Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Введение
1 часть. Основные аспекты регулирования деятельности монопольных предприятий
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
1.2 История развития антимонопольной политики в России
1.3 Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями
2 часть. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия между системами антимонопольного регулирования государств
2.2 Отечественная антимонопольная политика в контексте ухудшения мировой финансовой ситуации
Заключение
Список использованной литературы
Обобщая
сравнение антимонопольного регулирования
России и США, можно сказать, что
их сходство заключается в том, что
оно направлено в принципе против
крупного капитала. Но если представители
крупного капитала США сумели нейтрализовать
воздействие данного
2.2 Отечественная
антимонопольная политика в
Кризис — идеальный момент для начала процесса диверсификации российской экономики, и об этом высказались уже многие . Уже понятно, что государство не может зависеть от двух-трех крупных госбанков и пяти-шести нефтегазовых госкомпаний. Это слишком ненадежная и взрывоопасная экономическая конструкция. Высокий уровень монополизации и откровенно сырьевая направленность российской экономики — это фундамент для внутренних кризисов и чрезмерно острого реагирования на внешние негативные явления, а также гарантия вечного отставания в развитии России от Запада и многих азиатских государств.
Откладывать планы создания реальной рыночной конкурентной среды, ссылаясь на кризис, — большая ошибка. Напротив, очень важно сегодня начать создавать условия, в которых миллионы людей могли бы найти себя, например, в малом и среднем бизнесе.
На самом деле кризис только увеличивает важность поддержки и развития предпринимательской инициативы в стране. Государство физически не сможет удержать в своих руках всю экономику, что было доказано печальными последствиями советской модели. Ее крах, ее системная неконкурентоспособность были обусловлены прежде всего чрезмерной милитаризацией народного хозяйства и его концентрацией в руках государства.
Поддерживая ставшие в последние годы едва ли не главной экономической модой в России госкорпорации, государству принципиально важно не заиграться с этой поддержкой. Не дать госкорпорациям ни малейшей возможности подавлять конкуренцию, списывая на кризис собственный некачественный менеджмент и негибкость своей бизнес-стратегии. То же самое касается и естественных монополий, когда они применяют к другому бизнесу тактику «выжженной земли», как, например, в случае с технологическим подключением к электросетям. В этих случаях к нарушителям будут применены суровые правила так называемых оборотных штрафов, которые уже заставили и чиновников, и бизнесменов считаться с необходимостью соблюдения законодательства о конкуренции.14
Итак, основными системными институциональными угрозами для конкуренции на российских рынках являются: формирование госкорпораций; деятельность естественных монополий; риски возникновения картелей; антиконкурентные действия органов власти. Поэтому антимонопольная служба сегодня подготовила второй антимонопольный пакет и совместно с Министерством экономического развития разрабатывает программу развития конкуренции в Российской Федерации. Поэтому мы убеждены, что задачи по развитию конкуренции и демонополизации профильных отраслей должны быть включены в планы работы всех федеральных органов исполнительной власти, а также стать обязательным критерием оценки эффективности деятельности этих органов.
Важно отдавать себе
отчет, что если в крупных компаниях
начнутся массовые увольнения, чего нельзя
исключать в условиях, когда крупные
компании могут быть серьезно и на
значительный срок ограничены в доступе
к кредитным ресурсам, то для государства
принципиально важно иметь
Наконец, без диверсификации экономики и развития частной инициативы совершенно немыслим инновационный рывок, который запланирован в программе развития страны до 2020 г. Экономика, основанная на исчерпаемых природных ресурсах, автоматически таит в себе системную угрозу краха, если к моменту истощения богатств недр или замены нынешних энергоносителей их эффективными аналогами у страны не будет других надежных источников дохода. Нефтегазовые корпорации нигде в мире не являются главным источником инновационных технологий. Их роль может сводиться лишь к финансированию некоторых исследований прикладного свойства, увеличивающих эффективность их собственного бизнеса. Но создание альтернативных источников топлива, прорывных нанотехнологий требует не только комплексного (со стороны государства и частного капитала) финансирования, но и бизнес-среды, восприимчивой к инновациям. А таковой может быть только конкурентная среда, в которой идет реальная борьба за потребителя, где находится место инновационному малому и среднему бизнесу, тесно связанному с наукой, венчурным фондам, готовым (даже несмотря на нынешний кризис) вкладываться в рискованные проекты. Инновации придут в бизнес только тогда, когда бизнес будет крайне заинтересован в сокращении издержек, т. е. тогда, когда на рынке будет здоровая конкуренция.
Работа по демонополизации
и диверсификации российской экономики
предстоит большая. Необходимо максимальное
снятие законодательных барьеров для
ведения бизнеса в стране. Такие
меры должны коснуться всех без исключения
малых, средних и крупных компаний.
Должен быть жесткий мониторинг законодательства
на предмет ограничения
Сам ход развития
человеческой цивилизации, кардинально
увеличивающий стоимость
Заключение
Антимонопольная (конкурентная)
политика государства является ключевым
элементом повышения
Отвечая на задачи,
поставленные в данной работе можно
сделать следующие выводы. Особенность
российских монополий оказала влияние
на особенности правового
Мы сделали также
следующие выводы. Антимонопольная
политика прямо влияет на социально-экономическое
развитие государства: объемы производства
продукции, производительность труда,
цены, прибыль компаний и их налоговые
отчисления, объем инвестиций, экономический
рост, конкурентоспособность
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику как необходимые аспекты структурных реорганизаций в различных областях экономики стран. В последнее время проблема монополизирования и недобросовестной конкуренции перестает быть только экономической – она все больше становится политической и социальной. Поэтому крайне необходимо, чтобы общество осознавало всю губительность и все отрицательные результаты монополии как таковой. безусловно, в некоторых случаях (но лишь в малой части их) наличие монополии является оправданным и даже необходимым, но за этими течениями должен осуществляться жесткий контроль со стороны правительства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Список использованной литературы:
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр,2001г.
2. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г.
3. Вечканова Г.С., Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Вечканова Г.С., 2000 г.
4. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. 2007г
5. Окрепилова И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб., 1999г
6. Статья «Связь времён» от 18.02.2001. Авторский сайт Павла Романца.
7. Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2006г.
8. Розанова Н.
Эволюция антимонопольной
http://www.antimonopoly.net.
http://fas.gov.ru/
http://www.vedomosti.ru/
http://money.rin.ru/
Информация о работе Антимонопольное регулирование отечественной экономики