Антимонопольная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулированияв России на основе сложившейся экономической ситуации и действующихнормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольногозаконодательства и возможных путей их решения; определение источников проблемантимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольногозаконодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетомособенностей российской экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования........ 7
Понятие антимонопольного регулирования………………………..….…..7
Конкурентные и монопольные рынки………………………………….....10
Государственное регулирование естественнных монополий………..….12
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………………………………………………………...……....15
2.1. Становление антимонопольной политики в России…………………….....15
2.2. Особенности российского монополизма……………………………….…..17
2.3. Антимонопольная политика и её методы в России…………………….....18
ГЛАВА 3. Государственные программы антимонопольного
регулирования…………………………………………………………………....23
3.1. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного
законодтельства в решении проблем …………………………………………...23
3.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Задача …………………………………………………………………………..... 30
Список использованной литературы…………………….…………….……..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» .

Ограничительные меры предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

   Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты,направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением.

   Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

   Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

   В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии.

   В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции: обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании; дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке; дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках; разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);  осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного

законодательства Российской Федерации при создании, слиянии  и присоединении объединений  коммерческих организаций (союзов и  ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, а также  при приобретении акций (долей) в  уставном капитале коммерческих организаций; согласовывает решения федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации  и ликвидации

хозяйствующих субъектов (в  случаях, предусмотренных антимонопольным

законодательством Российской Федерации), а также в иных случаях,

установленных законодательством Российской Федерации; предупреждает и

пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и  физическими лицами; принимает участие  в разработке государственной политики в области защиты прав потребителей, обеспечивает взаимодействие федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей; подготавливает в пределах своей компетенции предложения по усилению государственной поддержки и развитию предпринимательства, особенно малого и среднего; обеспечивает формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства; обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной политики, политики в области защиты прав потребителей, рекламной деятельности, в области поддержки предпринимательства и регулирования естественных монополий, а также участвует в подготовке предложений о взаимодействии Российской Федерации с мировымсообществом по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственные  программы антимонопольного регулирования

 

3.1.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

   Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

   Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе реализовываетсяся по следующим основным направлениям:

1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2.      Демонополизация  экономики и создание условий  для развития конкуренции на  монополизированных товарных рынках  с высокой степенью концентрации  поставок, устранение барьеров для  развития конкуренции и входа  на рынки других хозяйствующих  субъектов.

3.      Противодействие  созданию новых монополистических  структур в

результате перераспределения собственности, реализации корпоративнойинвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе приформировании ФПГ.

4.      Распространение  антимонопольных требований на  рынки финансовых, в том числе  банковских и страховых, услуг.

5.      Согласование  целей, задач и мер по демонополизации  и развитию

конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного

законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в  мировое экономическое сообщество.

   Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

·     наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставкипродукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г.финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

·    ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

·    совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

·      согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ,адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

       3.2.         Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 

  Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений. В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном

рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут

заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров  и услуг, то общество в целом получит  больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в  сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг. Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики.

   Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США  под названием  «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

-        Закон Шермана (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

-        Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона

Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ.

Одновременно с Законом  Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

-        Закон Робинсона-Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную

деловую практику в области  торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация  и др. К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния. Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции -  столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка  в результате стратегических шагов действующих на нем компаний  с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки  при разборе конкретных антимонопольных дел.

   Главную работу по государственному контролю за монополистической

деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

   В США достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Средивсех рассмотренных моментов государственного регулирования особое вниманиепривлекает то, что частные компании допускаются в регулируемые отрасли наконкурсной основе. С одной стороны это позволяет государственным органамконтролировать уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другойстороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий и основной аспект – достигается решениеантимонопольных задач.

 

Заключение

   Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынкахпривлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широкихслоев населения.

Информация о работе Антимонопольная политика в Российской Федерации