Антиинфляционная политика и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Рассмотреть антиинфляционную политику в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
7
1
ИНФЛЯЦИЯ…………………………………………………………….
9

1.1 Причины инфляции……………………………………………….
9

1.2 Виды инфляции……………………………………………………
11

1.3 Последствия инфляции……………………………………………
17
2
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА…………………………….
21

2.1 Фискальная политика…………………………………………….
21

2.2 Денежно-кредитная политика…………………………………….
27

2.3 Антиинфляционная стратегия…………………………………….
32
3
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ……………..
39

ВЫВОДЫ…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_makro(2).docx

— 162.55 Кб (Скачать файл)

7. Цены в период открытой инфляции  растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической  ситуации и экономической информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая решение о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители оказываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относительно эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все национальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция автоматически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия.[1]

 

  1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Фискальная политика

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции  вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[9]

Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

 

Рисунок 2.1 – Стимулирующая фискальная политика

 

Рисунок 2.2 – Влияние налогово-бюджетной политики при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала

 

Результаты денежной и налогово-бюджетной политики существенно различаются в зависимости от принятой системы определения обменного курса валют. Фиксированный обменный курс потребует от ЦБ вмешательства в ситуацию на валютном рынке в качестве покупателя или продавца иностранной валюты, чтобы сохранить обменный курс на заданном уровне. Это лишает его возможности проводить целенаправленную денежную политику, поскольку валютные интервенции будут изменять объем денежной массы в экономике. При плавающем обменном курсе резервы ЦБ останутся постоянными, так как он не проводит валютных инвестиций, что позволит ему проводить целенаправленную денежную политику.

Эффективность денежной и налогово-бюджетной политики будет различной в зависимости от степени мобильности капитала между странами. Высокая мобильность капитала означает, что даже небольшое изменение внутренней процентной ставки вызывает практически неограниченный межстра-новой перелив капитала. При низкой мобильности капитала изменение внутренней процентной ставки будет оказывать незначительное влияние на перелив капитала между странами.

При фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика оказывается неэффективной, поскольку увеличение предложения денег понизит процентную ставку и вызовет отток капитала из страны, а следовательно, снижение курса национальной валюты. Для поддержания курса на стабильном уровне ЦБ вынужден будет осуществлять валютную интервенцию, что уменьшит объем денежной массы в экономике и вернет уровень производства, занятости и доходов в начальное состояние. Таким образом, единственным результатом стимулирующей денежной политики при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала будет потеря ЦБ своих международных валютных резервов.[2]

Повысить уровень занятости и доходов в этих условиях можно лишь с помощью активной налогово-бюджетной политики. Поскольку данная политика не изменяет процентную ставку, в экономике отсутствует и "эффект вытеснения" частных инвестиций и потребительских расходов. Образовавшийся избыток платежного баланса заставит ЦБ скупить иностранную валюту, увеличивая тем самым количество денег в обращении, что еще больше повысит занятость и доходы.

При фиксированном обменном курсе и низкой мобильности капитала денежная политика будет столь же эффективной, как и при высокой мобильности капитала: она уменьшит лишь валютные резервы ЦБ, не изменяя уровня реального производства и доходов.

Стимулирующая налогово-бюджетная политика при фиксированном курсе и низкой мобильности капитала способствует росту производства и дохода лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменится лишь структура совокупного спроса (государственные расходы возрастут, но сократятся инвестиции и потребительские расходы, не изменяя, таким образом, уровень производства и доходов). Кроме того, ЦБ вынужден будет продать часть валютных резервов, удовлетворяя спрос на иностранную валюту со стороны импортеров.

При плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика приносит реальные результаты: она увеличивает чистый экспорт, занятость и национальный доход. В отличие от закрытой экономики, в которой эффективность денежной политики проявляется через процентную ставку, в открытой экономике ее влияние на занятость и доходы осуществляются через обменный курс.

Налогово-бюджетная политика при тех же условиях оказывается полностью неэффективной: рост государственных расходов полностью вытесняется сокращением чистого экспорта, так что совокупный спрос и уровень доходов останутся без изменения.[8]

При плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала денежная политика понижает процентную ставку и оказывает стимулирующее влияние на производство через рост потребительских расходов и инвестиций, не изменяя при этом торговый баланс.

Налогово-бюджетная политика при тех же условиях также дает высокий эффект: она удешевляет национальную валюту, а значит, создает благоприятные условия для роста экспорта, который усиливает результативность бюджетных расходов с точки зрения их влияния на объем производства и доходы.

Проблемы фискальной политики:

1. Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.

2. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.

3. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.

4. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

5. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.

6. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. 

7. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).[5]

 

2.2 Денежно-кредитная политика

 

Таблица 2.1 – Институты денежно-кредитной политики

Инструменты

политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). 

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку


 

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее эффективность