Антимонопольная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулированияв России на основе сложившейся экономической ситуации и действующихнормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольногозаконодательства и возможных путей их решения; определение источников проблемантимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольногозаконодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетомособенностей российской экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования........ 7
Понятие антимонопольного регулирования………………………..….…..7
Конкурентные и монопольные рынки………………………………….....10
Государственное регулирование естественнных монополий………..….12
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………………………………………………………...……....15
2.1. Становление антимонопольной политики в России…………………….....15
2.2. Особенности российского монополизма……………………………….…..17
2.3. Антимонопольная политика и её методы в России…………………….....18
ГЛАВА 3. Государственные программы антимонопольного
регулирования…………………………………………………………………....23
3.1. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного
законодтельства в решении проблем …………………………………………...23
3.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Задача …………………………………………………………………………..... 30
Список использованной литературы…………………….…………….……..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

   Олигополистическая конкуренция имеет место на рынке, где представлено относительно небольшое количество независимых продавцов однородного товара, который может быть дифференцирован по видам, при значительном количестве покупателей. В условиях олигополистической конкуренции на каждого продавца может приходиться значительная доля рыночного товара, в связи с чем он способен занимать доминирующее положение, в определенной мере диктовать цены, ограничивать доступ на рынок новых конкурентов. Частным случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов, фирм.

   Практическое отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т.е. представлены товары одного продавца, не имеющие адекватных заменителей. Проникновение конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено, в связи с чем государства, стремящиеся поддержать конкурентную рыночную ситуацию, активно борются с монополизмом.

1.3. Государственное  регулирование естественных монополий.

   При всей нежелательности и даже вредности монополий в экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени даже естественны, имманентно присущи экономике. Сферы экономической деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного рынка данного товара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономической нецелесообразностью создания конкурирующих производств (например, в виде прокладки параллельных магистральных газопроводов).

   В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация, компания овладевает способами производства данного вида товаров и услуг с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени быть естественным монополистом благодаря возможности поддерживать самые низкие цены на рынке. Такая же ситуация складывается при выходе компании на высший, недоступный другим уровень качества.

   К числу самых распространенных в современной российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:

-установление государственными  антимонопольными органами цен  и тарифов на товары и услуги  естественных монополий или ценовых  ограничений в виде верхних  предельных уровней цен;

-обязательное обслуживание  ограниченного контингента потребителей  при установленном минимальном  уровне их обеспечения в случае  невозможности полного удовлетворения  запросов потребителя на товары  и услуги естественных монополий;

-дифференциация цен и  тарифов на товары и услуги  естественных монополий в зависимости  от категории, общественного положения  потребителей, предоставление ценовых  льгот определенным категориям  за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных».

   В тех областях производственно-экономической деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Антимонопольная  политика в РФ.

 

2.1. Становление  антимонопольной политики в России.

   Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. cтимулирование предпринимательства;

2.развитие конкурентных начал;

3. организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

   Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

   В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

В результате необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени  Государственного комитета по антимонопольной  политике.

   МАП состоит из нескольких органов - в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

   Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

   Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

   Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

2.2.. Особенности  российского монополизма

   Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий,несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

   Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами.

Сегодня, антимонопольное  законодательство необходимо совершенствовать,преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

   Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур ипредпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

   Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

              2.3.Антимонопольная политика и её методы в России.

   Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

   В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки. В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями. Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

   Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более.

   Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.

   Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены

к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

   Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию  или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды  за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

   Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых  они обязаны обслуживать;

— уровень и структуру  цены;

— план инвестирования в  расширение производства.

   Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен. По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных  захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать всвой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а  также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с  созданием на ихоснове нескольких независимых и конкурирующих фирм;

— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

   При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Информация о работе Антимонопольная политика в Российской Федерации