Безработица в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определение безработицы и ее сущность ;
рассмотрение видов безработицы
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
политика занятости;
определение проблемы безработица и пути её решения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность безработицы………………………………………….5
1.1.Определение безработицы, сущность и её причины……...………………...5
1.2. Типы безработицы………………………………………………...…………...8
1.3. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда…....11
2.Политика занятости………………………………………………………………15
2.1. Эффективность политики занятости……………………………………….15
2.2 . Политика занятости в Республике Беларусь…………………………........17
3.Проблема безработицы и пути её решения в Республике Беларусь…………..24
Заключение………………………………………………………………………….29 Список использованных источников……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по безработице.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

1) невысокий размер  пособия не дает возможности  существовать без дополнительного  приработка, но в случае его  появления пособие не выплачивается; 

2) организуемые общественные  работы уравнивают квалифицированный  и неквалифицированный труд;

3) службы занятости  располагают сведениями о вакансиях  в основном по непрестижным  рабочим местам;

4) в период безработицы  затруднен самостоятельный поиск  работы ввиду необходимости соблюдать  определенные обязанности безработного. Это объясняет снижение в структуре безработных удельного веса квалифицированных специалистов. [ 9, c. 87].

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите на 1 июля 2011 г. половина всех состоящих  на учете безработных– женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37 процентов).

 

Таблица 1. Состав безработных  по полу.

      

       На  конец июня 2010 года

       

       На  конец июня 2011 года

 

Численность безработных  всего 

человек

  %

 

Численность безработных всего

человек

%

 

   38 903

 

100

 

  30 537

 

  100

 

из них женщин

 

   20 258

 

52,1

 

из них женщин

 

15 681

 

51,3

 

мужчин

 

   18 645

 

47,9

 

мужчин

 

14 892

 

48,7

 

молодежь 16-29 лет

 

   14 686

 

  37,8

 

молодежь 16-29 лет

 

11 339

 

37,1


                                  Примечание: Источник: [ 20 ]

 

  В составе безработных  наиболее широко представлена  возрастная группа безработных  30-49 лет, которая составляет 44,1 процента  безработных. 

Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.

 

Таблица 2.Состав безработных  по возрасту.

    

        На конец июня 2010 года

     

       На  конец июня 2011 года

 

Численность безработных  всего

 

38 903

человек

 

100 %

 

Численность безработных  всего

 

30 573

человек

 

100%

Распределение общей  численности безработных по возрасту:

   

Распределение общей численности безработных по возрасту:

   

 

        16-17 лет

 

   840

 

  2,2

 

        16-17 лет

 

836

 

   2,7

 

18-19

 

   1 880

 

4,8

 

           18-19

 

1 322

 

   4,3

 

           20-24

 

   6 552

 

16,8

 

           20-24

 

  4 941

 

  16,2

 

           25-29

 

   5 414

 

13,9

 

           25-29

 

  4 240

 

  13,9

 

           30-34

 

   4 533

 

11,7

 

           30-34

 

  3 733

 

  12,2

 

           35-39

 

   4 188

 

10,8

 

           35-39

 

  3 210

 

  10,5

 

          40-44

 

  4 013

 

10,3

 

          40-44

 

  3 119

 

  10,2

 

           45-49

 

  4 379

 

11,3

 

           45-49

 

  3 422

 

  11,2

        

           50-54

 

  5 164

 

13,3

        

           50-54

 

  4 160

 

  13,6

 

           55-59

 

  1 937

 

5,0

 

           55-59

 

  1 581

 

    5,2

 

         60 и старше

 

      2

 

0,05

 

         60 и старше

 

     9

 

   0,03


                                      Примечание: Источник: [ 20 ]

 

За первое полугодие 2011 г. снизился средний период трудоустройства  безработных на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В тоже время у женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).

 

Таблица 3.Период трудоустройства

 

 

 

      Годы

 

            Средний период трудоустройства,  мес.

всего по Республике Беларусь

 

  женщин 

 

  мужчин

 

 молодежи

 

     2010 год

(январь-июнь)

    

 

        1,7

 

      

        2,5

 

     

       1,3

 

   

        1,5

 

    2011 год

(январь-июнь)

 

 

      

        1,5

 

        

          2,0

 

     

        1,2

 

      

        1,3


                                         Примечание: Источник: [ 20 ]

 

   Уровень зарегистрированной  безработицы на конец июля 2011 г. составил 0,7 процента от экономически  активного населения (в 2010 году  – 0,8 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий почти в шесть раз больше, чем безработных.

    На 01.08.2011 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,5 процента.

   Уровень безработицы  1,3 процента зарегистрирован в  Ганцевичском, Поставском, Рогачевском  районах, самый низкий – 0,2 процента в Минском районе.[ 21 ]

       Искусственное,  административное снижение официального  уровня безработицы приводит  к росту ее теневых видов,  размеры которых невозможно точно  определить и, следовательно,  управлять ими (скрытая безработица,  структурная, носящая регрессивный характер).

Методологическая непроработанность  вопроса о сущности и путях  снижения размеров избыточной занятости  на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.

Административный запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.         [8, c. 40].

 

        3. Проблема безработицы и пути ее решения в Республике Беларусь

 

 

Являются ли последствия  безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального  формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается  лишь экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а  социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы переходного периода.

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия  безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной  ситуации.

2. Усиление социальной  напряженности. 

3. Рост количества  физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной  дифференциации.

5. Снижение трудовой  активности.

Положительные:

1. Повышение социальной  ценности рабочего места. 

2. Увеличение личного  свободного времени. 

3. Возрастание свободы  выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий  обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь  безработным. 

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых  поступлений. 

Положительные:

1. Создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики. 

2. Конкуренция между  работниками как стимул к развитию  способностей к труду. 

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста  интенсивности и производительности  труда. [ 9, с.89]

За время развития экономической теории (в частности  теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика  не может преодолеть безработицу. Уровень  занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая  тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов  у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость  государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Информация о работе Безработица в переходной экономике