Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
проанализировать это явление в России;
рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России;
Введение
Глава I. Теоретические основы занятости населения и безработицы
1.1 Сущность, основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Формы безработицы и её уровень
1.3 Положительные и отрицательные стороны безработицы
Глава II. Социально-экономические последствия и методы сокращения безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Методы сокращения безработицы
Глава III. Безработица в современной России
3.1 Причины возникновения безработицы в России
3.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
Заключение
Список литературы
Приложения
Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.
Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.
Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
На современном этапе
В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Гарантии государства
Расширение занятости в
Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных категорий населения. Для молодёжи – это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодёжного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочый выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждение дополнителных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы – бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.
Универсального рецепта
Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица занимает одно из первых мест в списке самых значимых угроз для россиян.
Основными показателями, используемыми для характеристики занятости, являются: полная занятость, естественный уровень безработицы, норма безработицы и другие.
Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.
Можно сказать, что уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, но его нельзя считать безошибочным показателем.
К сожалению, безработица приводит
не только к сокращению объёмов национального
производства, но и влечёт негативные
социально-экономические
Предложенные способы снижения
уровня безработицы в России могут
способствовать усилению существующих
благоприятных тенденций
Выяснено, что информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом сегодня, не является достоверной. Она занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза.
Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
Естественную норму
Проанализировав рынок труда России, можно сказать, что безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления и превратилась в самостоятельный фактор развития экономики. К сожалению, только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.
Моё исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Отсюда следует, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.
Таким образом, можно подвести итог: общего рецепта сокращения безработицы нет. Политику продуктивной занятости можно реализовать при условии сочетания адекватной социальной политики и взвешенных экономических реформ.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, млн. человек
Год |
Экономически активное население |
В том числе |
Экономически неактивное население | |
занятые |
безработные | |||
2000 |
72,3 |
65,2 |
7,1 |
38,8 |
2001 |
71,4 |
65,1 |
6,3 |
40 |
2002 |
72,4 |
66,2 |
6,2 |
39,1 |
2003 |
72,8 |
67,1 |
5,7 |
38,9 |
2004 |
72,9 |
67,1 |
5,8 |
38,7 |
2005 |
73,8 |
68,6 |
5,2 |
37,7 |
2006 |
74,2 |
69,2 |
5 |
37,9 |
2007 |
75,1 |
70,8 |
4,3 |
36,9 |
2008 |
75,9 |
70,6 |
5,3 |
36 |
Приложение 2
Основные параметры уровня безработицы по регионам Федеральных округов за 2008 год
Федеральный округ |
Количество регионов |
Уровень безработицы | ||||
Минимальный |
Максимальный |
Размах вариации |
Средний уровень |
Медиана | ||
Центральный |
18 |
0,9 |
9,2 |
8,3 |
3,6 |
5,2 |
Северо-Западный |
11 |
2 |
8,7 |
6,7 |
5,2 |
7 |
Южный |
13 |
4,8 |
55 |
50,2 |
10,2 |
10,1 |
Приволжский |
14 |
2,4 |
9,2 |
6,8 |
6,3 |
7,3 |
Уральский |
6 |
4,4 |
9,2 |
4,8 |
5,5 |
5,9 |
Сибирский |
12 |
6,5 |
19,2 |
12,7 |
8,3 |
8,2 |
Дальневосточный |
9 |
4,7 |
10,1 |
5,4 |
7,9 |
8,1 |
Российская Федерация |
83 |
0,9 |
55 |
54,1 |
6,3 |
7,3 |
Информация о работе Безработица: сущность, развитие в России