Аутсорсинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации (2012 год) указано на необходимость поиска и реализации инновационных подходов во всех сферах жизнедеятельности общества . Одна из инноваций – аутсорсинг.
Аутсорсинг (от англ. out - вне, source -источник) - осуществление за счет внешних источников одной из необходимых функций компании. К примеру, в сфере информационных технологий аутсорсинг означает осуществление функций по поддержке информационной системы организации внешней компанией.
Сущность аутсорсинга состоит в передаче внутренних функций в организацию поставщика услуг (сторонней фирме, компании), специализирующуюся в определенной сфере деятельности, на длительный период по оговоренной цене.

Вложенные файлы: 1 файл

аутсортинг.docx

— 336.83 Кб (Скачать файл)

 

 



Обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации (2012 год) указано на необходимость поиска и реализации инновационных подходов во всех сферах жизнедеятельности общества1. Одна из инноваций – аутсорсинг.

Аутсорсинг (от англ. out - вне, source -источник) - осуществление за счет внешних источников одной из необходимых функций компании. К примеру, в сфере информационных технологий аутсорсинг означает осуществление функций по поддержке информационной системы организации внешней компанией4.

Принцип аутсорсинга: "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше и быстрее других"2.

Сущность аутсорсинга состоит в передаче внутренних функций в организацию поставщика услуг (сторонней фирме, компании), специализирующуюся в определенной сфере деятельности, на длительный период по оговоренной цене. Это одна из современных моделей предпринимательства, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. Главный источник этих преимуществ - использование ресурсов и компетенций (материальных и нематериальных активов) других компаний для достижения успеха на рынке. Дополнительные преимущества заключаются в том, что отсутствуют длительный период изучения, освоения проблемы и капитальные затраты на запуск и становление бизнес-процесса. При использовании аутсорсинга есть возможность оперативной переброски ресурсов (финансов) между перспективными направлениями, возможность оперативного маневра при ограниченности ресурсов. Причины и выгоды использования аутсорсинга представлены на рис 1.

Рис 1. Причины обращения к аутсорсингу3 и выгоды его использования

Аутсорсинг достаточно новая услуга на российском рынке и пока не демонстрирует такого активного развития как на Западе. Анализ исторических аспектов экономического развития показывает, что на предприятиях советского периода широко использовалась практика кооперации и субподряда, которые в советской транскрипции были своего рода прообразами современной рыночной модели - аутсорсинга.

 

Основные отличительные черты аутсорсинга от других видов сотрудничества4:

– соотношение потребностей заказчика и специализации аутсорсера: в ряде случаев аутсорсер должен быть наилучшим исполнителем необходимых заказчику функций на рынке;

– отношения ограничены объемами исполняемой функции, что позволяет снизить риск утраты конфиденциальности информации, что свойственно другим видам отношений. В таблице 2 приведены основные мотивы применения аутсорсинга

Табл 2

Основные мотивы применения аутсорсинга12

Мотив

Доля в %

Доступ к передовым технологиям

27

Высвобождение активов

31

Концентрация усилий

40

Отсутствие активов

35

Сокращение расходов

48


 

 

Однако в настоящее время бизнес в сфере аутсорсинга пока не сформировался в отдельное направление, хотя сложилась четкая тенденция его роста. Логично, что в условиях финансового кризиса все более актуальным для менеджмента предприятий становится вопрос, на чем и как сэкономить. Благодаря передаче стороннему подрядчику непрофильных видов деятельности можно снизить расходы на 25-30 процентов.

Рассматривая современное состояние, тенденции и перспективы российского рынка аутсорсингвых услуг, следует иметь в виду, что в российском законодательстве понятие правового института «аутсорсинг» отсутствует, в нем не содержатся даже общие нормы, регулирующие правоотношения при передаче определённых работ внешнему исполнителю. Регламентация аутсорсинговых взаимоотношений осуществляется на основе ст. 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Вариантом заключения договоров является также договор возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

В настоящее время в российских компаниях применяется ряд вариантов аутсорсинга бизнес-процессов5:

  • юридическое обеспечение деятельности: юридическое сопровождение, регистрация юридических лиц, арбитраж;

- аутсорс-персонал: кадровый аудит, кадровый учет, подбор персонала, полный комплекс услуг; -аутсорс-финансы: бухгалтерское сопровождение, зарплатный проект, налоговое консультирование, разработка бизнес-плана;

  • обеспечение безопасности;
  • аутсорс-реклама: паблик рилейшнз, интернет-реклама, реклама в средствах массовой информации, дизайн, выставки, промо-акции;
  • аутсорс-полиграфия: полиграфическая печать, сувениры;
  • переводческие услуги;
  • обеспечение функционирования офиса;

- аутсорс-презент: корпоративные мероприятия, подарки и ряд других бизнес-процессов. Большинство компаний начинают использовать технологии аутсорсинга с IT-аутсорсинга и

только затем постепенно переходят на остальные современные модели предоставления аутсорсинговых услуг. Подтверждением этому служат результаты интернет-опроса руководителей российских компаний, приведенный 2012-20136 г.г. Как видно из представленных в таблице 1 данных, большая часть российских компаний - более 60% используют аутсорсинг в информационных технологиях.

 

Таблица 1 - Результаты ответа руководителей российских компаний на вопрос: «Какие виды аутсорсинга

использует Ваша компания?»

Вопрос

Процент ответивших (%)

Какие виды аутсорсинга использует Ваша компания?

 

- IT-аутсорсинг

60,8

- аутсорсинг бизнес-процессов

13,9

- производственный аутсорсинг

19,6

- аутсорсинг управления  знаниями

5,7


Исследование динамики и состояния рынка аутсорсинговых услуг в России показывает, что основными сегментами потребителей аутсорсинговых услуг являются:

  • малые и средние предприятия, ограниченные в ресурсах, активно пользуются услугами аут-сорсеров в области финансового и кадрового аудита, информационных технологий;
  • крупные компании и банки, системно занимающиеся оптимизацией бизнес-процессов, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей;
  • представительства зарубежных компаний и совместных предприятий, у которых есть опыт использования аутсорсинга;
  • государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.

В нашей стране примеров практики активного использования аутсорсинга до последнего времени было немного:

  • «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС» выделили свои буровые подразделения в самостоятельные компании «ЛУКОЙЛ-бурение» и «Сибирская Сервисная Компания» соответственно, не оставляя за собой контрольного пакета участия в данных компаниях;
  • «ЛОМО», оборонное предприятие, занимающееся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов, отказалось от собственного производства печатных плат после того, как проведенный анализ показал, что оборудование имеющегося цеха значительно устарело и требует модернизации;
  • «Ирбитский мотоциклетный завод» продал кузнечный и автоматный цеха;
  • компания «Август», производитель женской одежды под маркой OGGI, оставила за собой лишь разработку моделей, технологическую подготовку производства, закупку материалов и фурнитуры и продажу готовой одежды. Производство самой одежды осуществляется на условиях аутсорсинга и субконтрактации со множеством малых и средних предприятий легкой промышленности.

В период выхода из экономического кризиса для руководства российских компаний особенно важна концентрация на ключевых компетенциях своего бизнеса, на поиске новых направлений развития, новых продуктах, новых рынках. Аутсорсинг в этих условиях приобретает особую актуальность, поскольку освобождает руководство от необходимости выполнения второстепенных, рутинных для данного бизнеса операций за счет передачи их специализированным компаниям. Оценивая перспективы развития аутсорсинга, можно выделить следующие факторы активизации данного вида бизнеса:

  • начало экономического роста;
  • завершение процессов реструктуризации на крупных предприятиях, а именно выделение из своего состава непрофильных активов;
  • усиление конкуренции на рынке и угроза снижения прибыльности бизнеса;
  • постепенное совершенствование правовой среды, оказывающей прямое влияние на ответственность и законоисполнительность предпринимателей и исполнительных менеджеров. Имеет место постепенное упорядочение правовых процедур в налоговом и бухгалтерском учете.

Анализ и обобщение научной литературы и практического опыта оказания аутсорсинговых услуг на российском рынке позволили выделить и оценить факторы, препятствующие активизации данной сфере бизнеса в стране. К ним могут быть отнесены:

  1. Организация производства, когда большинство предприятий в условиях нестабильности переходного периода длительное время старались производить как можно больше продукции собственными силами.
  2. Преобладающая степень вертикальной интеграции в российском производстве в отличие от диверсифицированного и высокоспециализированного западного производства. Объединение российских производственных предприятий в промышленные группы по принципу холдинга с целью «производить всё для себя», в отличие от западных компаний, которые, объединяясь, преследуют иные цели: снижение финансового риска при инвестициях, получение эффекта экономии масштаба, объединение или сокращение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  3. Недоверие друг к другу и к аутсорсеру, в частности. На российском рынке не просто найти партнера, в котором можно быть уверенным.
  4. Инертность мышления руководства государственных учреждений, мешающая активному обращению к аутсорсингу.
  5. Отсутствие на российском рынке аутсорсинговых компаний, способных стабильно и качественно работать по запросам зарубежных компаний и банков.
  6. Собственный достаточно мощный в крупных российских компаниях штат специалистов по информационным технологиям, что делает болезненным обращение к новому подходу - использованию аутсорсинга информационных технологий.
  7. Слабая законодательная база. Несовершенство законов не может полностью гарантировать выполнение аутсорсинговых соглашений.
  8. Страх потерять контроль над ситуацией, предоставив информацию посторонним.
  9. Неразвитость рынка, что выражается, во-первых, в завышении стоимости выполнения работы аутсорсинговыми компаниями, в том числе за счет включения в цену собственных издержек, например, связанных с рисками неисполнения обязательств другими организациями или с неэффективным управлением собственным бизнесом. Во-вторых, достаточно часто имеет место не высокое качество исполнения заказа из-за отсутствия квалифицированных менеджеров аутсорсинговых компаний, недостатка отработанных технологий, что можно объяснить периодом становления нового бизнеса.

Обозначенные на российском рынке аутсорсинговых услуг проблемы отразились на приоритетах российских компаний при выборе видов аутсорсинга. Представляет интерес сравнение приоритетных выборов российских предприятий и зарубежных компаний, действующих на российском рынке. Так, в 2012 году аутсорсинговое подразделение группы BDO в России и агентство РБК7. Рейтинг подвели итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга бизнес-процессов в иностранных компаниях в России. Всего в проекте участвовало более 6000 иностранных компаний в России, представленных во всех сегментах рынка. Выборка формировалась на основе критерия - доля иностранного капитала в уставном капитале. Репрезентативность выборки определялась, в том числе выбором значительного числа сегментов (более 20), где представлены иностранные компании - потребительский рынок, химическая промышленность, легкая промышленность, производство фармацевтических препаратов, банковский сектор и др.

В ходе исследования ставились цели: 1) определить отношение представителей иностранных компаний в России к передаче внутренних функций на аутсорсинг;

2) сравнить предпочтения российских и иностранных компаний, представленных в РФ, по видам внутренних функций, передаваемых на аутсорсинг. В качестве внутренних рассматривались наиболее распространенные функции,такие как: оформление виз и разрешений на работу для иностранцев, юридическое обеспечение деятельности иностранных компаний в России, транспорт и логистика, бухгалтерский учет полностью и его отдельные участки, расчет заработной платы, подбор и обучение персонала, документальный кадровый учет, аутсорсинг сопровождения ПО и еще несколько видов функций, которые чаще всего передаются на аутсорсинг специализированным провайдерам. Результаты рейтинга популярности по видам аутсорсинга в иностранных компаниях в России приведены в таблице 2.

Согласно ответам респондентов наиболее популярными у иностранных компаний в России стали следующие функции:

  • оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и юридическое обеспечение деятельности (58%);
  • услуги в сфере логистики и транспорта (53%);
  • передача отдельных участков бухгалтерского учета;

-ответам респондентов, иностранные компании предпочитают  передавать расчет заработной  платы

Сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Рейтинг популярности по видам аутсорсинга в иностранных компаниях в России

 

Вид аутсорсинга

%

Оформление виз и разрешений на работу для иностранцев

5,83

Юридическое обеспечение деятельности

5,75

Транспорт, логистика

5,33

Бухгалтерский учет (отдельные участки)

5,08

IT инфраструктура, хостинг

5,08

Расчет заработной платы

4,92

Подбор и обучение персонала

4,92

Аутсорсинг сопровождения программного обеспечения

4,17

Документальный кадровый учет

3,58

Бухгалтерский учет (полностью)

3,42

Call-центры

2,83

Экономическая и информационная безопасность

2,67

Информация о работе Аутсорсинг