Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность антимонопольного регулирования и его особенности в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- определить экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства;
- рассмотреть институциональные основы антимонопольной политики России;
- проанализировать роль государственных органов в осуществлении антимонопольного регулирования.
Введение 3
1. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства 5
2. Институциональные основы антимонопольной политики России 15
3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения
Продолжение приложения 3
Для потребителя | |
1. На рынке предлагается
широкий и насыщенный 2. Растут конкурентоспособность
и потребительские свойства 3. Формируется рыночная
власть потребителя, 4. Неценовая конкуренция
позволяет потребителям 5.Придание продукции
таких эксплуатационных |
1.Отсутствие
равенства возможностей выбора 2.Проблема выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства 3.Появление психологического дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара. 4.Наличие несоответствия баланса «цена-качество» 5.Недостаточная сегментация рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества ориентированный на среднего потребителя) 6. Активное использование
недобросовестной и |
Для субъекта рынка (фирмы) | |
1.Поиск новых возможностей
использования имеющихся 2. Относительно свободный вход на рынок 3. 3.Внешняя
среда стимулирует компанию 4. Разрабатывается гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика 5.Формируется самостоятельная
оперативная деятельность 6.Достигаются конкурентные преимущества за счет совершенствования инструментов маркетинга мобильности капитала, эффективного менеджмента. 7. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей 8. Слабая зависимость
от государственного патронажа
и регулирования, отсутствие 9.Активизация неценовых методов конкуренции |
1.Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования 2.Непрогнозируемость
рынка, определяющая неустойчив 3.Необходимость
постоянного отслеживания 4.Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов 5. Высокий
уровень косвенных затрат 6.Большое количество конкурентов 7. Ограниченная возможность
обеспечить концентрацию |
Приложение 4
Хронология принятия нормативных актов, включенных в систему антимонопольного законодательства Российской Федерации
Дата принятия |
Нормативный акт |
Основная характеристика |
22.03.1991 г |
Закон «О конкуренции... |
Является первым в истории России антимонопольным нормативным актом. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства |
11.08.1992 г |
Постановление Правительства РФ № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 г.г.» |
Согласно постановлению государственное регулирование и контроль цен осуществлялись следующими способами: установление абсолютного верхнего предела: установление предельного размера рентабельности; установление предельных коэффициентов изменения цен: предварительное декларирование повышения свободных цен |
7.02.1992 г. |
Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» |
Регламентирует
отношения между |
14 августа 1992 г |
Указ Президента РФ № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» |
Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи на базе антимонопольного и потребительского законодательства: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства |
12.12.1993 г |
Конституция РФ
|
Ст. 8 — определены
единство экономического пространства, |
9.03.1994 г |
Постановление Правительства РФ № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации» |
Определены этапы |
5.051995 г. |
Изменения и дополнения к Закону РСФСР «О конкуренции...» |
Новой редакцией Закона
«О конкуренции...» введено |
4.06.1995 г. |
Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» |
Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки |
8.07.1995 г. |
Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе» |
Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы |
7.08.1995 г. |
Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» |
Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий |
19.02.1996 г. |
Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» |
Новая концепция
Реестра предприятий- |
21.02.1998 г. |
Постановление Правительства РФ № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг.» |
Разработка комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях |
6.05.1998 г. |
Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции"» |
Введение понятия « |
23 .06.1999 г. |
Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» |
Предметом регулирования данного закона являются отношения. влияющие на конкуренцию на рынке пенных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг |
19 .07.1999г. |
Меры по реализации
среднесрочной программы |
Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные (инфраструктурные) монополии, активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия предприятий частного сектора. В письме подтверждена особая роль МАП России и уточнены его функции и задачи институциональных изменений экономики страны |
9.10. 2002 г. |
федеральный закон № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнении Закон "О конкуренции..." |
В новой редакции уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его категории, внесены дополнения в ряд статей |
2005 г. |
Разработка Федерального закона «О защите конкуренции- |
Совершенствование и
унификация правового регулирования отноше |
26.10.2006 г. |
Принят закон «О защите конкуренции». Закон был принят Государственной Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г. |
Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в России. |
Приложение 5
Принципы и методы реализации антимонопольной политики
Принципы |
Методы |
1.Содействие формированию
рыночных отношений на основе
развития конкуренции и |
1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров).
4.Наблюдение и контроль
за состоянием и уровнем 5.Совершенствование 6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
2.Предупреждение, ограничение
и пресечение |
1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке. 2.Контроль и наблюдение
за согласованными действиями
субъектов, направленными на 3.Пресечение недобросовестной конкуренции. 4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов |
3.Принцип разумного
подхода при применении норм антимонопольного
законодательства, направленных на эффективное
функционирование товарных |
1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка. 2.Приоритет положительного
эффекта в социально- 3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления. 4.Преемственность норм
международного права и |
4.Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов |
2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил |