Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность антимонопольного регулирования и его особенности в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- определить экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства;
- рассмотреть институциональные основы антимонопольной политики России;
- проанализировать роль государственных органов в осуществлении антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства 5
2. Институциональные основы антимонопольной политики России 15
3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование 2010.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)


Продолжение приложения 3

 

Для потребителя

1. На рынке предлагается  широкий и насыщенный ассортимент  товаров, отсутствие дефицита

2. Растут конкурентоспособность  и потребительские свойства продукции

3. Формируется рыночная  власть потребителя, направленная  на снижение цен и повышения  качества обслуживания

4. Неценовая конкуренция  позволяет потребителям получать  полную информацию о товарах  и услугах на рынке, увеличивается  объем и расширяется спектр  потребляемых услуг.

5.Придание продукции  таких эксплуатационных характеристик  и свойств, которые смогут снизить потребность и затраты покупателя на обслуживание продукции, обеспечивает большую надежность

1.Отсутствие  равенства возможностей выбора для покупателей

2.Проблема  выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства

3.Появление психологического  дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара.

4.Наличие несоответствия  баланса «цена-качество»

5.Недостаточная сегментация  рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества ориентированный на среднего потребителя)

6. Активное использование  недобросовестной и недостоверной  рекламы, вводящей потребителей  в заблуждение относительно качества  товара, характера, способа и места  его производства

Для субъекта рынка (фирмы)

1.Поиск новых возможностей  использования имеющихся ресурсов

2. Относительно свободный  вход на рынок

3. 3.Внешняя  среда стимулирует компанию работать  более эффективно (повышать скорость обращения капитала, ресурсов товаров)

4. Разрабатывается  гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика

5.Формируется самостоятельная  оперативная деятельность фирмы  на рынке

6.Достигаются конкурентные преимущества за счет

совершенствования инструментов маркетинга мобильности  капитала, эффективного менеджмента.

7. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей

8. Слабая зависимость  от государственного патронажа  и регулирования, отсутствие указаний  о первоочередных и обязательных  поставке, производстве и др.

9.Активизация неценовых  методов конкуренции

1.Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования

2.Непрогнозируемость  рынка, определяющая неустойчивый уровень прибыли

3.Необходимость  постоянного отслеживания рынка и выработки стратегических решений, направленных на.достижение преимуществ и выживание

4.Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов

5. Высокий  уровень косвенных затрат связанный  с продвижением товаров на рынке (издержки на рекламу и т.д.)

6.Большое  количество конкурентов

7. Ограниченная возможность  обеспечить концентрацию ресурсов  для ускорения НТП; низкий уровень  амортизационных отчислений на  обновление производства, отсутствие  и ограничение научно-технической  базы и недостаток специалистов  для проведения исследований


 

 
 Приложение 4

 

Хронология принятия нормативных актов, включенных в  систему антимонопольного законодательства Российской Федерации

 

Дата принятия

Нормативный акт

Основная  характеристика

22.03.1991 г

Закон «О конкуренции...

Является  первым в истории России антимонопольным нормативным актом. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства

11.08.1992 г

Постановление Правительства РФ № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 г.г.»

Согласно  постановлению государственное  регулирование и контроль цен осуществлялись следующими способами: установление абсолютного верхнего предела: установление предельного размера рентабельности; установление предельных коэффициентов изменения цен: предварительное декларирование повышения свободных цен

7.02.1992 г.

Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Регламентирует  отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ (услуг), являющимися предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой

14 августа  1992 г

Указ Президента РФ

№ 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»

Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи на базе антимонопольного и потребительского законодательства: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

12.12.1993 г

Конституция РФ

 

 

Ст. 8 — определены единство экономического пространства, 
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, 
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 
Ст. 34 — гарантируется недопустимость монополизации рынка недобросовестной конкуренции

9.03.1994 г

Постановление Правительства РФ № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации»

Определены этапы демонополизации  экономики РФ и выделены основные рынки демонополизации

5.051995 г.

Изменения и  дополнения к Закону РСФСР «О конкуренции...»

Новой редакцией Закона «О конкуренции...» введено понятие антимонопольного законодательства, уточнены сферы применения закона, важнейшие его категории

4.06.1995 г.

Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации»

Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки

8.07.1995 г.

Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе»

Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы

7.08.1995 г.

Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Данный закон  впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий

19.02.1996 г.

Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%»

Новая концепция  Реестра предприятий-монополистов. Из инструмента, предназначенного для административного ценового регулирования. Реестр становится перечнем хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках

21.02.1998 г.

Постановление Правительства РФ № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг.»

Разработка  комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях

6.05.1998 г.

Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон "О конкуренции"»

Введение понятия «аффилированные  лица»— физические или юридические  лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Дополнение закона ст. 21..Учет аффилированных лиц», введение в ст. 23 ответственности за нарушение порядка предоставления сведений об аффилированных лицах

 

23 .06.1999 г.

Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

Предметом регулирования  данного закона являются отношения. влияющие на конкуренцию на рынке пенных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг

19 .07.1999г.

Меры по реализации среднесрочной программы структурных  реформ. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829

Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные (инфраструктурные) монополии, активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия предприятий частного сектора. В письме подтверждена особая роль МАП России и уточнены его функции и задачи институциональных изменений экономики страны

9.10. 2002 г.

федеральный закон № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнении Закон "О конкуренции..."

В новой редакции уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его категории, внесены дополнения в ряд статей

2005 г.

Разработка  Федерального закона «О защите конкуренции-

Совершенствование и  унификация правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках

26.10.2006 г.

Принят закон «О защите конкуренции». Закон был принят Государственной  Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.

Закон определяет организационные  и правовые основы защиты конкуренции  и направлен на предупреждение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции  на товарных рынках в России.


 

 
Приложение 5

 

Принципы и  методы реализации антимонопольной политики

 

Принципы

Методы

1.Содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства,  контроль за процессами концентрации

1.Содействие развитию  товарных рынков и конкуренции  (устранение административных межрегиональных и других барьеров).

  1. Поддержка малого предпринимательства.
  2. Проведение политики демонополизации производства и обращения.

4.Наблюдение и контроль  за состоянием и уровнем концентрации  товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них.

5.Совершенствование антимонопольного  законодательства.

6.Наблюдение и контроль  за деятельностью естественных  монополий

2.Предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции

1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.

2.Контроль и наблюдение  за согласованными действиями  субъектов, направленными на ограничение  конкуренции.

3.Пресечение недобросовестной  конкуренции.

4.Контроль за актами  и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

3.Принцип разумного  подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных 
рынков и конкуренции

1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.

2.Приоритет положительного  эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрацию  рынка

3.Верховенство законов  над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.

4.Преемственность норм  международного права и интегрирование  российского антимонопольного законодательства  в европейское.

4.Законность, гласность

и публичность в действиях  антимонопольных органов

  1. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.

2.Формирование общественного  сознания в пользу развития  рыночных сил






Информация о работе Антимонопольное регулирование