Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Введение
1 часть. Основные аспекты регулирования деятельности монопольных предприятий
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
1.2 История развития антимонопольной политики в России
1.3 Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями
2 часть. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия между системами антимонопольного регулирования государств
2.2 Отечественная антимонопольная политика в контексте ухудшения мировой финансовой ситуации
Заключение
Список использованной литературы
Антимонопольное
регулирование отечественной
курсовая работа: Экономика
Введение
1 часть. Основные
аспекты регулирования
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
1.2 История развития
антимонопольной политики в
1.3 Основные приемы
в борьбе с монопольными
2 часть. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия между
системами антимонопольного
2.2 Отечественная
антимонопольная политика в
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросы о монополизации
хозяйственной жизни, конкуренция
на товарных рынках приковывают сегодня
пристальное внимание не только специалистов,
но и также широких слоев
Антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Актуальность, многоплановость
и сложность проблемы регулирования
деятельности крупных фирм-монополистов
требует объективного отношения
к себе со стороны не только ученых,
но и практиков. В настоящее время
в передовых странах по данной
теме имеются определенные теоретические
и практические наработки. В России
решение данной проблемы, в том
числе и научное изучение ее аспектов,
находится на этапе становления.
Отсутствие в российских условиях надлежащего
механизма регулирования
Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, а так же цели, задачи, теоретические и практические разработки, положенные в основу данной работы.
Нами были определенны следующие задачи:
- обобщение теоретических
знаний об антимонопольном
- выявление особенностей
антимонопольной политики
- проведение сравнительного
анализа антимонопольной
1. Основные аспекты регулирования деятельности монопольных предприятий
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
Антимонопольное регулирование
- это целенаправленная государственная
деятельность, которая осуществляется
на основании и в пределах, допускаемых
действующим законодательством, по
установлению и реализации правил ведения
экономической деятельности на товарных
рынках с целью защиты добросовестной
конкуренции и обеспечения
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.
На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.2
Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанных с антимонопольной политикой, а конкретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии.
Монополии - это
крупные хозяйственные
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
В пределах этой теории
монополия рассматривается
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует сказать, что опираясь на рыночную структуру, даётся следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного производителя. Изучая монополию таким образом большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого производителя. Такое пространство принято называть отраслью. Тем самым монополия –это когда в отрасли господствует только одна фирма и границы отрасли и фирмы совпадают.
Рассматривая определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъектом основных инструментов (таких, как реклама, цена ). При монополии производитель использует эти инструменты, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.3
Существуют также признаки монополии:
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав, патентной защитой и т. д. Примером является монополия почтовой службы в США на доставку почты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные издержки достигают минимума, когда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рынка в целом. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось выше.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (хотя бы на определённый срок) является единственным производителем товара, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией являются хорошим примером таких монополий.
Разумеется, такое
деление вовсе не означает, что
все фирмы-монополисты
Фактически все
монополии могут считаться
1.2 История развития
антимонопольной политики в
Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам —все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.
Основными целями антимонопольной
политики России сегодня являются -
формирование единого экономического
и правового пространства, обеспечение
экономической свободы
Информация о работе Антимонопольное регулирование отечественной экономики