Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:01, реферат
Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет.
ВВЕДЕНИЕ
1. Структура банковской системы Швейцарии
2. Основные принципы функционирования банковской системы Швейцарии
3. Влияние ЕС на банковскую систему Швейцарии
4. Влияние кризиса 2008-2011 гг. на швейцарскую банковскую систему
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Структура банковской системы Швейцарии
2.
Основные принципы
3.
Влияние ЕС на банковскую
4.
Влияние кризиса 2008-2011 гг. на швейцарскую
банковскую систему
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Швейцария
относится к числу наиболее респектабельных
финансовых центров Европы. Традиционный
статус нейтрального государства, местоположение
в центре Европы, устоявшиеся демократические
институты обеспечили Швейцарии
особое положение на политической карте
мира. Швейцария - вне военных, политических
и расовых конфликтов. Потрясения
двадцатого столетия не затронули ее
политический и экономический суверенитет.
Политическая стабильность и экономическое
процветание обусловили привлекательность
Швейцарии в глазах состоятельных
людей других стран. Более 10% ее постоянных
жителей - иностранцы. Со всего мира
сюда стекаются банковские вклады.
Швейцария является транзитным пунктом
международных финансовых потоков.
Швейцарский франк входит в число
основных резервных валют мира. Швейцарская
банковская система находится на
одном из первых мест в мире по уровню
конфиденциальности банковских вкладов.
Что являет собой актуальность изучения
банковской системы Швейцарии, особенно
с учетом изменений последних лет.
1.
Структура банковской
системы Швейцарии
Швейцария - страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одна банковская структура. В стране функционируют 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков.
Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные категории (трехуровневая система). Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кредитных институтов небанковского типа (например, страховых компаний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позволяет вести речь о различиях в составе элементов банковских систем. Последними являются лишь банки, но крупные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского типа, обусловили необходимость их учета и анализа при рассмотрении функционирования не только банковских, но и иных финансово-кредитных организаций в рамках кредитной системы.
К первой относятся три крупнейших банка:
1) союз банк Швейцарии;
2) швейцарский банк корпорации;
3)
швейцарских банковских
Кантональные, местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на кредитовании и обычных банковских расчетах. Кантональные банки функционируют на территории соответствующих кантонов (по месту образования). Несмотря на их тесную связь с государством, кантональные банки подчиняются коммерческим принципам при ведении своей деятельности.
Третья категория - это так называемые частные банки. Основной вид их деятельности - управление инвестиционными портфелями.
В кредитную систему Швейцарии органично входит большое количество финансовых компаний. Они делятся на:
Швейцарские банки, а также почтовое отделение (которое выполняет некоторые финансовые операции) используют систему электронных платежей известную как швейцарский межбанковский клиринг (SIC). Система координируется Швейцарским Национальным банком, и управляется через совместное предприятие. НИЦ обрабатывается более 250 миллионов транзакций в 2005 году, с оборотом 41 трлн. швейцарских франков [3].
По состоянию на 2008 год, в Швейцарии существует 327 уполномоченных банка и дилеров по ценным бумагам, начиная от «Двух крупных банков» вплоть до мелких банков, обслуживающих потребности одного сообщества или нескольких специальных клиентов [4].
UBS и Credit Suisse, соответственно самый большой и второй по величине швейцарские банки и на них приходится более 50% всех вкладов в Швейцарии, каждый из них имеет разветвленную сеть филиалов по всей стране, и большинство международных центров.
Из-за их размера и сложности, UBS и Credit Suisse могут быть подвержены дополнительной степени контроля со стороны Федеральной банковской комиссии [5].
UBS был создан в июне 1998 года, когда Союз Банков Швейцарии, основанный в 1862 году, и швейцарская Bank Corporation, основанная в 1872 году, объединились. Штаб-квартира находится в Цюрихе и Базеле, он является крупнейшим банком Швейцарии. Он поддерживает семь основных офисов по всему миру (четыре в США и по одному в Лондоне, Токио и Гонконг) и филиалы на пяти континентах [6].
По состоянию на 2010 год, чистая прибыль UBS составила CHF 7.161 млрд., рыночная капитализация более CHF 58.8 млрд., а штат 64 617 человек [7].
Credit Suisse является вторым по величине швейцарским банком. Расположенный в Цюрихе, он был основан в 1856 году, его рыночная капитализации (по состоянию на 2007 год) составляет 95200 млн. долл., и компания имеет около 40000 сотрудников. Credit Suisse Group предлагает частным и инвестиционно-банковских услуг и управления активами. Она приобрела корпорацию First Boston в 1988 году и слилась с страховой компанией Винтертур в 1997 году. Последняя была продана AXA в 2006 году, услуги по управлению активами были проданы Aberdeen в 2008 году во время мирового финансового кризиса [8].
К частному банку в Швейцарии относится банк, который предлагает услуги частного банковского дела и существует в правовой форме партнерства. Первые частные банки были созданы в Санкт-Галлене в середине 18 века и в Женеве в конце 18 века, как партнерства, а некоторые все еще находятся в руках отдельных семей, таких как Хотинджер и Мирабо. В Швейцарии, например, частные банки называются частными банкирами, чтобы отличить их от других частных банков, которые, как правило, являются корпорациями. Исторически в Швейцарии для открытия счета в банке требовалось не менее 1 млн. франков, однако за последние годы многие частные банки снизили барьеры входа до 250000 франков для частных инвесторов.
В
Швейцарии, по состоянию на 2006, существует
24 кантональных банков [9]. Эти банки находятся
под государственной гарантией полу-правительственных
организаций, контролируемые одним из
26 кантонов Швейцарии, которые участвуют
во всех сферах банковского бизнеса. В
2005 г. чистая прибыль крупнейшего кантонального
банка, Кантонального банка Цюриха, составила
810 млн. швейцарских франков [10].
2.
Основные принципы
функционирования
банковской системы
Швейцарии
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль деятельности банков и инвестиционных компаний. Контроль над банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией.
Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона - защита интересов клиента.
Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана.
После Второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства банка.
Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, - это банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков.
Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства (не подозрения) причастности клиента к уголовному преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает по швейцарскому уголовному праву в разряд преступлений.
Банковский комитет — это независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет осуществляет контроль за соблюдением банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, и также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения комитета фактически являются обязательными [1].
Швейцарский закон проводит различие между уклонением от уплаты налогов (без отчетности дохода) и уклонением от уплаты налогов (активный обман). Международная юридическая помощь обыкновенно предоставляется только в отношении налогового мошенничества. Под давлением со стороны ОЭСР и G20, швейцарское правительство решило в марте 2009 года упразднить различия между уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством в отношениях с иностранными клиентами. Швейцария придерживается международных стандартов ОЭСР в отношении административной помощи в налоговых вопросах (решение взять на себя Модель налоговой конвенции ОЭСР, в частности статья 26) [11].
Для швейцарских налогоплательщиков различие остается неизменным. Хотя это и не считается преступлением и, следовательно, не привлекается к ответственности в уголовном суде, уклонение от уплаты налогов является серьезным преступлением в соответствии со швейцарским налоговым законодательством, и применяются крупные финансовые санкции при нарушении данного законодательства. При внутреннем уголовном преследовании, банковская тайна может быть снята по решению суда в случаях налогового мошенничества или особо тяжелых случаях уклонения от уплаты налогов [12].
С
учетом последних изменений в швейцарского
режима банковской тайны, объем активов,
принадлежащих иностранным лицам, в швейцарских
банках сократился, по данным Ассоциации
Швейцарский национальный банк (SNB), на
28,1% в период с января 2008 года и ноябрь
2009 года [13].
3.
Влияние ЕС на
банковскую систему
Швейцарии
Давление на Швейцарию было применено несколькими государствами и международными организациями, которые пытаются изменить швейцарскую политику конфиденциальности. Европейский Союз, члены которого географически окружают Швейцарию, были недовольны тем, что гражданами государств-членов ЕС были использованы Швейцарские банки, чтобы избежать налогообложения в своих странах. ЕС уже давно пытается согласовать налоговый режим среди государств-членов, хотя многие чиновники швейцарской банковской системы сопротивляются любым таким изменениям [14].
Однако Швейцария не хочет препятствовать более тесному сотрудничеству между налоговыми службами стран-членов ЕС и решила поддержать международные усилия по соответственному налогообложению трансграничных инвестиционных доходов. Подписание соглашения с Европейским союзом (ЕС) о налогообложении доходов от сбережений является подходящим и эффективным средством достижения этой цели. ЕС стремится к устранению существующих пробелов в системе налогообложения доходов от сбережений. Швейцария выразила ЕС свою готовность, соответственно, регулировать налогообложение доходов от сбережений. Здесь следует отметить, что Швейцария приняла стандарты ОЭСР об административной помощи и что Федеральный совет отвергает автоматический обмен информацией. С 1 июля 2005 года в Швейцарии взимается налог на все платежи по процентам на личных швейцарских счетах жителей Союза [15].
Швейцария
не является членом Европейского Союза,
но, с декабря 2008 года, является членом
Шенгенского соглашения [16].
4.
Влияние кризиса 2008-2011
гг. на швейцарскую банковскую
систему
В целом швейцарская банковская система доказала свою жизнеспособность, несмотря на наличие тесных международных связей. Два крупнейших банка, UBS и Credit Suisse, активно работающие на рынке США, а также несколько хедж-фондов были вынуждены снизить стоимость активов. Остальные банки напрямую затронуты не были и пострадали только от общего экономического спада.
Ключевой задачей является разработка эффективных механизмов регулирования финансового рынка и осуществление контроля за их исполнением. Швейцария принимает активное участие в деятельности Совета по финансовой стабильности и других международных организаций. Положительно оценивается введение новых правил регулирования финансово-кредитной отрасли «Базель III», рассматривая их как минимальную цель. В то же время, присутствовала так называемая проблема «Too big to fail» (дословно: «слишком большой, чтобы обанкротиться»), то есть проблемой системообразующих банков, как в случае с UBS и Credit Suisse. Власти Швейцарии должны убедиться, что эти банки имеют достаточные возможности по абсорбированию убытков сверх требований «Базеля III». Правительство Швейцарии вынесло на общественное рассмотрение поправку к законодательству, предусматривающую ужесточение требований к достаточности капитала, ликвидности, а также к управлению рисками. Более того, последующие организационные шаги должны обеспечить жизнеспособность системных частей этих банков во время кризиса [2].