Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

17 августа Президент подписал  Закон. Это стало возможным  благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства  массовой информации против злоупотреблений,  допускаемых естественными монополиями.  Особое внимание обращалось на  финансовые показатели газовой  промышленности, возможность улучшить  состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО “Газпром” и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п. 

По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи. 

Основными направлениями регулирования  антимонопольной политики выступили:

• ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или  назначение их предельного уровня;

• определение потребителей для  обязательного обслуживания и/или  установление минимального уровня их обеспечения. 

Зарубежные опыт регулирования  показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость  регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения. 

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут  обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные  на продолжительный срок, не могли  быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами  правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил. 

Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных  сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы  работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять  подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые  должны подвергаться регулированию. 

Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового  обеспечения, разработки конкретных методов  регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения. 

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной  основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые  важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как  в отношении построения эффективной  системы регулирования, так и  с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую  сферу регулирования.

 

 

Заключение 

Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в  России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции  к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Причём, мы уверены, что  антимонопольная политика будет  плодотворно развиваться как  в отношении монополий закрытого  и открытого типа, так и в  отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.  

Как же будет развиваться антимонопольная  политика в ближайшее время? 

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего  сектором бюро экономического анализа  А. Е. Шаститко . Он отметил, что: “… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения”. 

Мы считаем, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических  государств. А если будет развиваться  экономика, то и жизнь российского  населения в общем непременно будет становиться лучше.

 

Список использованной литературы:

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998.

2. Антимонопольное регулирование  и поддержка предпринимательства:  статьи семинара // Вопросы экономики  .- 2001. - № 4

3. Государственное регулирование  рыночной экономики. / Под ред.  проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000.

4. Дж. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики.- 1999.- № 11.

5. Курс микроэкономики: Учебник // Под реда. Р. М. Нуреева. – М., 2000.

6. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический  словарь // Под общей ред. Г.  С. Вечканова., - М.,2000.

7. Микроэкономика: Теория и российская  практика: Учебник// Под ред. А.  Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, .- М., 1999

8. Никитин С., Глазова Е. Государство  и проблема монополии// Мировая  экономика и международные отношения  .- 1999 .- №7

9. Экономика: справочник..- М.: Финансы и статистика,1998.


Информация о работе Антимонопольная политика государства