Антимонопольное регулирование отечественной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Содержание

Введение
1 часть. Основные аспекты регулирования деятельности монопольных предприятий
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
1.2 История развития антимонопольной политики в России
1.3 Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями
2 часть. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия между системами антимонопольного регулирования государств
2.2 Отечественная антимонопольная политика в контексте ухудшения мировой финансовой ситуации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование отечественной экономики.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Весьма интересным нам представляется история становления  антимонопольного законодательства РФ, без знания которой трудно будет  понять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».6

Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991)

В июле 1991 был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур , позже- Государственный антимонопольный комитет, в 2003г. – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ ( ФАС России ). Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993г. стала очевидной необходимостью его существенного обновления и дополнения.

С этого момента  начался второй этап- формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

Третий  этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

- Ценовое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение  на рынке.

- Рекламное законодательство. В целях защиты от недобросовестной  конкуренции в области рекламы,  предотвращения и пресечения  ненадлежащей рекламы в 1995г.  был принят Федеральный закон  «О рекламе». В настоящее время  действует Федеральный закон  от 13 марта 2006г. №38-ФЗ « О  рекламе»

- Обеспечение интересов  российских товаропроизводителей  в условиях конкуренции с импортерами  в связи с отменой монополии  внешней торговли, либерализация  экспортно-импортной деятельности.

Пятый этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

 

1.3 Основные приемы  в борьбе с монопольными объединениями

 

Нами были подробно рассмотрены и изучены методы антимонопольной политики России.

Запреты на монополистическую деятельность разделяются на запреты, ориентированные против договоренностей, которые ограничивают конкуренцию, и запреты на злоупотребление фирмами своим господствующим положением. Такие нарушения являются наиболее стандартным (более 70%) нарушением антимонопольного законодательства.

Достаточно часто  встречаются такие нарушения, как  навязывание невыгодных условий  соглашения, нарушение порядка ценообразования, скоординированные действия фирм, устремленные на ограничение конкуренции. Исследования более 200 цен показали, что треть  предприятий, занимающих преобладающее  положение на рынке товаров , завышают цены на товары и услуги7.

Также закон налагать запрет на установление монопольно высоких  или монопольно низких цен; а также  изымать товар из обращения, чтобы  формировать и поддерживать дефицит  товара или повышать цену; навязывать такие условия договора, которые не могут быть выгодными для фирмы или не относящиеся к предмету договора, также включать в договор ущемляющие условия, которые ставят контрагента (фирму) в положение ниже по сравнению с другими предприятиями, а также мешать входу на рынок (или уходу с него) другим фирмам, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, мы считаем необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

Монопольно высокая  цена – это цена, которая устанавливается доминирующим на рынке данного товар производителем, с целью возмещения безосновательных затрат, вызванные неполным использованием производственных ресурсов, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – это цена покупаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателя с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет производителя свои неосновательные затраты. Другими словами это цена, намеренно установленная доминирующим на рынке определенного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, но способном на вытеснения конкурентов с рынка товаров и услуг8.

На данный момент, в России чаще устанавливаются монопольно высокие цены, а в передовых  промышленных странах, где преобладает  конкуренция на рынках - монопольно низкие. Все дело в том, что российский монополизм выражает свое антиконкурентное поведение главным образом в отношениях с покупателями или поставщиками, а никак не с конкурентами. Но дело в том, что по мере развития конкуренции увеличивается возможность установления монопольно низких цен: чаще это происходит, когда крупная, многопрофильная компания увеличивает цены на один сектор своего производства и при этом занижает цены на продукцию другого, тем самым блокируя конкурентов. Таким образом, важно контролировать финансово-промышленные компании.

Кроме этого вместе с запретами на заключение невыгодных для конкуренции соглашений и  злоупотребление доминирующим положением для борьбы с антиконкурентными действиями правительство применяет контроль за экономической концентрацией. Экономическая концентрация возникает в результате слияния, создания новых фирм и объединений или когда появляется возможность для группы предприятий устанавливать на рынке согласованную политику.

В соответствии с  законом "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного уровня по объему мероприятий, оно должно получить согласие от антимонопольного органа на свои последующие действия (так  называемый предварительный контроль) или информировать его о них (последующий контроль).

Органом по регулировании монополий предварительно контролируются:

  • создание, присоединение или слияние коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ9;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены  от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный  орган о создании предприятия  в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для  конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение  или ликвидация коммерческих организаций  и приобретение акций нередко  проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Для антимонопольной  политики безусловно важным является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под понятием недобросовестная конкуренция понимаются определенные действия, которые направлены на получение преимуществ, противоречащие антимонопольному законодательству, а также традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые принесли (или могут принести) убытки конкурентам или нанесли урон их бизнес- репутации. Здесь следует говорить распространении ложных или неточных сведений, которые способны причинить убытки или нанести урон конкурентам, а также введении покупателей в заблуждение относительно характера, технологии, места изготовления, потребительских свойств и качеств продаваемого товара, а также недобросовестное сравнение своего собственного товара с аналогичной продукцией у конкурентов. К недобросовестной конкуренции к тому же относится получение, использование и разглашение технологической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия фирмы-владельца.

Ко всему прочему, безусловно, увеличивается интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации своего предприятия и  также юридический охране товарных знаков от их противозаконного использования.

Антимонопольная политика РФ использует ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Формирование рыночных отношений подразумевает ликвидация прямого вмешательства государственных органов правительства в деятельность фирм. На сегоднешний день законом воспрещается создавать и утверждать ряд нормативных актов и совершать определенные действия, которые по своей специфике могут ограничить самостоятельную деятельность предприятий. А также те, которые образовывают ущемляющие или удобные условия для одних предприятий, но в ущерб другим и таким образом ограничивают прямую конкуренцию на рынке и ущемляют интересы предприятий и людей.

Однако власти субъектов  Федерации РФ и также органы местного самоуправления допускают многочисленные ошибки и нарушения, в частности  совершают предоставление необоснованных льгот, вводят запреты на создание предприятий , ограничивают их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность определенных договоров и соглашений, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг ряда предприятий и так далее. 10

Кроме того, законодательство РФ довольно многое воспрещает официальным  лицам государственной власти и  управления, к примеру:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью, иметь собственные предприятия;
  2. свободно или через посредников принемать участие в голосованиях, используя при этом принадлежащие им (вкладов, долей) на общих собраниях акционеров;
  3. совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Более того, запрещается  создавать различные министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения, принимаемые  исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации  и ликвидации предприятий или  предоставления им льгот должны согласовываться  с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных  нами мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам исследования состояния на товарных рынках и долей предприятий на них (более или менее 35%) они включаются или исключаются из государственного реестра. Этим занимается ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления региональных рынков. Основная цель, чтобы составлять такой реестр это иметь четкое представление о крупнейших субъектах рынка, а также иметь контроль за соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно  попадают предприятия, являющиеся единственными  производителями в России отдельных  видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

Количество предприятий, включенных в реестр зависит от границ товарного рынка, на котором будет определяться их доля. Чем детальнее рассматривается терминология продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но здесь следует  отметить, что внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры - например, по ценам, так как  само существование крупных предприятий не означает, что они обязательно злоупотребляют своим преобладающим положением. Более того, их монополистическая деятельность даже невозможна в случае если на рынке низок платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

Информация о работе Антимонопольное регулирование отечественной экономики