Стимулирование инвестиционного спроса. Предоставление
компаниям государственного финансирования
должно носить преимущественно "связанный"
характер, то есть его следует направлять
на реализацию инвестиционных программ
модернизации производства. Эта мера позволяет
одновременно создавать спрос на различные
группы инвестиционных товаров и повысить
эффективность и конкурентоспособность
в посткризисный период.
Обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей. В некоторых
случаях целесообразен госзаказ на продукцию
отдельных отраслей для их временной поддержки
в расчёте на восстановление спроса на
рынке в обозримой перспективе. Критерии
отбора этих отраслей должны быть публичными
и разрабатываться в сотрудничестве с
бизнес-сообществом. В число таких критериев
могут, в частности, входить: серьёзные
трудности в восстановлении производства
после его спада, создание отраслью наибольшей
цепочки взаимосвязей в других ключевых
секторах, принадлежность к жизнеобеспечивающим
производствам (сельское хозяйство, пищевая
и фармацевтическая отрасли).
- Заключение
Государственное
антикризисное регулирование - процесс,
посредством которого осуществляется
воздействие государства на экономику
с целью сокращения сроков и уменьшения
глубины кризиса, а также смягчения его
негативных социально-экономических последствий.
Государственное антикризисное регулирование
выполняет следующие функции: выработка
мер стабилизации экономики во время кризисных
потрясений; защита ключевых предприятий,
находящихся в стратегически важных отраслях,
от кризисных процессов, протекающих в
экономике.
Финансово-экономический
кризис, начавшийся во второй половине
2007 года с падения рынка ипотечных облигаций
в США, охватил практически все страны
мира. К началу 2009 года темпы роста объемов
мировой торговли снизились более чем
на 50 процентных пунктов: от 20-процентного
роста в год почти до 30-процентного снижения.
Первоначальная
реакция государств на кризис была довольно
хаотичной - правительства развитых стран
стремились затормозить его распространение.
Принимались различные исключительные
меры: прямое вливание ликвидности, предоставление
гарантий по займам, выкуп акций банков
и ипотечных обязательств, инвестиции
в инфраструктуру и обеспечение прочих
потребностей финансового рынка. В некоторых
случаях - обращение к внешним займам для
выхода из кризиса. Основное внимание
уделялось решению двух групп проблем:
во-первых, недопущение коллапса кредитной
системы; во-вторых, предотвращение глубокого
спада производства.
Среди важнейших
мер можно также отметить: увеличение
гарантий по банковским вкладам физических
лиц, выкуп части банков государством,
снижение ставок рефинансирования, принятие
"планов стимулирования" (бюджетных
вливаний для поддержки спроса в реальном
секторе). Одновременно правительства
многих стран пошли на снижение курса
национальных валют по отношению к американскому
доллару, что должно было помочь сохранить
международные резервы, а также стать
дополнительным фактором стимулирования
внутреннего производства.
Казахстанская экономика
в условиях глобального кризиса принципиально
сталкивается с теми же проблемами, что
и российская, в связи с оставшимся "по
наследству" от прошлого несовершенством
отраслевой структуры, преимущественно
сырьевой направленностью экспорта, недостаточным
уровнем развития ряда рынков. Если до
осени 2008 года в экономике Казахстана
наблюдался динамичный прирост ВВП по
преимуществу за счет сырьевых отраслей,
то после кризиса мировых рынков энергоносителей
произошел ощутимый экономический спад,
связанный со снижением доходов от экспорта
и уменьшением объема внешних инвестиций.
Последнее, в свою очередь, подтолкнуло
рост внутренних цен, банкротство ряда
предприятий, рост безработицы. На сегодня
согласно официальной статистике спад
в основных отраслях экономики продолжается,
но более низкими темпами.
Вместе с тем, Казахстану
в ближайшее время не грозит дефолт ни
по внутренним, ни по внешним обязательствам
(внешний долг вырос незначительно и не
составляет критической величины по отношению
к объему ВВП). Не стоит ожидать и девальвации
тенге, поскольку золотовалютные резервы
страны в период кризиса увеличились.
- Литература.
1. Антикризисная программа Казахстана
более своевременна, чем у России // Интернет-ресурс:
http://kazembassy.ru/issue/? issueId=1407
2. Успенская Л., Шибанова-Роенко
Е.А. Государственное регулирование кризисных
ситуаций: ключевые подходы, проблемы,
аспекты совершенствования // Научно-теоретический
журнал "Успехи современного естествознания",
№4, 2012, стр.125-127
3. Антикризисное управление:
текст лекций / сост. М.В. Каймакова.
- Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 240 с.
4. Баймагамбетова Г.И. Национальная
модель антикризисного управления: ключевые
проблемы и пути их решения. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук. Алматы, 2009
5. Жарковская Е.П., Бродский
Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление.
Издательство: Омега-Л, 2008 г. с.448
6. Нурмаганбетов К.Р. Влияние
мирового финансового кризиса на экономику
Казахстана // Интернет-ресурс http://aef. kz/upload/iblock/650/_dc.
pn. pdf
7. Отчет о финансовой
стабильности Казахстана, декабрь 2007
года - www.nationalbank. Kz
№ |
Критерий выполнения |
0-0,1 |
0,2-0,3 |
0,4-0,5 |
1 |
Оформление реферата |
|
|
|
2 |
План реферата |
|
|
|
3 |
Иллюстрированный материал |
|
|
|
4 |
Актуальность |
|
|
|
5 |
Содержание |
|
|
|
6 |
Заключение/выводы |
|
|
|
7 |
Литература |
|
|
|
8 |
Своевременность сдачи в соответствии
с графиком |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|