Банковская система как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования на банковскую систему.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) раскрыть роль банковской системы как объекта государственного регулирования;
2) исследовать законодательство и правовые основы организации банковской деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Банковская система как объект государственного регулирования 5
1.1 Понятие, формы и методы государственного регулирования банковской деятельности 5
1.2 Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности 8
1.3 Реализация государственными органами правовых принципов государственного регулирования банковской деятельности в РФ 12
1.4 Правовые основы организации и деятельности системы Банка России как органа непосредственного регулирующего банковскую деятельность в Российской Федерации 13
2. Организационно-правовые проблемы взаимодействия государственных органов в процессе регулирования банковской деятельности РФ 17
2.1 Взаимодействие Банка России с Правительством РФ, налоговыми и правоохранительными органами. 18
2.2 Полномочия Банка России по реализации функций банковского регулирования 21
3. Проблемы и основные направления государственного регулирования банковской системы РФ 25
4. Система негосударственного контроля 29
4.1 Внутрихозяйственный контроль 29
4.2 Аудиторская деятельность 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску и выражается в процентном соотношении капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска. В банковском праве выделяются два аспекта достаточности капитала: статический и динамический. Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала; динамический аспект представлен формулой, получившей название «коэффициент Кука» и выражающей отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска.

Отчетное законодательство состоит из документов, регламентирующих сроки, порядок и формы отчетности кредитных учреждений перед Центральным  Банком РФ, иными государственными органами и заинтересованными лицами. Основным документов об отчетности является указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У "О перечне, формах и  порядке составления и представления  форм отчетности кредитных организаций  в Центральный банк Российской Федерации".

Согласно ФЗ РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль  предприятий и организаций" (в  ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ) кредитные и банковские организацию  платят налог согласно данному федеральному закону.

Нормативы, установленные  в российском банковском законодательстве к минимальному размеру уставного  капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимальному размеру собственных средств банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций:

1) Минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной  180 млн.рублей;

2) Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 млн. рублей

3) Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 млн. рублей.

4)  Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 180 миллионов рублей

5) Минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций составляет не менее 900 млн. рублей.

Консолидированный надзор за деятельностью кредитных организаций  осуществляется Банком России на основании  Положения ЦБ РФ от 12 мая 1998 г. N 29-П «О консолидированной отчетности кредитных организаций» (в ред. от 23 мая 2000 г.). Под консолидированной отчетностью понимается отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов консолидированной (банковской) группы. Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) консолидированной (банковской) группы.

 

1.3 Реализация государственными органами правовых принципов государственного регулирования банковской деятельности в РФ

 

Государственное регулирование  банковской системы как составной  части единой денежно-кредитной  сферы России - сложное многоплановое  явление.

О существовании особого  рода государственных органов денежно-кредитного регулирования упоминает не только Конституция РФ, но и федеральное  бюджетное законодательство. Согласно статье 151 Бюджетного кодекса РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. С 1 января 2008 года эта  статья Бюджетного кодекса утратила силу, но от этого Банк России не изменил  свой конституционно-правовой статус органа денежно-кредитного регулирования.

Серьезное влияние на государственную  денежную и кредитную политику оказывает  Государственная Дума, к ведению  которой отнесено назначение на должность  и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка  России, а также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным  законом "О Центральном банке  РФ (Банке России)".

Функционирование банковской системы России, как и всей денежно-кредитной  сферы, зависит и от деятельности судебных органов. От эффективности  правосудия, осуществляемого ими  по конкретным делам, непосредственно зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере.

Государственное управляющее  воздействие на банковскую систему  может иметь различные объекты, субъекты, формы и методы. Например, государственное управляющее воздействие  на банковскую систему может проявляться  в форме законотворчества и подзаконного нормотворчества, касающегося собственно банковской системы либо каждого  из ее элементов в отдельности; организации  банковской системы или ее функционирования.

Государственные органы действуют  на основе принципов взаимного участия  в разработке и координации вопросов экономической, в том числе финансовой, денежной, кредитной, валютной, политики, взаимного информирования о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, а также на основе проведения регулярных консультаций. Важную роль в укреплении банковской системы  и обеспечении законности банковской деятельности в России призваны выполнять  судебные органы Российской Федерации, формирующие судебную практику, толкующие  в соответствии с возложенными на них полномочиями нормы действующего законодательства, а в установленных  законом случаях отменяющие незаконные решения государственных органов.

Каждое из существующих направлений  государственного регулирования банковской системы имеет собственные особенности, является предметом регулирования  различных или нескольких отраслей права. Например, государственное воздействие  на банковскую систему в форме  законотворчества реализуется в  рамках конституционного права, конституционных  правоотношений и конституционной  процедуры.

1.4  Правовые основы организации и деятельности системы Банка России как органа непосредственного регулирующего банковскую деятельность в Российской Федерации

Эффективное функционирование любой системы, государственного органа или юридического лица, в том числе  Банка России, возможно при их надлежащей организации в соответствии с  основополагающими принципами, закрепленными  в действующем законодательстве, которые, в свою очередь, обусловлены  стоящими перед ними целями и задачами.

Система Банка России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями (принципами), присущими всем элементам  данной системы и объединяющими  их в единое целое. Принципы системы  Банка России можно определить как  закрепленные в законе, обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы  Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее всесторонне  и полно выражающие особенности  построения (создания, организации) и  функционирования Банка России и  возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений  образует единую систему принципов, наиболее общие из которых рассматриваются  в настоящей работе.

Особое значение для Банка  России имеет основополагающий конституционный  принцип законности. В соответствии с этим принципом Банк России и  все входящие в его систему  элементы создаются и действуют  на основании правовых норм, закрепленных в Конституции РФ и федеральных  законах. Закрепленные в банковском законодательстве и иных нормативных  актах правовые нормы, регулирующие правовое положение Банка России, должны соответствовать Конституции  РФ, быть согласованными друг с другом, исключать неопределенность в их толковании и применении.

Единая банковская система  и ее составные части, порядок  их создания, полномочия и взаимоотношения  с государством, в том числе  и с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти.

Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации  и деятельности Банка России принимаются  исключительно на основании и  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Подзаконные  нормативно-правовые акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только Банк России, причем эти  акты должны соответствовать федеральному законодательству, быть официально опубликованы в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), доведены до сведения кредитных организаций, а если они непосредственно затрагивают права, свободы или обязанности граждан, то должны быть зарегистрированы в Министерстве РФ. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны подчиняться законным требованиям Банка России и исполнять нормативные акты, изданные по вопросам, отнесенным законом к его компетенции.

Банк России вправе осуществлять только те функции и полномочия, перечень которых дан в действующем  банковском законодательстве  и  только по тем правилам, которые  определены действующим законодательством. Сделки гражданско-правового характера  Банк России осуществляет в соответствии с гражданским законодательством  России.

Таким образом, Банк России реализует конституционные полномочия:

  • в области защиты и обеспечения устойчивости рубля;
  • в области эмиссии наличных денег и организации денежного обращения.

Кроме конституционных полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями, которые он реализует  для регулирования совместных с  Правительством РФ сфер деятельности:

  • в области денежно-кредитной политики;
  • в области банковского регулирования и надзора;
  • в области регулирования государственного долга РФ;
  • в области управления золотовалютными резервами;
  • в области валютного регулирования и валютного контроля;
  • в области регулирования деятельности валютных бирж;
  • в области международной и внешнеэкономической деятельности.

Денежно-кредитная политика разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Вопросы денежно-кредитной политики регламентируются Конституцией РФ, федеральным  конституционным законом о Правительстве  РФ, но наиболее подробно - законом о  Центральном банке РФ. Закон закрепляет основные положения денежно-кредитной  политики, сроки и порядок предоставления основных направлений денежно-кредитной  политики в органы государственной  власти, а также ее основные инструменты  и методы.

Учитывая, что вопросы  денежно-кредитной политики отнесены к сфере деятельности органов  государственной власти, полномочия Банка России должны быть реализованы  в соответствии с целями деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

Принцип согласованности  является основным при разработке и  проведении денежно-кредитной политики Правительством РФ и Банком России, поскольку разделение инструментов и методов денежно-кредитной политики между этими государственными органами противоречит принципу единого экономического пространства.

Регистрация кредитных организаций  является совместной сферой деятельности Правительства РФ и Банка России. Банк России принимает решение о  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковской деятельности в том случае, если кредитная организация соответствует  всем требованиям, предъявляемым к  ней Правительством РФ и Банком России. Банк России наделен правом принимать  решение о регистрации кредитной  организации, но регистрацию осуществляет управление Министерство по налогам  и сборам РФ по субъекту Российской Федерации.

Современная банковская система  России представляет собой систему  переходного периода. Как рыночная модель она может быть разделена  на два уровня. Первый уровень охватывает учреждения Банка России, осуществляющего  выпуск денег в обращение (эмиссию). Основной его задачей является обеспечение  стабильности рубля как национальной валюты, а также надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень охватывает различные  коммерческие банки, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг  посредством осуществления кредитных, расчетных, депозитных, кассовых, валютных и других операций.

В экономике банковская система  занимает особое положение, которое  определяется тем, что банки - это  воплощение и заемщика, и кредитора  в одном лице. Банковская деятельность играет очень важную роль в движении капиталов и одновременно несет  в себе опасность повышенного  социально-экономического риска. Поэтому  во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская деятельность регулируется специальным законодательством.

Информация о работе Банковская система как объект государственного регулирования