежная политика оказывается эффективной лишь при высоких процентных ставках. В этом случае увеличение предложения денег приведет к снижению ставок, а значит, к росту инвестиций и производства.
Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования.
1.3Эффективность антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.
В развивающихся странах
История регулирования российской
инфляции обнаруживает несамостоятельность
денежно-кредитного регулирования. Несмотря
на освоение Центральным банком РФ
всех инструментов воздействия на масштабы
денежного обращения и
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
2.ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
2.1
Анализ антиинфляционной
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2006-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентно- способности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс..
В 2009 году была поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 году до 2,8-3 оборотов .Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Важную роль
будет играть проводимая Банком России
денежно-кредитная политика, направленная
на снижение инфляции и поддержание
плавной динамики валютного курса.
Принимая целевые параметры денежно-
Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.
С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г. Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования.
Прогноз
инфляции Bank of America на 2010г. составляет 7%-8%.
Прогноз Минфина РФ: 7,5-8,5%. Официальный
уровень инфляции в 2010 году составил 8,8%,
приблизительно сравнявшись с показателем
кризисного 2009 г.
Основными причинами инфляции в 2010 году являются:
С начала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году. Увеличение производства отмечалось в большинстве основных видов экономической деятельности. Во II квартале 2010 г. основным его фактором стал рост внутреннего спроса: ускорилось увеличение потребительского спроса, начался рост инвестиций в основной капитал. Тем не менее спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска.
В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция была ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года. Причинами этому являются:
Антиинфляционные меры государства в 2010 году:
Плата за
водоснабжение и водоотведение
в 2010 году увеличилась на 9,4%. Электричество,
отопление, горячее водоснабжение
и жилье в государственном
и муниципальном жилищном фонде
подорожало на 3,1—9,5%.
По оценкам Центра макроэкономического
анализа и краткосрочного прогнозирования
(ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать
разгонять инфляцию и впредь. Правительство
предприняло ряд мер по ограничению цен
за ЖКХ посредством нормативных актов.
Политика Банка России в 2010 году не оказала никакого влияния на рост инфляции. Рост денежного предложения (широкая денежная база) за 2010 года составил чуть более 7%, то есть фактически отсутствовал в реальном выражении. Спрос на деньги за это же время вырос всего на 15,3%, что тоже выглядит абсолютно нормально при 8%-ной инфляции и 4%-ном росте. А это говорит о том, что в экономике сохраняется крайне слабый внутренний спрос.
За период с начала года рекордсменами по удорожанию стали сразу несколько продуктов: гречка, картофель, капуста и пшено. По данным Росстата, за истекший период года гречневая крупа подорожала на 182,1% (то есть почти втрое), а с начала декабря цены на этот продукт выросли на 9,4%. Картошка подорожала на 96,9% с начала года. Аналогичным образом обстоят дела с капустой и пшеном: эти продукты подорожали на 97,7% и 73% с начала года. Подсолнечное масло, сахар, табак и молоко подорожали за истекший период года не так сильно, но все же довольно ощутимо для кошелька потребителя. Лишь некоторые продукты не подорожали за период с начала 2010г. – это макароны, рыба, мясо и птица.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%.
В 2010 году подавление роста потребительских
цен достигалось в основном с
помощью средств денежно-
Прогноз инфляции
Bank of America на 2011г. составляет 8%-9%.
Прогноз Минфина РФ: 6-7%. Инфляция в России
по итогам января-октября 2011 года составила
5,2%, в то время как в странах Евросоюза
этот показатель достиг 2,5%, свидетельствует
обзор Росстата, подготовленный на основе
публикаций общеевропейского статистического
агентства Евростат и национальных статистических
данных. Между тем в октябре по сравнению
с предыдущим месяцем уровень потребительских
цен на товары и услуги в России вырос
на 0,5%, а в среднем по ЕС - на 0,3%.
Ежемесячные темпы инфляции составили: январь - 2,4%; февраль - 0,8%; март - 0,6% (или 9,4% годовых).
Причины инфляции в 2011 году:
Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.
В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). В среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%). В марте на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+2,4%).
Информация о работе Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность