Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов и механизмов функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность банковской системы и ее роль в государстве;
2. изучить структуру и особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь;
3. проанализировать «Стратегию развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 гг».

Содержание

Введение 4
1 Современная банковская система: сущность, структура, функции. Роль центрального банка в банковской системе 5
2 Опыт становления банковских систем в переходных странах 13
3 Особенности банковской системы Республики Беларусь 19
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А Прогноз важнейших показателей банковского сектора
на 2011-2015 годы 33
Приложение Б Институциональные характеристики банковского
сектора РБ 35
Приложение В Важнейшие экономические показатели денежно-кредитной
политики, достигнутые за первое полугодие 2012 г 36

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система в РБ.docx

— 565.07 Кб (Скачать файл)

Количественная и качественная сторона роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечном счете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса, безналичный  денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.). При этом роль банков может быть и положительной и  негативной.

Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов  регулирования банковской системы  и контроля. Банковское банкротство  оказывает более неблагоприятное  воздействие на экономику, чем банкротство  других типов предприятий. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банков могут нанести  ущерб их вложениям. Потеря вклада затрагивает  многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственных  организаций. Убытки банков снижают  общее доверие к кредитной  системе государства, а это ощущается  и в других секторах экономики.

Экономические потрясения в  любой стране сказываются в свою очередь на банковской системе. В  силу специфики своей деятельности банки подвержены многочисленным потенциальным  рискам, например, таким как: гораздо большая зависимость от вкладов, чем от капитала; более долгосрочный характер и меньшая ликвидность активов по сравнению с пассивами и др. Между банками и их клиентурой, а также между самими банками, возникают сложные взаимоотношения, взаимная зависимость, в результате чего проблемы, которые на начальном этапе носят местный характер, могут охватить весь банковский сектор и перекинуться на экономику в целом. Кризисы в банковской системе приводили к крупным потерям материальных ценностей, перебоям в кредитовании инвестиционной и торговой сфер, в на их ликвидацию государство затрагивало огромные средства.

Поэтому стратегической целью  банков, денежно-кредитной политики государства является создание условий  для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста [10, с.103].

Структура банковской системы  состоит из трех уровней:

1) Центральный банк (ЦБ).

2) Коммерческие банки. 

3) Небанковские кредитно-финансовые  учреждения.

По своему положению в  кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Правительства во все времена  понимали, что банковское дело может  быть довольно прибыльным. Поэтому, от случая к случаю использовали центральный  банк для обложения своих граждан  косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде дохода от эмиссии денег, что вытекало из исключительного права ЦБ создавать  деньги, и экономической прибыли, которую ЦБ получал в силу своей  монополии на предоставление банковских услуг индивидам и фирмам.

Исторически так сложилось, что одной из важных функций является выполнение им роли фискального агента государства. Даже если политика государства  социально направлена и оно не стремится получить максимальную прибыль  от банковской деятельности и осуществления  денежно-кредитной политики, ему  нужен институт центрального банка  для проведения финансовых сделок, являющихся прерогативой государства. Государству также нужна централизованная система выпуска долговых инструментов, например казначейских векселей или  облигаций, на финансовый рынок. Роль центрального банка обычно заключалась в выполнении функций депозитного учреждения казначейства и управления государственным  долгом в течение финансового  или фискального (бюджетного) периода [11, с.400].

Р. Миллер и Д. Д. Ван-Хуз  одной из причин возникновения банков называют внешние эффекты. Они проявляются, когда сделка между одними лицами или фирмами влияет на экономическое  благосостояние группы лиц или фирм, не принимавших участие в этой сделке.

ЦБ всегда готов предоставить ликвидные активы депозитным учреждениям  при их недостаточной ликвидности (ЦБ-кредитор последней инстанции). Многие аналитики считают, что ЦБ выполняет в этом случае более  широкую функцию: необходим обществу для обеспечения нормальной ежедневной работы финансовой системы. ЦБ должен устранять неполадки, вести себя как специальная охранная система  нефтяного оборудования, которая  не дает последнему сломаться, и вытирать лужи с пола, чтобы неведующие о  них прохожие не поскользнулись и  не упали [14, с.404].

В процессе исторического  развития роль центрального банка возрастала и в современном мире он выполняет  значительно большее количество функций:

- проведение единой государственной  денежно-кредитной политики;

- валютное регулирование;

- выполнение функций центрального  депозитария;

- организация и осуществление  валютного контроля;

- организация межбанковских  расчетов и кассового обслуживания  банков;

- консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента;

- государственная регистрация  банков, специализированных кредитно-финансовых  учреждений;

- выдача лицензий на  осуществление банковских операций;

- надзор за деятельностью  банков и специализированных  кредитно-финансовых учреждений  по соблюдению безопасного и  ликвидного функционирования;

- регулирование внешнеэкономической  банковской деятельности;

- регулирование кредитных  отношений;

- осуществление контроля  за соблюдением установленного порядка кредитования;

- установление правил  проведения банковских операций  и обеспечение единого порядка  бухгалтерского учета и правил  организации безналичных расчетов  и отчетности в банковской  системе;

- определение и утверждение  порядка и правил организации  безналичных расчетов и ответственности  за их нарушение;

- эмиссия денег;

- разработка платежного  баланса;

- создание и накопление  золотовалютных резервов;

- осуществление всех видов  банковских операций, необходимых  для выполнения основных целей  Национального банка;

- регистрация эмиссии  ценных бумаг банков;

- проведение анализа и  прогнозирование кредитно-денежных  и валютных отношений;

- инкассация и доставка  денежной наличности, валютных и  других ценностей коммерческим  банкам и другим субъектам  хозяйствования [12,        с. 164].

Что касается организации  и структуры управления центральным  банком, то следует отметить: четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим  финансово-кредитным механизмом. Центральные  банки, в том числе принадлежащие  государству, строятся как акционерные  общества. В связи с этим построение органов управления центральных  банков в общих чертах совпадает  с аналогичной структурой иных национальных компаний.

Обычно выделяют следующие  цели банковского надзора:

1) защита мелких вкладчиков  от плохого управления и мошенничества;

2) защита клиентов банка  от «системного риска», защита  страхового фонда или собственных  фондов правительства от потерь  в тех странах, которые имеют  национальные системы страхования  депозитов или осуществляют другие  меры по защите банковских  вкладчиков;

3) обеспечение доверия  вкладчиков и населения к финансово-кредитной  системе в целом и к кредитным  институтам в отдельности.

В некоторых странах осуществление  банковского надзора возложено  на центральные банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята  смешанная система, при которой  Центральный банк выполняет обязанности  по надзору совместно с другими  государственными органами (например, США, ФРГ). Организация банковского  надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Ряд  аналитиков считает, что последнее  предпочтительнее закрепления функций  по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости  надзорного органа. В этом случае объединение  усилий Центрального банка и другого  государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование  в контрольной работе высокой  квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы  статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки, которые относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. К основным функциям учреждений второго уровня относят:

- предоставление кредитов  от своего имени за счет  собственных средств;

- ведение счетов физических  и юридических лиц, осуществление  расчетов по их поручению;

- факторинг;

- поручительство (предоставление  гарантий);

- доверительное управление  активами;

- инвестиционное и финансовое  посредничество и консультирование;

- дилинг с наличной  и безналичной валютой;

- деятельность депозитария;

- деятельность инвестиционного  банкира [12, с.165].

Банки разделяют по сфере  деятельности:

- Инвестиционные банки  (в Великобритании - эмиссионные  дома, во Франции - деловые банки)  специализируются на эмиссионно-учредительных  операциях. Инвестиционные банки  берут на себя определение  размера, условий, срока эмиссии,  выбор типа ценных бумаг, а  также обязанности по их размещению  и организации вторичного обращения.

- Сберегательные банки  (в США - взаимосберегательные  банки, в ФРГ - сберегательные  кассы). Пассивные операции сберегательных  банков включают прием вкладов  от населения на текущие и  другие счета. Активные операции  представлены потребительским и  ипотечным кредитом, банковскими  ссудами, покупкой частных и  государственных ценных бумаг.  Сберегательные банки выпускают  кредитные карточки.

- Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит  под залог недвижимости (земли,  зданий, сооружений). Пассивные операции  этих банков состоят в выпуске  ипотечных облигаций. Ипотечный  кредит - это долгосрочная ссуда.  Ипотечный кредит широко распространен  в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются на жилищное  и производственное строительство  под высокий процент (10-20%).

- Банки потребительского  кредита - тип банков, которые  функционируют в основном, за  счет кредитов, полученных в других  коммерческих банках, и выдачи  краткосрочных и среднесрочных  ссуд на приобретение дорогостоящих  товаров длительного пользования  и т.д.

Банковский холдинг представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями, существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в связи с основанием головной компанией дочерних производственных фирм. Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головной холдинг контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями, дочерние компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акций различных фирм. Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за счет перевода части прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. Как правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ. Наиболее распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в том числе и с участием государства).

Кроме того, выделяют инновационные, отраслевые и внутрипроизводственные банки.

Информация о работе Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь