Антимонопольная политика в
области ценообразования была направлена
в основном на сужение сферы прямого
государственного регулирования цен
на продукцию и услуги предприятии
на базе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей,
а также на постепенный переход от ценового
регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в детальном
анализе ситуации на товарных рынках
республики. Однако эта работа осложняется
неудовлетворительным состоянием государственной
статистики с точки зрения, как
методологии, так и достоверности,
полноты предоставляемой информации.
В частности, сегодня недостаточно
информации о рынке ценных бумаг,
об уровне концентрации капитала, о
движении акций, об объемах и структуре
производства негосударственного сектора
экономики и др. Отечественная
статистика не владеет многими необходимыми
сведениями, позволяющими проводить
полный и всесторонний анализ степени
монополизации экономики. Вследствие
коммерциализации информационной области
возникает монополия на информацию.
Обобщая сказанное, следует
подчеркнуть, что в условиях перехода
к рынку речь должна идти не столько
о борьбе с монополизмом, о разработке
и принятии пакета антимонопольных
законов, сколько о формировании
конкурентных отношений, на защиту которых
и следует направить антимонопольное
регулирование. Необходимо разработать
Кодекс экономического поведения контрагентов
(Кодекс чести), доктрину разумности экономического
поведения, весь комплекс мер (экономических,
правовых, организационных), предусматривающих
коренную перестройку отношений
собственности, производства, обмена и
управления.
В отечественной экономике
до настоящего времени остается прежней
природа формирования монопольных
структур, т.е. они создаются не в
результате естественных процессов
концентрации капиталов, свободного их
перелива в условиях конкуренции
на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма,
низкая эффективность антимонопольного
регулирования препятствуют формированию
конкурентной среды хозяйствования.
Необходимы институциональные механизмы
становления, поддержания и регулирования
конкуренции.
Взаимодействие с международными
организациями, специализирующимися
на вопросах развития и защиты конкуренции,
в том числе антимонопольными
ведомствами других государств, занимает
важное место в деятельности антимонопольного
органа Республики Беларусь. Целью
международного сотрудничества в этой
сфере является развитие конкуренции
путем совершенствования национального
антимонопольного законодательства за
счет применения передового мирового
опыта и лучших зарубежных практик,
а также получение консультационной
помощи, ознакомление с новыми тенденциями
и методиками внедрения конкурентного
законодательства, проведение многосторонних
дискуссий относительно расследования
дел, а также повышение профессионального
уровня персонала посредством участия
в специализированных конференциях
и семинарах.
Международное сотрудничество
направлено на:
- содействие процессу
интеграции экономики Республики
Беларусь в мировое экономическое
пространство;
- изучение практики иностранных
государств в сфере защиты
конкуренции, внедрение передового
зарубежного опыта и повышение
квалификации специалистов;
- обмен опытом и сотрудничество
с антимонопольными органами
зарубежных стран;
- защиту белорусских интересов
посредством участия в профильных
международных организациях;
- подготовку и реализацию
проектов технического содействия
со стороны международных организаций
в интересах Республики Беларусь;
- стимулирование связей
с полномочными органами иностранных
государств и международных организаций.
В настоящее время вследствие
развития стран СНГ путем рыночных
преобразований, с одной стороны,
и процессов либерализации и
глобализации мировой экономики, с
другой, международные отношения
этих стран в области защиты конкуренции
претерпевают значительные изменения.
Без дееспособного механизма международного
сотрудничества эффективная конкурентная
политика становится невозможной, поскольку
значительное отрицательное влияние на
внутреннюю конкуренцию могут иметь именно
те действия, которые осуществляются за
пределами соответствующих стран транснациональными
компаниями и их объединениями.
Вследствие изложенного,
в целях развития конкуренции
и антимонопольного законодательства
Республика Беларусь сотрудничает со
следующими международными организациями:
- Международная конкурентная сеть (МКС/ICN)
- Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП)
- Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР/OECD)
- Будапештский региональный центр по вопросам конкуренции 5. Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (RCC OECD-GVH)
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД/UNCTAD)
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР/EBRD)
- Европейский союз (ЕС/EU)
- Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в СНГ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему, следует
отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы помешать фирмам заполучить
неограниченную рыночную власть, расширить
возможности конкуренции и перевести
ее в неценовую.
Бесспорно, в некоторых
случаях (но лишь в малом количестве
от их общего количества) существование
монополии является оправданным
и необходимым, но за этими процессами
должен осуществляться жесткий контроль
со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным
положением. Решающую роль в создании
на рынке благоприятной конкурентной
среды играют антимонопольное законодательство
и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
Антимонопольная служба Республики
Беларуси еще очень молода, но уже
сделаны ее первые шаги к нормализации
ситуации по данным проблемам. Намного
больше ей еще предстоит сделать,
и эти действия должны осуществляться
одновременно с усовершенствованием
антимонопольного законодательства Республики
Беларусь. В целях совершенствования
антимонопольного регулирования в
Беларуси необходимо дальнейшее развитие
нормативно-правовой базы в сфере
государственной антимонопольной
политики. Активное использование векового
опыта антимонопольного законодательства
США и на антимонопольную практику
других развитых стран. с развитой рыночной
экономикой будет способствовать превращению
антимонопольного законодательства Беларуси
в эффективный регулятор рыночных
отношений.
К актуальным перспективным
мерам правительственной политики
в области антимонопольного регулирования
относятся:
- продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
- совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
- регулирование и контроль инвестиционных программ;
- создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
- приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
- целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
- сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего развития
антимонопольного регулирования необходимо
также упорядочение взаимоотношений
антимонопольных органов с другими
органами исполнительной власти. Окончательная
цель заключается в том, чтобы на рынке
остались лишь те предприятия, которые
обеспечат более высокое качество товара,
относительно более низкие цены и быструю
сменяемость ассортимента.
Подводя итог сказанному, можно
утверждать, что антимонопольное
законодательство является важнейшей
составляющей современной экономики.
Сфера его функционирования затрагивает
интересы не только производителей, но
и потребителей, обеспечивая одним
возможность реализовать свой товар
на рынке в условиях конкурентной борьбы,
а другим - оптимальные цены на товары
и услуги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондарь А.В., Воробьёв В.А.
Микроэкономика – 2007
- Врублевский Б.И. Практикум
по основам предпринимательства : учебное
пособие для студентов экон. спец.
вузов / Врублевский Бронислав Иванович,
В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр
науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель:
Развитие, 2005
- Власов Г.Н, Желтова А.М.
Государственное регулирование
экономики.- 1998
- Круглова Н.Ю. Основы бизнеса:
Учебник для вузов по спец. 351000
"Антикризисное управление" / Круглова
Наталья Юрьевна. - М.: РДЛ, 2005. - 558 с. -
Библиогр.: с. 558
- Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56
- О государственном регулировании естественных монополий / Астапов К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287
- Олигархическая экономика и ее последствия / С. Меньшиков // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - N 6. - С. 23-30.
- О роли монополизма в современной экономике / В.А. Волконский, Т.И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
- Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование 1997
- Санько Г.Г. Монополизм
и конкурентная политика в трансформируемой
экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2.
- с.100-111
- Розанова Н.М.Конкурентный
процесс в современной рыночной
экономике. М.:МАКС Пресс 2001
- Хашукаев С.Ф.
Формирование конкурентной среды в
условиях переходной экономики. Н. Новгород
:Изд-во ВВАГС 2002
- Хиль М. Правовое
регулирование антимонопольного законодательства
в Республике Беларусь и других государствах
- членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М. Хиль // Вестник
Ассоциации белорусских банков. - 2006.
- N 5. - С. 34-44.
- Шимов В.Н. Экономика
РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции,
направления развития. Белорусский
экономический журнал. - 2001. - №1. - 4-21
с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с.