Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Программу внутреннего контроля основных средств и соответствующих хозяйственных операций обычно не разрабатывают, потому что у большинства организаций таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы аудита основных средств
1.1 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам
1.2 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит
1.3 План и программа проведения аудита основных средств
2. Аудит организации учета основных средств
3. Типичные ошибки в документировании движения основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая аудит 5.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудит организации  учета основных средств 

 

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются сроком полезного использования более 12 месяцев без ограничения стоимости в соответствии с единой типовой классификацией, в которой они группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.

Поступление основных средств  оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - отражены покупная стоимость объекта, а также  транспортные и иные затраты по приобретению, включая положительную суммовую разницу (либо отрицательную - методом "красное сторно"), выявленную до ввода объекта в эксплуатацию;

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен  ввод объекта в эксплуатацию;

Д-т сч. 08 К-т сч. 98 - при  безвозмездном получении основных средств производственного назначения;

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен  ввод объекта в состав основных средств;

Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация  основных средств" методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в бухгалтерском учете следующими записями:

Д-т сч. 08 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в капитальном  строительстве (кроме строительных организаций);

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в производстве;

Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих  производствах и хозяйствах.

Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:

- основным средствам  производственного назначения;

- объектам внешнего  благоустройства и другим аналогичным  объектам (дорожного хозяйства и  т.п.);

- земельным участкам;

- а также многолетним  насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

По таким основным средствам в конце года начисляется  износ, суммы которого отражаются на забалансовом счете «Износ основных средств».

Объекты основных средств  стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.п., специальные издания долгосрочного пользования, списываются на затраты производства по мере отпуска их в производстве или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации осуществляется надлежащий контроль над их движением на забалансовом счете 013 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей».

Для оформления операций по движению основных средств в предусмотрены  первичные учетные документы:

- акт (накладная) приемки  - передачи основных средств (форма N ОС-1) - для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;

- акт приемки - сдачи  отремонтированных, реконструируемых  и модернизированных объектов (форма  N ОС-3) - для оформления операций  по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;

- акт на списание  основных средств (форма N ОС-4) - для оформления операций по  ликвидации основных средств  (кроме автотранспорта);

- акт на списание  автотранспортных средств (форма  N ОС-4а) - для оформления операций  по ликвидации автотранспорта;

- инвентарная карточка  учета основных средств (форма  N ОС-6) - для оформления пообъектного  учета основных средств;

- акт о приемке оборудования (форма N ОС-14) - для оформления  принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;

- акт приемки - передачи  оборудования в монтаж (форма  N ОС-15) - для оформления операций  по сдаче оборудования, требующего  монтажа, строительным организациям;

- акт о выявленных  дефектах оборудования (форма N ОС-16) - для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

Безвозмездная передача основных средств оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т  сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;

Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость  объекта на финансовый результат  с включением ее в состав прочих расходов;

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;

Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны  убытки от передачи объекта.

Ликвидация основных средств оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т  сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;

Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость  объекта на финансовый результат  с включением ее в состав прочих расходов;

Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны  убытки по списанию (ликвидации) объекта;

Д-т сч. 10 К-т сч. 91 - отражены возвратные материалы по стоимости  возможной продажи.

Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями  и филиалами производится с применением  счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом передается стоимость объекта основных средств, сумма накопленной амортизации и добавочного капитала, образованного в результате переоценки.

Ликвидация объектов основных средств производится при  участии постоянно действующей  инвентаризационной комиссии, которая назначается приказом руководителя организации и выполняет следующие функции:

- рассмотрение результатов  инвентаризации имущества и обязательств  организации и представление  предложений по распределению  ее итогов руководителю организации;

- участие в ликвидации  объекта основных средств (осмотр  объекта и установление его  непригодности; установление причин его списания);

- выявление лиц, виновных  в преждевременном выбытии объекта;

- определение возвратных  материалов и их оценка;

- контроль за изъятием  из списанного объекта цветных  и драгоценных металлов;

- подписание акта на  списание основных средств формы N ОС-4 "Акт на списание основных средств" или N ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств").

При ликвидации объекта  возвратные материалы приходуются  по цене их возможного использования  или реализации, а утиль - как вторичное  сырье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типичные ошибки  в документировании движения  основных средств 

 

Разбираются ошибки, часто  встречающиеся в бухгалтерском  учете основных средств: неправильное отнесение объектов к основным средствам, нарушение лимита их стоимости, несоблюдение порядка документального оформления движения основных средств и др. 

Достоверность бухгалтерского учета основных средств зависит  от правильного документального  оформления их движения, оценки и формирования первоначальной стоимости. Предотвращение ошибок в учете основных средств влияет на качественные характеристики использования объектов и возможные налоговые последствия. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при отражении в бухгалтерском учете основных средств. 

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в производстве  продукции при выполнении работ  или оказании услуг либо для  управленческих нужд организации;

- использование в течение  длительного времени, продолжительностью  свыше 12 месяцев, или обычного  операционного цикла, если он  превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается  последующая перепродажа данных  активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пример 1. В ходе аудиторской  проверки бухгалтерского учета основных средств в январе 2009 г. было установлено, что приобретенный в июле 2008 г. компьютер был принят к учету  в составе товаров на счете 41 "Товары" по стоимости приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги по техническому контролю и установке компьютера оказаны сторонней организацией. Стоимость услуг включена в расходы по обычным видам деятельности и списана на счет 44 "Расходы на продажу" - 2000 руб., НДС - 360 руб. НДС от стоимости объекта и услуг предъявлен к вычету. Срок полезного использования компьютера определен в целях бухгалтерского и налогового учета на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 5 годам. Доходы и расходы исчисляются методом начисления.

Поскольку условия, перечисленные  п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер следовало принять к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2009 г., до утверждения бухгалтерской  отчетности за 2008 г. Следовательно, организация  может внести исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2008 г. (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

В декабре 2008 г. в учете  организации следует составить записи:

Дебет 41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к  учету в составе товаров,

Дебет 44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому контролю и установке  компьютера,

Дебет 08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств,

Дебет 01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле 2008 г.

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств  начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, в 2008 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию, начисленную с августа по декабрь включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. / 5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма амортизации является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражается в данном случае по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".

В целях налогообложения  прибыли суммы начисленной амортизации  учитываются в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Правила начисления амортизации установлены ст. 259 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а ошибка выявлена в январе 2009 г., т.е. до сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (п. 4 ст. 289 НК РФ), организация не завысила налоговую базу по налогу на прибыль в связи с несвоевременным начислением амортизации. Вследствие неправильного отражения на счете 41 приобретенного компьютера, фактически используемого в качестве основного средства, организацией была занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ и отраженная в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу за 9 месяцев 2008 г.

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде  перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 г., отражает записью декабря 2008 г. в бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а также начисляет и уплачивает сумму пени.

Информация о работе Аудит основных средств