Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность антимонопольного регулирования и его особенности в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- определить экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства;
- рассмотреть институциональные основы антимонопольной политики России;
- проанализировать роль государственных органов в осуществлении антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства 5
2. Институциональные основы антимонопольной политики России 15
3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование 2010.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)


Анализ уровня концентрации на товарных рынках

Горизонтальных и вертикальных соглашений

Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров

Контроль за процессами концентрации

Недобросовестной

конкуренции

Поддержка малого предпринимательства

и формирование

конкурентной среды

Определение доминирующего  положения

Монополистической деятельности

Проведение политики демонополизации производства и  обращения


 

Рис. 2.1 Экономические  цели политики антимонопольного регулирования

 

Правовая регламентация  рыночных отношений и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений

Формирование  антимонопольного законодательства практически завершено. Этому способствовала потребность общества в динамичном правотворческом воздействии на экономические процессы, в частности, путем последовательного создания специфических актов, направленных на развитие и защиту конкуренции на товарных рынках страны. Сегодня можно утверждать, что антимонопольное законодательство выделилось в отдельную отрасль законодательства. Однако это произошло не одновременно с принятием в 1991 году первого российского законодательного акта - Закона о конкуренции, в котором первоначально в общем виде были сформулированы задачи, формы и методы антимонопольного регулирования. Только в 1995 году в Законе о конкуренции была закреплена норма, определяющая состав антимонопольного законодательства, что и дало основание полагать о признании законодателем наличия в системе законодательства РФ такой его отрасли, как антимонопольная.

Из всей совокупности норм антимонопольного законодательства отдельные из них относятся к гражданскому праву, поскольку регулируют отношения между участниками гражданского оборота по вопросам экономической деятельности на товарных рынках, влияющие на конкуренцию. Это так называемые «отношения по горизонтали», которые по своей природе являются гражданско-правовыми, возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства. Именно гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Положения антимонопольного законодательства, которые регулируют отношения властных структур и субъектов хозяйствования - отношения по вертикали, — относятся к административному праву. Наличие в системе антимонопольного законодательства норм, нацеленных на обеспечение условий в Российской Федерации для создания и эффективного функционирования товарных рынков, есть правовое закрепление обеспечиваемой нормами государственного права государственной политики по развитию конкуренции. Таким образом, анализ материального критерия разграничения юридических наук по отраслям - предмета антимонопольного регулирования, — не позволяет отнести антимонопольное законодательство к отдельной отрасли права.

Горизонтальные

и вертикальные

соглашения

Недобросовестная конкуренция

Картельные соглашения

Объекты, регулируемые антимонопольными законами

Монополизация рынка

Антиконкурентные  слияния фирм

Ценовая дискриминация




 

Рис. 2.2 Объекты, регулируемые антимонопольными законами [22, c. 79]

Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Рыночные отношения  в РФ, как известно, находятся  на стадии становления, сталкиваясь  с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется. Хронология принятия нормативных актов, включенных в систему антимонопольного законодательства Российской Федерации показана в приложении 4.

Практическое значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных  законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство.

Первая часть антимонопольного законодательства включает нормы Конституции  Российской Федерации, в частности, о поддержке конкуренции, свободе  экономической деятельности, ограничении монополизма и о правовых основах единого рынка.

Следует отметить, что  антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:

1) свободы экономической деятельности;

2) единства экономического пространства;

3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

4) дифференциации и защиты частных и публичных интересов;

5) поддержки конкуренции;

6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и не добросовестную конкуренцию;

7) специального регулирования естественных и государственных монополий.

Развитие рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма правового воздействия, который бы в полной мере соответствовал данным принципам. Антимонопольное  регулирование не является в этом смысле исключением.

Помимо Конституции  России антимонопольное законодательство Российской Федерации включает в  себя большую группу нормативных  правовых актов, среди которых центральное  место занимает «Закон о защите конкуренции». Будучи первым российским антимонопольным законом, данный нормативный акт опирается на весьма богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран и содержит все его основные черты.

Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:

1) охраны и поощрения конкуренции;

2) осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;

3) регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

4) защиты прав и интересов потребителей;

5) содействия малому предпринимательству.

Российский антимонопольный  закон, по своим целевым установкам, наиболее близок к западноевропейской модели антимонопольного законодательства и направлен против монополий постольку, поскольку они ограничивают конкуренцию и, следовательно, его задачи гораздо шире, чем борьба с монополизмом.

Теоретико-экономической  основой Закона о защите конкуренции  служит структурно-регулятивный принцип, который означает, что с помощью закона предполагается не только противодействовать имеющим место противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Сфера применения Закона о защите конкуренции определяется несколькими характеристиками, а именно: -действием в пространстве; - существом возникающих и регулируемых отношений; - действием по кругу лиц. Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.  Принципы и методы реализации антимонопольной политики в России рассмотрены в приложении 5.

Закон о защите конкуренции  содержит целый ряд изъятий из нормативно установленных правил (запретов) как по сферам применения самого закона, так и по отдельным действиям хозяйствующих субъектов. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, так же регулируются специальным законодательством и, прежде всего – Федеральным законом «О естественных монополиях».

Поэтому для практических целей необходимо определить соотношение  Закона о конкуренции и Закона о естественных монополиях. В Законе о конкуренции нет указаний на то, что этот закон не распространяется на отношения с участием субъектов естественной монополии. В то же время экономическая природа естественной монополии такова, что её субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, следовательно, запреты Закона о защите конкуренции и его санкции могут применяться и к субъектам естественной монополии, если последние нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Реализация антимонопольного закона возлагается на специально создаваемые  государственные органы, деятельность которых носит функциональный характер (ФАС России и его территориальные управления)

Многоотраслевая правовая специфика Закона о защите конкуренции  предопределяет сложный субъектный состав правоотношений, то есть в круг субъектов, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства, включаются как юридические лица, так и граждане, прежде всего имеющие статус коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Антимонопольный закон  России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда – наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.

Рассмотренные черты  российского Закона о защите конкуренции  роднят его с зарубежным антимонопольным  законодательством, но он имеет и  отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве.

 

 

3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования

 

Реализация антимонопольных  отношений предполагает функционирование специальных государственных органов, осуществляющих меры антимонопольного регулирования. Политику антимонопольного регулирования проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, контролируя соблюдение законов и нормативных актов, относящихся к антимонопольному законодательству.

По мнению исследователей, в настоящее время в России сформирована целостная система федеральных и региональных антимонопольных органов. Вместе с тем эта система явилась результатом длительного и сложного процесса становления. Так, в октябре 1990 г. впервые был создан первый антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Затем в 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. [15, c. 177]

Для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» в 1996 г. были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, существовавшие на тот момент антимонопольные органы (кроме ФЭК) были упразднены и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов.

Наконец, в начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизаций МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы.

В то же время структура  антимонопольных органов и на сегодняшний день представляется некоторым исследователям несовершенной, особенно в части регулирования деятельности естественных монополий. С сентября 1998 г Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральные службы по регулированию естественных монополий на транспорте и в области связи были ликвидированы. С этого времени регулирование деятельности естественных монополий на транспорте и в области связи, а также их государственный контроль, предусмотренный как Федеральным законом «О естественных монополиях», так и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» осуществлял МАП РФ. [20, c. 53]

Информация о работе Антимонопольное регулирование