Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- исследование понятия асимметричной информации и неопределенности как характерных признаков рыночной экономики;
- рассмотрение эффектов асимметричной информации;
- анализ путей преодоления информационной асимметричности.
Введение…………………….…………………………………………………..…4
1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации……………………………………………..……....6
1.2 Риск и способы его снижения. Страхование…………………………...….10
2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...19
3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26
Заключение…...………………………………………………………………......29
Список использованных источников……….………………………..................
М.Фридмен и Л.Сэвидж в своей статье «Анализ полезности при выборе альтернатив, предполагающих риск» связывают склонность или антипатию к риску с уровнем доходов различных лиц и строят следующую кривую полезности «Рисунок 4»:
Рисунок 4. Кривая общей полезности: изменение отношения к риску в зависимости от уровня дохода
Участок А – группа лиц с низкими доходами.
Участок В – промежуточная группа.
Участок С – группа лиц с высокими доходами.
Лица, принадлежащие к
группам А и С, испытывают обычную
антипатию к риску. Лица группы
В склонны к риску, поскольку
они не успели привыкнуть к
богатству, недавно перейдя из
группы А, но у них есть шанс
попасть в группу С. Группа
В немногочисленна, так как из-за
своего стремления к риску
лица этой группы быстро
Есть и другие факты,
противоречащие концепции
Итак, подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск, так как относится к категории противников риска.
Существует несколько
способов снизить риск, или несколько
способов страхования. Под страхованием
понимается процедура, позволяющая
индивиду обменять риск
Объединение риска – это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».
Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятии подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний.
Страховые компании
могут быть основаны на
Общий принцип страхования,
который вытекает из ею
Надо учитывать и
тот факт, что есть виды деятельности,
которые связать с
Однако есть другие примеры нестрахуемых рисков. Речь пойдет о предпринимательской деятельности. Сама суть предпринимательства содержит в себе элемент риска, и говорить о его страховании просто неуместно. Поэтому можно сказать, что в данном случае факт нестрахуемости рисков является положительным моментом. Однако предприниматель, реализуя основную рисковую идею, может страховать отдельные аспекты своей деятельность. Например, идя на риск при создании нового предприятия но производству пиломатериалов, он скорее всего постарается застраховать свои склады oт пожаров, а рабочих - oт травм в процессе производств. По сама идея п ее реализация - сформировав предприятие в данной отрасли -тем не менее остается рисковой.
2. Эффекты асимметричной информации
Воздействие асимметричной информации о качестве продукта на рынок было изучено лауреатом нобелевской премии Дж. Акерлофом.
Акерлоф следующим образом объясняет это явление. Предположим, что новые автомашины могут быть, грубо говоря, двух типов - хорошие и имеющие скрытые дефекты. Эти два типа машин визуально неразличимы. Только владелец знает, какого типа оказалась его машина. Поскольку покупатель не может определить заранее тип машин, все машины имеют одинаковую цену. Можно предположить, что эта единая цена будет равна средневзвешенной стоимости машин обоих типов, причем их веса будут пропорциональны соотношению между этими типами машин. На рынке новых автомобилей такое интуитивное предположение оказывается в целом справедливым.
На рынке подержанных автомобилей, однако, обстоятельства складываются по-другому. Здесь доля машин, имеющих дефекты, гораздо выше, чем на рынке новых автомобилей. Когда покупатели подержанных машин осознали эту закономерность, то цены на подержанные машины стали падать. Это снижение цен укрепило первоначальное решение владельцев хороших машин не продавать их, в результате чего на рынок подержанных машин стали поступать только автомобили с дефектами.
Открытие Акерлофа состояло в осознании того факта, что само предложение подержанной автомашины на продажу содержит важную информацию об ее качестве. Разумеется, наличие серьезного дефекта не всегда является единственной причиной, побуждающей владельцев продавать свои машины. Но даже если причина продажи не связана с качеством машины, все равно владелец хорошего автомобиля не сможет получить полную стоимость на рынке подержанных машин. И это является единственной причиной возникновения знакомого нам процесса ранжирования. Действительно, бездефектные машины редко появляются на рынке подержанных автомобилей, если отсутствуют какие-либо внешние причины (например, вынужденная продажа машины в связи с отъездом за рубеж).
Если бы асимметрия информации и порождаемые ею эффекты сказывались только на рынках подержанных вещей, едва ли она заслуживала бы того внимания, которое сегодня уделяется ей в экономической науке. Но в действительности она распространена весьма широко; вероятно, не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно.
Таким образом, из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка. Поскольку явления асимметричной информации довольно часто встречается на рынках товаров, услуг и факторов производства, рассмотрим два типа наиболее распространенных эффектов асимметрии – неблагоприятный отбор и моральный риск.
Под неблагоприятным отбором принято понимать наличие возможности у собственника информации использовать ее для личной выгоды до заключения сделки и реализации этой возможности.
Проблема неблагоприятного отбора воздействует на положение контрагентов в сделке до заключения контракта. Не информированный субъект, зная, что есть некоторая вероятность того, что контрагент предоставит товар или услугу низкого качества, на основе ожидаемого выигрыша устанавливает максимальную цену на, которую он готов уплатить. Но именно это его решение определяет неблагоприятный отбор среди потенциальных контрагентов: по максимальной возможной цене с учетом потенциальных потерь совершить сделку согласятся продавцы низкокачественных товаров.
Только, что на примере рынка подержанных автомобилей мы рассмотрели один из вариантов проявления неблагоприятного отбора. В примере с подержанными автомобилями причина появления неблагоприятного отбора состоит в существовании внешнего эффекта, связанного с продавцами «слив» и «лимонов». В попытке продать свой автомобиль владелец «лимона» оказывает влияние на складывающееся у покупателя впечатление относительно качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это приводит к понижению цены, которую покупатели готовы заплатить за «средний» автомобиль, и, таким образом, приносит ущерб людям, пытающимся продать хорошие автомобили.
В рассмотренном примере полной информацией располагал продавец. Однако, неблагоприятный отбор возможен и тогда, когда покупатель владеет более полной информацией об объекте сделки. Типичный пример – ситуация при приеме на работу. Когда фирма нанимает рабочего, ее управляющий может знать гораздо меньше о производительности и способностях рабочего, чем этот рабочий знает о себе. Каковы в действительности способности и навыки работника, фирма может определить только по истечении некоторого периода трудовой деятельности. В момент заключения трудового соглашения «хорошие» и «плохие» работники с точки зрения фирмы не отличаются друг от друга. Объявляя определенный уровень оплаты за труд, наниматель рассчитывает получить наиболее производительных и работоспособных работников. Устанавливая верхнюю границу оплаты, наниматель по праву рассчитывает привлечь квалифицированных работников. Однако, чем менее производителен и талантлив индивид, тем он более охотно пойдет работать за установленную заработную плату, в свою очередь, серьезные работники будут раздумывать при принятии решения о трудоустройстве. Возникает нежелательный отбор.
Другой пример – ситуация на рынке страховых услуг. Как правило, совокупность людей, покупающих медицинскую страховку, не является случайной выборкой из населения. Люди, приобретающие страховку, знают состояние своего здоровья. Иными словами, они достаточно точно определяют вероятность наступления страхового случая. В свою очередь, страховой компании очень сложно разделить потенциальных клиентов на группы риска, поэтому она вынуждена установить единый страховой взнос из расчета средней вероятности наступления страхового случая. Но люди с хорошим здоровьем откажутся от страхования, поскольку цена страхового полиса для них слишком высока. Согласятся только те, для которых, то есть люди со слабым здоровьем. Таким образом, из-за отсутствия информации компания делает неблагоприятный выбор.
Итак, кто бы ни обладал большей полнотой информации – продавец или покупатель, – асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Это явление получило название неблагоприятного отбора (возможно, по контрасту с биологическим естественным отбором - отбором благоприятных свойств). Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.
К неблагоприятному отбору близок по своим последствиям другой эффект, возникающий в тех случаях, когда объектами рыночных сделок становятся контракты, действующие в течение более или менее длительного срока, и также связанные с асимметрией информации. Речь идет об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия, то не информированная сторона несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Явление, связанное со скрытыми действиями, получило название морального риска.
Моральный риск – это извлечение одной из сторон контракта выгоды в ущерб другой стороне благодаря скрытому использованию имеющейся информации.
Проблема морального риска впервые стала предметом исследования в страховой отрасли, где застраховавшийся индивид может воздействовать на вероятность или значимость событий, обуславливающего выплату страховки. При этом страховая компания не имеет возможности проследить, прилагает ли клиент какие-либо усилия, чтобы избежать возможных потерь. В некоторых случаях после заключения страхового договора поведение индивида может измениться: он в меньшей степени, чем прежде, старается уклониться от потерь, становится менее внимательным и осторожным.
Выделяют следующие типы морального риска в страховании:
Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике