Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:13, контрольная работа
В XXI в. актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России будет возрастать. Процессы экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной криминальной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е гг. XX столетия Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России занимались в основном проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов.
ВВЕДЕНИЕ
Миграция населения, как любой другой социальный феномен, отличается сложностью и неоднозначностью как в отношении причин, его порождающего, так и в отношении активного воздействия на экономическую, политическую, демографическую обстановку, и в странах исхода мигрантов, и в тех странах, в которые направлены основные миграционные потоки.
В XXI в. актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России будет возрастать. Процессы экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной криминальной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е гг. XX столетия Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России занимались в основном проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов1.
В условиях начала нового тысячелетия необходима тщательная дальнейшая разработка стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России2.Иммиграционная политика и миграционная политика в целом, по-видимому, должны иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны3.
Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требуют государственного регулирования миграции.
Цель данной работы изучить основные проблемы и пути решения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» от 28 июня 1997 г. В соответствии с данным законом лицо может быть признано беженцем после прохождения следующих стадий:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем;
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения
о выдаче свидетельства о
4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения
о признании беженцем либо
об отказе в признании
7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем является удостоверение лица, признанного беженцем. Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Лицу, признанному беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, также вручается удостоверение, если данному лицу не определено иное правовое положение на территории Российской Федерации.
Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации. Оно является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам на срок признания данного лица беженцем.
Беженцы в Российской Федерации пользуются правами наравне с гражданами Российской Федерации и несут все обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации. Однако, принимая во внимание особое положение беженцев, которые оказались в чужой стране без жилья и средств к существованию, законом о беженцах устанавливаются следующие дополнительные права:
- получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;
- получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
- получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
- получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;
- охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
- пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения;
- содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
- обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.
- обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации;
- добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи наделяются следующими обязанностями:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
- соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
- сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
- сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
- сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по перечисленным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Являясь гражданином Российской Федерации вынужденный переселенец, конечно, пользуется всеми правами граждан Российской Федерации. При этом ему дополнительно предоставляются следующие права:
- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Вынужденный переселенец обязан:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
В остальном правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев одинаков.
Проблема беженцев и переселенцев в Российской Федерации.
С начала 90-х годов изменилась относительно стабильная картина миграционного обмена населением между Россией и государствами ближнего зарубежья. После распада СССР миграционные потоки из внутренних, межреспубликанских превратились во внешние, межгосударственные. Россия практически остается единственной из бывших союзных республик, которая ни прямо, ни косвенно (через законы о гражданстве, языке, земле и т.п.) не закрыла свои границы для бывших советских граждан. Результатом явилось то, что Россия, во-первых, из региона, длительное время «отдававшего» людей, превратилась в их собирателя. Во-вторых, возник быстрый рост так называемых экологических беженцев. В-третьих, мотивация миграции из стран — бывших республик СССР все в большей мере приобретает вынужденный характер.