Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоритическое изучение принципов и механизма функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Методы исследования: анализ и синтез, описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатов являются комплексность и системность проведенного исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время денежное обращение, денежное хозяйство и всю банковскую систему  в целом недостаточно представлять как совокупность денежных отношений и функций банковских организаций. Сюда также можно отнести различные принципы, нормы и правила организации.

Можно выделить несколько способов организации  банковской системы в различных  странах мира:

    1. Абсолютно централизованная банковская (многобанковская) система. Такая система характерная в основном для административно-командной экономики страны;
    2. Децентрализованная единая унитарная банковская система. Примером может послужить Федеральная резервная система США;
    3. Двухуровневая банковская система. Характерна для стран с рыночной экономикой [14, с. 416].

В двухуровневой  системе первый уровень представлен  центральным банком страны, второй - коммерческими банками, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие  банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали  их (акционерный статус при этом может сохраняться). К функциям центрального банка можно отнести следующие:

    • эмиссия денежных знаков в соответствии с потребностями экономики;
    • организация денежного обращения в стране, включая изъятие денег из оборота;
    • управление счетами правительства, хранение золотовалютных резервов страны, консультирование правительства по вопросам развития денежно-кредитной и финансовой сферы;
    • общий надзор за деятельностью коммерческих банков и исполнением банковского законодательства;
    • кредитование коммерческих банков на определённых условиях;
    • регулирование банковской ликвидности с использованием соответствующих методов и приёмов надзора [6].

Что же касается коммерческих банков, то в их роли выступают  юридические лица, выполняющие соответствующие  банковские операции, получающие прибыль  и выплачивающие налоги в бюджет государства.

Функции коммерческих банков:

    • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
    • кредитование предприятий, государства и населения;
    • выпуск кредитных денег (облигации, векселя, чеки);
    • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
    • эмиссионно-учредительская функция (выпуск и размещение ценных бумаг);
    • консультирование, предоставление экономической и финансовой информации и др. [9]

 

 

1.2 Роль центрального  банка в банковской системе

 

 

По своему положению в кредитной системе  центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Правительства во все времена понимали, что банковское дело может быть довольно прибыльным. Поэтому, от случая к случаю использовали центральный банк для обложения своих граждан косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде дохода от эмиссии денег, что вытекало из исключительного права центральный банк создавать деньги, и экономической прибыли, которую центральный банк получал в силу своей монополии на предоставление банковских услуг индивидам и фирмам.

Исторически так сложилось, что одной из важных функций является выполнение им роли фискального агента государства. Даже если политика государства социально  направлена, и оно не стремится  получить максимальную прибыль от банковской деятельности и осуществления денежно-кредитной  политики, ему нужен институт центрального банка для проведения финансовых сделок, являющихся прерогативой государства. Государству также нужна централизованная система выпуска долговых инструментов, например казначейских векселей или  облигаций, на финансовый рынок. Роль центрального банка обычно заключалась в выполнении функций депозитного учреждения казначейства и управления государственным  долгом в течение финансового  или фискального (бюджетного) периода [5, с. 402].

Что касается организации и структуры управления центральным банком, то следует отметить: четкое функционирование центральных  банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе  принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи  с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.

Обычно выделяют следующие цели банковского надзора:

1) защита  мелких вкладчиков от плохого  управления и мошенничества;

2) защита  клиентов банка от «системного  риска», защита страхового фонда  или собственных фондов правительства  от потерь в тех странах,  которые имеют национальные системы  страхования депозитов или осуществляют  другие меры по защите банковских  вкладчиков;

3) обеспечение  доверия вкладчиков и населения  к финансово-кредитной системе  в целом и к кредитным институтам  в отдельности.

В некоторых  странах осуществление банковского  надзора возложено на центральные  банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная  система, при которой Центральный  банк выполняет обязанности по надзору  совместно с другими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация  банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору  придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее  предпочтительнее закрепления функций  по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости  надзорного органа. В этом случае объединение  усилий Центрального банка и другого  государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование  в контрольной работе высокой  квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы  статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.

Таким образом, современная банковская система - это  важнейшая сфера национальной экономики  любой развитой страны. Главенствующая роль в банковской системе принадлежит  центральным банкам. Центральный банк выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование. Также, важная роль в кредитном механизме принадлежит коммерческим банкам, которые выполняют соответствующие банковские операции, получают прибыль и выплачивают налоги в бюджет государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Опыт становления банковских  систем в переходных странах

 

Если говорить о странах с переходной экономикой (а именно о группе стран постсоциалистического лагеря), то стоит отметить, что за последние десять-двадцать лет развитие банковского сектора в этих странах происходило в необычайно сложных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией. Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке.

На первоначальном этапе в странах с переходной экономикой наблюдался серьезный макроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных  финансов, неэффективностью доминировавшего  государственного сектора экономики (в том числе и государственных  банков), нестабильностью торгового  и платежного балансов, а, следовательно, и курса национальных валют. Капитал  новых коммерческих банков быстро обесценивался  в результате инфляционных процессов  в экономике. На начальном этапе  становления двухуровневых банковских систем отсутствовали жесткие требования к величине и качеству капитала кредитных  организаций. Управление рисками банковской деятельности было неэффективным. Ощущался острый дефицит профессиональных кадров, отработанных технологий совершенствования  банковских операций и управления рисками, необходимых информационных систем. Серьезной проблемой были доступность  и качество информации о макроэкономической ситуации, состоянии банковского  сектора. В бывших социалистических странах не была сформулирована комплексная  система защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики  в любой момент могли потерять свои сбережения. Однако незащищенность прав кредиторов была губительна и  для самих банков, поскольку недобросовестность заемщиков получила широкое распространение.

В ходе реформ бывшие социалистические страны сделали  чрезмерную ставку на открытость своих  экономик для иностранных инвесторов. Это не привело к существенному  росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, но зато повысило привлекательность их финансовых и  валютных рынков для спекулятивного капитала [2, с. 135].

Рассмотрим  подробнее ситуацию в некоторых  бывших социалистических странах.

Так, по сравнению  с аналогичными странами состояние  и динамика развития польской банковской системы выглядят очень перспективно. Законом о реструктуризации кооперативных банков была введена трехступенчатая структура кредитной кооперации (кооперативные банки, региональные банки, Банк продовольственного хозяйства) предусмотрены меры по поддержанию ликвидности и платежеспособности кооперативных банков (предполагается солидарная ответственность всех кооперативных банков, объединенных в региональный банк), определены источники финансирования убытков кооперативного банковского сектора.

Другая важная особенность банковской системы Польши – значительное присутствие иностранного капитала. В стране функционируют 15 банков со 100-процентным иностранным участием, 3 отделения и 37 представительств иностранных банков [4, С.215-228].

Заслуживает внимания последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации банков, который осуществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. Реструктуризация польских банков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

Национальный  банк Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенцию  эмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского  надзора. Однако, удачное положение  Польши на перекрестке торговых путей  между Западом и Востоком, быстрое  расширение иностранного присутствия  в экономике страны резко повысило привлекательность польской банковской системы для иностранных инвесторов.

Большой интерес  представляет исследование банковских систем Чехии и Словакии. Чехия, имея более выгодные стартовые позиции, не испытывала в первой половине 90-х годов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, не достаточно адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских банках стали преобладать негативные тенденции, связанные с превышением допустимых норм кредитования и низким качеством кредитного портфеля, что привело к серьезному банковскому кризису. Вместе с тем в 1990-е годы доля плохих кредитов в совокупном кредитном портфеле чешских банков находилась на достаточно высоком уровне (в 1994-1995 гг. – 38%, в 1996 г. – 35%, в начале 2000-х годов – 30%). В 1996-1997 гг. банковская система Чехии пережила системный банковский кризис. Центральный банк и правительство Чехии в целях недопущения дальнейшей дестабилизации ситуации были вынуждены реализовать дорогостоящую (12% ВВП) программу реструктуризации проблемных банков.

В настоящее  время в банковской системе Чехии  очень сильны позиции иностранного капитала, прежде всего немецкого, австрийского и французского. Банковская система  Чехии, как и Польши, органично интегрирована в банковскую систему Европейского союза [2, с. 137].

В отличие  от Чехии Словакия, оставшись практически  без кадрового потенциала, менее  промышленно развитая, изначально столкнулась  с серьезными экономическими трудностями  и была вынуждена реализовать  жесткую денежно-кредитную политику. Для этого Национальный банк Словакии был наделен высокой степенью самостоятельности. Большое влияние на положительные результаты деятельности словацких банков оказало привлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современного механизма управления отдельными банками и банковской системой в целом. Но Словакия пошла по пути сокращения рамок самостоятельности Национального банка. Наиболее опасным представляется увеличение обязательств банка по финансированию дефицита государственного бюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от соблазна использовать центральный банк как источник недостающих ему средств.

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь