Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- исследование понятия асимметричной информации и неопределенности как характерных признаков рыночной экономики;
- рассмотрение эффектов асимметричной информации;
- анализ путей преодоления информационной асимметричности.

Содержание

Введение…………………….…………………………………………………..…4
1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации……………………………………………..……....6
1.2 Риск и способы его снижения. Страхование…………………………...….10
2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...19
3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26
Заключение…...………………………………………………………………......29
Список использованных источников……….………………………..................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 186.19 Кб (Скачать файл)

Более подробно проблему морального риска можно рассмотреть на примере страхования от пожара. Владелец дома, не застрахованного от пожара, стремиться снизить вероятность наступления страхового случая, принимая меры предосторожности: покупает датчики дыма, меняет устаревшую электропроводку, приобретает новые электроприборы. Купив страховой полис, который полностью покрывает все затраты на строительство нового дома и замену имущества, пострадавшего в результате пожара, владелец дома уже не склонен рассматривать для себя принятие мер предосторожности, так как это требует определенных денежных расходов, тогда как убытки от пожара полностью закрываются страховой компанией. Взвесив все «за» и «против», он скорее всего решит сэкономить, и вероятность выплаты страхового возмещения. В этом и состоит смысл проблемы морального риска на страховом рынке, снижающего эффективность последнего.

Проблема морального риска существует не только на страховых рынках. Для товарного рынка тоже характерна проблема морального риска. Компания, объявляя срок гарантии на товар, должна учитывать имеющиеся у покупателя стимулы к проявлению должной осторожности. Слишком малый срок гарантии означает, что покупатель несет слишком большой риск, а длительный гарантийный срок означает, что покупатель не станет обременять себя аккуратной эксплуатацией товара, осознавая, что в случае поломки компания покроет его ущерб полностью.

С другой стороны, если покупатель рассчитывает, что с ненулевой вероятностью предлагаемый ему на рынке товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать товар низкого качества.

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, – агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.

Характерные черты взаимоотношений принципала и агента можно проиллюстрировать простым примером. Допустим, вы решили приобрести квартиру. Вы плохо ориентируетесь в рынке жилья, не имеете возможности уделять много времени поиску, весьма поверхностно знакомы с правовыми нормами в этой сфере и т. п., и вы решаете обратиться к услугам агента по недвижимости (в роли агента может выступать фирма – агентство по операциям с недвижимостью). Агент обладает необходимыми профессиональными знаниями, он представляет себе конъюнктуру рынка жилья, располагает конкретной информацией о предлагаемых квартирах, словом, есть основания считать, что он по вашему поручению лучше справится с задачей, чем вы сами.

В ваших интересах, с одной стороны, приобрести достаточно просторную и удобную квартиру, а с другой, приобрести ее по возможности дешевле. Если бы вы самостоятельно сопоставляли различные варианты покупки, то вы соразмеряли бы полезность квартиры с ее ценой.

По смыслу вашего контракта с агентом, он должен действовать в ваших интересах. Но в действительности его интересы с вашими не совпадают.

Будем считать, что агент получит вознаграждение лишь в случае, если сделка состоится, и в размере, зависящем от суммы сделки (например, в виде фиксированного процента). Полезность квартиры для вас сама по себе его не интересует. Он заинтересован в том, чтобы вы купили квартиру, и притом подороже. Кроме того, он не хочет затрачивать лишние усилия на поиски. Поскольку вы не располагаете той информацией, которой располагает он (потому-то вы и обратились к его услугам), и не можете проконтролировать качество его выбора, скорее всего, он подберет для вас квартиру, которая окажется для вас приемлемой, но не обязательно самой лучшей.

Разумеется, если существует конкуренция на рынке агентских услуг, вы можете обратиться к другому агенту и сопоставить качество услуг обоих агентов. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты в конечном счете были бы заинтересованы в оптимальном для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.

Этот простой пример показывает условия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой "принципал-агент":

- несовпадение интересов  принципала и агента;

- информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении  качества выполнения условий  контракта;

- несовершенство рынка  агентских услуг. Проблема взаимоотношений  принципала и агента заняла  важное место в современных  теориях фирмы и экономики  общественного сектора.

Представление о том, что поведение фирмы полностью подчинено интересам ее владельцев, является сильным упрощением. Труд – ресурс, особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца - работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Контроль со стороны администрации над деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.

Крупной фирмой фактически управляют не владельцы (акционеры), а наемные менеджеры. Если менеджер не является акционером, то максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Мотивы его деятельности иные: сохранение и повышение статуса, расширение масштабов деятельности и т. д. Если владельцев в равной степени интересуют и выручка, и затраты – положительная и отрицательная составляющие прибыли, то менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и равнодушен к затратам. Однако возможности акционеров в отношении контроля за деятельностью администрации весьма ограничены.

Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакционными затратами представляют собой "дефекты микроструктуры" рыночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики.

Асимметричная информация на рынках товаров и ресурсов порождает неблагоприятный отбор и моральный ущерб. Неблагоприятный отбор подразумевает как возможность у собственника информации использовать ее личной выгоды до заключения сделки, так в ее реализацию.

 Моральный ущерб имеет  место тогда, когда заключаемый  в результате рыночной сделки  контракт действует продолжительное  время, на протяжении которого  одна из сторон может изменить  поведение, а другая не в состоянии  проконтролировать это изменение.

 Особую сферу проявления  морального риска составляют  контрактные отношения между  сторонами, одна из которых(принципал)поручает  другой (агент) за вознаграждение  выполнение каких-либо действий. Для устранения проблемы «принципал-агент»  на рынке труда наниматель  должен выбрать оптимальную схему  стимулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преодоление информационной асимметричности

Поскольку неэффективность функционирования рынков с асимметричной информацией о качестве товаров связана с тем, что одна из сторон рыночных отношений не имеет доступа к полной информации о полноте сделки, ее преодоление может происходить путем извлечения необходимой информации на основе сигналов или благодаря сигнализированию.

Одним из способов, при помощи которых продавцы высококачественных товаров не могут донести до покупателей информацию, относительно качества их товаров, являются сигналы, ибо подача последних не является  рациональной для продавцов низкокачественных товаров. Сигналы – это, механизмы, позволяющие покупателям и продавцам преодолеть  информационную асимметрию.

Одним из видов сигнала является  репутация. Люди делают покупки именно в этом магазине, потому что он известен хорошим обслуживанием и качественной продукцией; человек идет именно в этот ресторан, потому что последний славится свежестью используемых продуктов; потребитель покупает видеотехнику фирмы «Sony» или «Panasonic», так как уверен, что она будет работать долго и качественно. Бывают случаи, когда продавцам практически невозможно поддерживать свою репутацию. Например, в небольшую закусочную, находящуюся у скоростного шоссе, большинство клиентов заходит всего один раз в жизни во время путешествия или достаточно редко. Тогда используется другой вид рыночного сигнала – стандартизация. Хорошим примером здесь является  Макдоналдс. Его продукция стандартизирована: используются одни и те же ингредиенты, одна и та же пища продается в любом Макдональдсе, независимо от того, где он находится. Поэтому потребитель точно знает, что он там купит.

Цена тоже является сигналом. Если товар продается по низкой цене, то следует ожидать, что он имеет скрытые дефекты. Напротив, высокая цена – это почти всегда сигнал о хорошем качестве товара.

Бренд – слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточные для идентификации конкретного продавца. Выбирая  из всего перечня товаров знакомые ему бренды, покупатель наверняка платит большую цену, чем за товар «без имени», но при этом он сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает ему уверенность в доброкачественности товара.

Весьма эффектным сигналом (особенно на рынках товаров длительного пользования) служат гарантии – обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо компенсировать иным способом (ремонт, возврат денег).

Уменьшению информационной асимметрии способствуют также Стандарты качества, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими  доверия учреждениями, в частности государственными. Стандарты содержат набор критериев, которым соответствует высококачественный товар. В ходе сертификации определяется соответствие  того или иного товара стандарту.

Все перечисленные сигналы дают покупателю косвенную информацию о качестве продукции, а также способствует более эффективной работе рынка. Чем эффективнее действуют сигналы, тем меньше отклонение рыночного равновесия от Парето-эффективного.

Исследователь механизмов устранения эффектов асимметричной информации М.Снепс показал, что у информированных экономических агентов на рынках с асимметричной информацией для того, чтобы улучшить результаты сделок, могут иметь стимулы для наблюдаемых дорогостоящих действий по передаче вызывающей доверие информации неинформированным агентам. Более способные работники смогут получать более высокую заработную плату, если смогут подтвердить, что они являются более производительными.

В модели в качестве сигнала на рынке труда М.Спенс рассматривает уровень образования. По условию модели на рынке имеется два типа работников – способные и неспособные. Работник с более высокими способностями самостоятельно производит выбор по приобретению сигнала, позволяющего ему отделиться от неспособных индивидов. Принимая решения о получении высшего образования, способные индивиды имеют частную выгоду в виде более высокой зарплата, однако если предполагается , что уровень образования не повышает производительность, с общественной точкой зрения приобретение  данного сигнала есть напрасная трата денег, поэтому то равновесие не эффективно по Парето. Данная модель не описывает возможности продолжительных внешних эффектов образования для общества в целом.

Модель М.Спенса показывает не только роль сигналов на рынке с асимметричной информацией, она также демонстрирует действие такого механизма, как скрининг. Под ним понимается попытка не информированной стороны сделки отсортировать представителей информированной стороны по группам в соответствии  с их скрытыми характеристиками.

Осуществляя скрининг, не информированная сторона предлагает множества альтернативных вариантов выбора для информированной стороны сделки, а выбор, сделанный информированной стороной, обнаруживает ее скрытые характеристики.

Принципиальная разница между скринингом и сигнализированием в том, что в случае сигнализирования инициатива по преодолению информационного разрыва принадлежит информированной стороне, а в случае скрининга – неинформированной. В модели Спенса фирма сортировала работников на группы путем установления уровня образования, который выгоден только способным работникам. Оказываясь от получения высшего образования, неспособные работники обнаруживали скрытую характеристику.

Все рассмотренные сигналы о качестве открывают возможность преодоления эффектов асимметрии информации путем получения представления о качестве продукции косвенным путем. Несмотря на то, что эффективность каждого из сигналов в определенной степени ограничена, их действие позволяет сократить разницу между параметрами рыночного равновесия, эффективного по Парето, достигаемого только лишь при условии полноты рыночной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Существует два типа асимметрии информации – скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником.

Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.

Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике