Банковская система как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования на банковскую систему.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) раскрыть роль банковской системы как объекта государственного регулирования;
2) исследовать законодательство и правовые основы организации банковской деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Банковская система как объект государственного регулирования 5
1.1 Понятие, формы и методы государственного регулирования банковской деятельности 5
1.2 Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности 8
1.3 Реализация государственными органами правовых принципов государственного регулирования банковской деятельности в РФ 12
1.4 Правовые основы организации и деятельности системы Банка России как органа непосредственного регулирующего банковскую деятельность в Российской Федерации 13
2. Организационно-правовые проблемы взаимодействия государственных органов в процессе регулирования банковской деятельности РФ 17
2.1 Взаимодействие Банка России с Правительством РФ, налоговыми и правоохранительными органами. 18
2.2 Полномочия Банка России по реализации функций банковского регулирования 21
3. Проблемы и основные направления государственного регулирования банковской системы РФ 25
4. Система негосударственного контроля 29
4.1 Внутрихозяйственный контроль 29
4.2 Аудиторская деятельность 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Объектом  этого контроля выступают как  предприятие в целом, так и  отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

  • формирование учетной политики;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
  • обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Бухгалтерия  обеспечивает учет и контроль за всеми  финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Ключевым  звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» предусмотрено, что главный  бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением  имущества и выполнением обязательств. При осуществлении своих функций  главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается  и освобождается от должности. Главный  бухгалтер совместно с руководителем  предприятия подписывает все  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства  и хозяйственные договоры. Названные  документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными  и не принимаются к исполнению. Главный бухгалтер не принимает  к оформлению и исполнению документы  по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении  незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить  об этом первому руководителю. При  получении письменного подтверждения  об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет  его. В этом случае вся полнота  ответственности за совершенную  операцию ложится на руководителя предприятия.

Обязанностью  главного бухгалтера является также  осуществление предварительного финансового  контроля за правильностью законностью  расходования средств.

Внутрихозяйственный контроль направлен на непрерывное  наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой  и сбытовой деятельностью, на выявление  внутренних резервов, обеспечение сохранности  денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

4.2 Аудиторская  деятельность

 

Сравнительно  новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х  годов – аудиторский. В нашей  стране аудиторство, как принципиально  новая форма организации финансового  контроля, только начинает делать свои первые шаги. В становлении и развитии в России аудиторского финансового  контроля нашел отражение опыт зарубежных стран, где такой вид контроля широко распространен и является ведущей формой внешнего финансового  контроля.

Порядок проведения аудиторского финансового  контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором  с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Аудиторы  имеют право:

  • проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;
  • по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

1) неукоснительно  соблюдать законность в ходе  проведения проверки;

2) квалифицированно  предоставлять аудиторские услуги;

3) обеспечивать  сохранность документов, получаемых  в ходе проверки и не разглашать  их содержание без согласия  хозяйствующего субъекта, за исключением  случаев, специально предусмотренных  законом.

Выделяют  два вида аудита: внешний и внутренний (внутрифирменный).

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внутренний аудит проводится по инициативе руководства, и организация самостоятельно покрывает все связанные с ним расходы. Цель внутрифирменного аудита – сбор дополнительной информации для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы организации, увеличения прибыльности и рентабельности, экономного и рационального использования производственных ресурсов предприятия. В задачи внутреннего контроля входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации. Среди функций внутреннего аудита выделяют: наблюдение за системой учета и другими звеньями контроля, изучение финансовой и другой оперативной информации для целей управления, включая детальную проверку операций и остатков на счетах, проверка эффективности, результативности, прибыльности сделок и некоммерческих операций, ознакомление с общей и учетной политикой фирмы, бизнес-планом, основными методиками анализа деятельности, специальные исследования.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или частные предприниматели (аудиторы) по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.

На основании  проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций внешние  аудиторы подтверждают достоверность  бухгалтерской отчетности проверяемых  объектов. Кроме этого, в задачи внешнего аудита входит разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  в деятельности хозорганов, улучшение  их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Аудиторская проверка проводится в точном соответствии со стандартами и требованиями Федерального закона РФ от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 14 декабря 2001 года), который четко регламентирует обязанности и ответственность аудиторских организаций. Этим законом определены правовые основы аудиторской деятельности, государственные и общественные организации, регулирующие деятельность аудиторских фирм. Так, государственное регулирование аудита возложено на Федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности при Минфине России, Совет по аудиторской деятельности при Федеральном органе и аккредитованные профессиональные объединения аудиторов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские  фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной  деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избегания  штрафных санкций. В целом область  аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также  постановку и организация бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых  при создании акционерных обществ, посредничество и заключение торговых сделок и другое.

Существует  два вида аудиторских проверок в  зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная (добровольная).

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных

законодательными  актами РФ, а также по поручению  органов дознания, следователя при  наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в  производстве возбужденного (возобновленного  производством) уголовного дела, принятого  к производству гражданского дела или  дела, подведомственного арбитражному суду.

Основные  критерии, по которым бухгалтерская  отчетность подлежит обязательной ежегодной  юридической проверке, подразделяются по:

  1. организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала).
  2. виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды.

Инициативная (добровольная) проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта. По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

В аналитической  части заключения излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей  отчетности и состояния внутреннего  контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе  учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций, которые нанесли или  могут нанести ущерб интересам  собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении  достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Банковская  система - это совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в той или иной стране в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Государственное регулирование банковской системы России - это комплексное  политическое, экономическое и юридическое  явление, находящееся в неразрывной  связи со всей денежно-кредитной  сферой Российской Федерации и ее регулированием.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Как рыночная модель она может  быть разделена на два уровня. Первый уровень охватывает учреждения Банка  России, осуществляющего выпуск денег  в обращение. Основной его задачей  является обеспечение стабильности рубля как национальной валюты, а  также надзор и контроль над деятельностью  коммерческих банков. Второй уровень  охватывает различные коммерческие банки, задача которых - обслуживание клиентов, предоставление им разнообразных услуг  посредством осуществления кредитных, расчетных, депозитных, кассовых, валютных и других операций.

В экономике  банковская система занимает особое положение, которое определяется тем, что банки - это воплощение и заемщика, и кредитора в одном лице. Банковская деятельность играет очень важную роль в движении капиталов и одновременно несет в себе опасность повышенного  социально-экономического риска. Поэтому  во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская деятельность регулируется специальным законодательством.

Кризис  финансовой системы в России обострил споры по поводу выбора оптимальной  модели ее дальнейшего развития. Банкротство  многих банков стало весомым аргументом в пользу отстранения банков от активного  участия в корпоративном управлении. За последние десять лет банковский сектор вырос более чем в два раза с 33% до 75% ВВП. Несмотря на высокую инфляцию и периодические всплески финансовой нестабильности, банковский сектор стал играть заметную роль в экономике. Более того, в течение кризиса 2007–2009 гг. стало очевидно, что от банковской системы зависит макроэкономическая стабильность российской экономики. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора.

Таким образом, банковская отрасль переживает не простой  после кризисный период, и в  первую очередь это связано с  мировым финансовым кризисом, который  повлиял на банковский сектор во всем мире. Банк России взаимодействуют с государственными органами в процессе регулирования банковской деятельности РФ, для осуществления контроля всего банковского сектора и вывода его с кризисного состояния. При этом существует ряд проблем, которые не дают полноценному выходу из кризисного состояния банковского сектора страны и развития данной отрасли в целом.

Информация о работе Банковская система как объект государственного регулирования