Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность антимонопольного регулирования и его особенности в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- определить экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства;
- рассмотреть институциональные основы антимонопольной политики России;
- проанализировать роль государственных органов в осуществлении антимонопольного регулирования.
Введение 3
1. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства 5
2. Институциональные основы антимонопольной политики России 15
3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения
К недобросовестным приемам предприниматели начинают прибегать с целью монополизации рынка, получения максимальной прибыли внеэкономическими методами. Именно это послужило импульсом для принятия правовых мер борьбы с такого рода явлениями. Эпизодические попытки противодействия монополизму и недобросовестной конкуренции были отмечены уже в 17 веке, когда в Англии был принят закон, аннулировавший значительную часть существовавших к тому времени монополий на городскую торговлю.
Примером торговых монополий могут служить и гигантские торговые объединения (английская Ост-Индийская компания, Ганзейский союз северогерманских городов-Ганза и др.) поделившие в 17-18 веках между собой мировые рынки закупок, и сбыта товаров и использовавшие государство для закрепления своих исключительных прав в создании обширных колониальных империй.
Различные экономические
и исторические источники относят
время становления рыночных отношений
и возникновение
Вместе с тем, история единодушно признает А. Смита основоположником первой научной системы экономических знаний. Он и его последователи: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Джон Стюарт Милль, Кейнс и другие, основываясь на положениях классической буржуазной школы политэкономии, полагали, что предоставление каждому свободы следовать в своей экономической деятельности личному расчету отвечает пользе общества в целом. Они представляли экономику как саморегулирующийся механизм, центральное место в котором занимает конкуренция.
Вместе с тем Адам
Смит высказал мысль о том, что
предприниматели редко
Сегодня спустя годы эта мысль по-прежнему актуальна и не только потому, что ее высказал крупный ученый, а, прежде всего потому, что она выражает существо объективных рыночных законов, существо рыночного процесса. Одновременно из нее же следуют задачи государства по антимонопольной защите общества, прав предпринимателей и потребителей. Антимонопольное законодательство призвано способствовать решению этих важнейших задач.
Дж. Ст. Милль пошел
дальше своих сторонников в этом
направлении экономической
В дальнейшем развитие экономической мысли разветвляется на несколько крупных течений, где сущность свободной предпринимательской деятельности, основанной на конкуренции рассматривается учеными с различных позиций - политической, экономической, социальной, управленческой, личностной и правовой. Это определяет ее содержание. Так, экономический либерализм основывался на вере в гармонию и свобод экономических интересов, индивидуалистическое начало и принцип государственного невмешательства в экономические отношения.
Наиболее выдающийся представитель французского буржуазного экономического либерализма Ф. Бастиа, не отрицая существования зла в виде монополий, считал, что наилучшая система управления заключается в режиме свободы и приоритете личного интереса - том социальном факторе, который служит первопричиной всех благ. Английский экономический либерализм (представителями которого являются Кобден, Брайт и др.) привел страну к переходу от так называемого протекционизма к системе свободной торговли.
Лишь антилиберальные экономические течения: консервативно-реакционное и противоположное ему прогрессивно-социалистическое, сходились в отрицательном отношении к гармонии частного интереса и общественного блага, неприемлемости к идее благодетельности свободного соперничества и индивидуализма, как основы общественного устройства, подвергая ее серьезной критике и вскрывая вредные последствия конкуренции Консерваторы, яркими представителями которых являлись А. Мюллер, фон Галлер и Сисмонди, не могли мириться с победой экономически сильных над экономически слабыми, как неизбежным результатом свободной конкуренции, выдвигая идею поддержания государством и самим обществом тех элементов хозяйствования, которым неминуемо грозит гибель. Ими проповедовался идеал осуществления хозяйственных целей организациями заинтересованных лиц в рамках корпоративного устройства.
Идеи, послужившие основой социалисти
В 19-начале 20 веках в Германии, Канаде, США, Англии и других, индустриально развитых странах стали приобретать устойчивый характер гигантские промышленно-торговые монополии. Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем распоряжении материальные условия выпуска определенных видов товаров, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а также захватили основные источники сырья и рынки сбыта. Такого рода монополии широко распространились в форме картелей, синдикатов, трестов, концернов.
Необходимость применения антимонопольного регулирования была осознана западными экономистами в прошлом столетии, когда первые монополистические объединения стали нарушать устои рыночной экономики. В связи с этим были приняты первые законы, направленные на защиту свободной конкуренции от монополий и предотвращение недобросовестной конкуренции в коммерческой деятельности – в Великобритании (1883, 1887 г.г. - законы о фабричных и товарных знаках), в Германии (1886 г. – закон о недобросовестной конкуренции), в Канаде (1889 г. закон о предупреждении и запрете объединений, связанных с ограничением в торговле), в США (1890 г. закон Шермана о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополий). Основные этапы развития конкурентного и антимонопольного законодательства представлены в приложении 1.
Разработчики этих законов, как и многие сторонники антимонопольных мер, исходили из того, что в большинстве своем монополии не только не представляют собой «естественного» эволюционного явления, но, напротив, являются «противоестественными» и чуждыми экономике образованьями. Из этого следовало, что такого рода аномалии, возможно, ликвидировать законодательным путем.
Примерно до середины
19 в. для экономики развитых стран
была характерна совершенная (свободная),
конкуренция, что определялось небольшими
размерами предприятий и
Эти процессы привели
к существенному изменению
Специфика развития производительных сил в 19 веке заключалась в том, что снижение затрат и удешевление товаров достигались в основном за счет все большего расширения выпуска продукции, т. е. за счет экономии на масштабах производства. Крупные предприятия оказывались эффективнее мелких, поэтому закономерным следствием ценовой конкуренции выступала концентрация производства. Тем самым конкурентная борьба и развитие производительных сил подталкивали экономику к монополии, к единому «тресту трестов». Именно эту тенденцию выявил и научно обосновал в «Капитале» Маркс, и именно она легла в основу его представлений об экономике социализма. Монополистический (а вернее, олигополистический) раздел рынков на рубеже 19-20 веков сделал необходимым и возможным использование широкой гаммы методов государственного воздействия на конкуренцию и монополистические тенденции в экономике.
Исходя, из вышесказанного
дадим определение
2. Институциональные основы антимонопольной политики России
Законодательство о конкуренции и монополиях сравнительно новое явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах были предприняты на российской почве еще в начале 20 века. Однако дело не пошло далее правительственных законопроектных работ и не увенчалось успехом в силу ряда обстоятельств, в том числе в связи с начавшейся первой мировой войной.
С установлением советской власти идея принятия антимонопольного законодательства потеряла всякий смысл. Ликвидация частного предпринимательства, введение жестко централизованной планово-командной хозяйственной системы имели своим результатом приобретение невиданной в истории экономической мощи самим государством, превратившимся в монополиста практически во всех сферах общества - в экономике, политике, идеологии.
С начала 90-х годов
осуществление в России глубоких
экономических реформ, формирование
рыночной системы, отказ от тоталитарных
методов руководства хозяйством
Отдельные антимонопольные положения стали включаться в новые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, еще с 1990 г. Но начало антимонопольному праву России в собственном смысле слова было положено принятием 22 марта 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот акт, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, занял особое место в российской правовой системе, став в ней самым ярко выраженным рыночным актом. Закон предусматривал целую серию мер, предназначенных для поддержания и защиты конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы. Законодательная защита конкуренции предполагает недопущение как частных монополий, возникающих в рамках самой рыночной системы, так и монополий, проистекающих из действий государственной власти.
Экономические цели политики антимонопольной политики | ||
Оптимизация экономической структуры рынка |
Воздействие на экономическое поведение субъектов: ограничение и пресечение |
Корректировка экономических результатов |