Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов и механизмов функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность банковской системы и ее роль в государстве;
2. изучить структуру и особенности функционирования банковской системы Республики Беларусь;
3. проанализировать «Стратегию развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 гг».

Содержание

Введение 4
1 Современная банковская система: сущность, структура, функции. Роль центрального банка в банковской системе 5
2 Опыт становления банковских систем в переходных странах 13
3 Особенности банковской системы Республики Беларусь 19
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А Прогноз важнейших показателей банковского сектора
на 2011-2015 годы 33
Приложение Б Институциональные характеристики банковского
сектора РБ 35
Приложение В Важнейшие экономические показатели денежно-кредитной
политики, достигнутые за первое полугодие 2012 г 36

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система в РБ.docx

— 565.07 Кб (Скачать файл)

Внимание, с которым банки  относятся к выдаче кредитов своим  клиентам, объясняется в первую очередь  тем, что проценты по кредитам являются одним из главных источников доходов  банковских компаний, составляя 47,2% прибылей частных банков.

На сегодняшний день Япония обладает одной из самых развитых в мире систем «электронных банков»  — в стране насчитывается более 100 тыс. электронных банковских аппаратов. Объясняется это не только выдающимися  успехами страны в использовании  достижений научно-технической революции, но и такой отличительной финансовой особенностью Японии, как очень высокая  интенсивность использования жителями страны банковских счетов.

За последние годы наблюдается  процесс слияния банков в Японии, который будет иметь далеко идущие последствия как для финансовых рынков, так и для корпоративной Японии в широком плане. Банковские группы будут универсальными финансовыми посредниками. Они будут предлагать все виды услуг — от выпуска и торговли корпоративными ценными бумагами до жилищного кредита. У них будут огромные филиальные сети. Большинство банков, управляющих корпоративными пенсионными фондами, вошли в состав главных банковских групп. Объединяются дочерние брокерские и страховые компании.

Очень важно, что банки  объединяются, невзирая на принадлежность к исторически различным финансовым группировкам. Начинается объединение  банковских кредитных портфелей. В  результате, например, холдинг «Мидзухо»  оказался головным банком для примерно 30% компаний, котирующихся на биржах, а  всего у него было около 170 тыс. корпоративных  клиентов. Но холдинг скорее всего  не сможет быть головным для всех и  обслуживать всех одинаково эффективно. Несомненно, заявки многих корпоративных  клиентов будут отвергаться. Кроме  того, объединившимся банкам придется «сбрасывать» акции из своих портфелей, так как разрешенный Антимонопольным  законом лимит в 5% акций любой  компании может быть превышен.

Торговые и промышленные компании, впервые допущенные к банковскому  делу, создают новое поколение розничных банков [3, c. 80-81].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности банковской системы Республики Беларусь

 

3.1 Структура банковской системы  РБ. Национальный банк РБ, его функции и задачи

 

Банковская система Республики Беларусь представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка (в Республике Беларусь он называется Национальный банк Республики Беларусь) и коммерческих банков второго уровня. Ко второму уровню относятся также и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей  деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка  Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный  банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка – город Минск.

Цели и принципы деятельности Национального  банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [6].

Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального  банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

1) разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

2) осуществляет эмиссию денег, ценных бумаг Национального банка, валютное регулирование;

3) регулирует денежное обращение, кредитные отношения;

4) организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

5) является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

6) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

7) выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

8) осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

9) регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

10) организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

11) создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

12) формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [6].

Органами управления Национального  банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка  Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высшим органом Национального  банка Республики Беларусь является Правление Национального банка  Республики Беларусь. Правление Национального  банка Республики Беларусь обеспечивает выполнение функций Национального  банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.

 

3.2 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: основные цели и задачи

 

Стратегия развития банковского  сектора экономики Республики Беларусь на 2011–2015 годы разработана в соответствии с установленными на 2011–2015 годы приоритетами социально-экономического развития государства, предусматривающими рост человеческого потенциала, инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение в число 30 лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.

Для реализации указанных  приоритетов важно обеспечить развитие банковского сектора как одного из базовых элементов финансового рынка, способного генерировать необходимый финансовый потенциал, качество банковских услуг и продуктов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 годах является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

За предстоящее пятилетие  планируется обеспечить рост реального ВВП на 162–168 %, реальных располагаемых денежных доходов населения – на  170–176 %, промышленной продукции – на 154–160 %, производства сельскохозяйственной продукции – на 139–145 %, а также инвестиций в основной капитал на уровне 190–197 % [16].

Наряду с дальнейшим внедрением и развитием рыночных принципов  в экономике политика государства  в области банковской деятельности будет направлена на обеспечение стабильности, повышение конкуренции, поощрение деловой инициативы, укрепление доверия к банковскому сектору.

При формировании условий  деятельности банков, прежде всего  с преобладающей долей государства  в уставных фондах, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует  совершенствования соответствующих  систем и методов управления в  этих банках. Ожидается снижение прямого  влияния государства на банковский сектор посредством участия в  акционерном капитале. Будут сформированы благоприятные условия для иностранных  и внутренних инвестиций, в том  числе благодаря обеспечению  безоговорочной защиты прав собственности  и принятию мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения  на финансовом рынке Республики Беларусь. В то же время данная задача не должна решаться путем ослабления пруденциальных требований со стороны Национального  банка, чтобы не привлечь в банковский сектор страны спекулятивный и ненадежный капитал. Предусматривается совершенствование  пруденциальных требований и ограничений  в соответствии с лучшей международной  практикой, что повысит устойчивость банковского сектора и, следовательно, его инвестиционную привлекательность.

В целях усиления конкуренции  в банковском секторе планируются создание правового поля антимонопольного регулирования и защиты конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг, дальнейшее повышение уровня транспарентности банковского сектора, снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков.

Основной тенденцией институционального развития останется функционирование универсальных банков, предлагающих постоянно расширяющийся комплекс продуктов и услуг.

Целями Национального  банка в области регулирования  деятельности банков будут являться:

- повышение устойчивости функционирования банковского сектора и поддержание финансовой стабильности;

- защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

- обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

На достижение указанных  целей направлено решение следующих основных задач:

1) совершенствование денежно-кредитной политики и практики монетарных операций Национального банка;

2) формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;

3) укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;

4) повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высоко рисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;

5) совершенствование системы требований к учредителям (акционерам), конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности, источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;

6) развитие информационного обеспечения регулирования банковской деятельности, системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе оценки рисков банковского сектора Республики Беларусь, влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора, в целях принятия адекватных и своевременных мер по поддержанию надежного и безопасного функционирования банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также обеспечения макроэкономической стабильности.

Приоритетной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики.

Стабильность обменного  курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Информация о работе Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь