Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.  

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. 

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года . 

С 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства . 

Но в 1999 году, через восемь лет  после начала реформ, антимонопольное  законодательство остро нуждалось  в совершенствовании, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Появилась необходимость  в обновлении всей правовой базы, чтобы  она позволила надежнее пресекать  злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих  субъектов, применять штрафные санкции  к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных  и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и  качество товаров и услуг. 

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. 

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют следующие причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ.:

• приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

• принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным  образом, хотя могла бы облегчить  массовое образование новых конкурентоспособных  хозяйствующих субъектов;

• малый бизнес так и не получил  должного развития. 

Во многих странах именно малый  бизнес является естественной основой  формирования конкурентной среды, полигоном  для испытания венчурных технологических  и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать  капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности к делам фирмы и  заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска  малые предприятия охотно берутся  за новации, которые они затем  могут передать на тиражирование  промышленным гигантам. 

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции :

1. Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

2. Ввести жесткие меры против  действий региональных властей,  препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей  России;

3. Совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. Согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать  их конкурентную политику к  международным принципам и правилам.

2.1. Основные направления антимонопольной политики в России 

Пожалуй, самыми важными из всех мер  антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О  конкуренции" и применяются антимонопольным  органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые  могут неблагоприятно сказаться  на развитии конкуренции. 

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.  

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. 

Так же закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или  не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар. 

Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

• соглашения, препятствующие входу  других предприятий на рынок;

• отказы от заключения договоров  с определёнными продавцами или  покупателями;

• соглашения по разделу рынка  по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

• ценовые соглашения. 

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. 

Согласно закону "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль). 

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия  для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности  на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. 

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства 

В целом, можно сказать, что контрольная  деятельность антимонопольного ведомства  пока недостаточно эффективна. Оно  не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях. 

Важным для антимонопольной  политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с  аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции  также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. 

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан. 

Однако власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  так далее. 

Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа  состояния товарного рынка и  доли предприятий на нем (более или  менее 35%) они включаются либо исключаются  из государственного реестра. Делает это  МАП, если речь идет о российском рынке  в целом, или его территориальные  управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы  иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.  

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее. 

Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в  производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально  значимой продукции.

2.2. Система государственного регулирования естественных монополий 

Россия не избежала негативного  воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В  российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий  –монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500 . 

Примером естественных монополистов в России можно уверено считать прежде всего РАО “ЕЭС России”, “Газпром” и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии.  

Первый проект Закона “О естественных монополиях” был подготовлен  сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался  российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми  министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную думу . 

Информация о работе Антимонопольная политика государства