Безработица и её проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Для развивающейся национальной экономики характерно отклонение от равновесия, поэтому ее правомерно рассматривать как образование, которое постоянно отклоняется не только от идеального, но и от равновесного состояния. Одной из функциональных форм макроэкономической нестабильности является безработица.
В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макро-экономической политики направленной на благосостояние людей, а также оп-ределяет параметры распределения доходов и пути решения проблем социальной защищенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность и классификация безработицы. 5
1.2 Причины и факторы безработицы 8
1.3 Экономические и социальные последствия безработицы 9
2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Особенности регулирования занятости в современных переходных экономиках 14
2.2 Основные тенденции занятости и безработицы в переходной экономике 15
2.3 Группы стран по динамике трансформационных процессов 17
2.4 Общие черты безработицы в переходных экономиках 18
3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3.1 Уровень безработицы в Беларуси 20
3.2 Структура безработицы в РБ 22
3.3. Виды безработицы 24
3.4. Правовое положение безработных и меры государственной поддержки 26
3.5. Альтернативные оценки безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЕВСИЕВИЧ.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Одной из ведущих характеристик базового состояния стран с переходной экономикой является высокий уровень участия трудоспособного населения в общественном      производстве,      главной      формой       которого      является, государственный  найм. Основной регулирующей силой состояния занятости в государственной экономике   является   потребность   предприятия   в  трудовых  ресурсах. Но  поскольку  предприятия  государственные  (т.е.         экономически несамостоятельные), то общий уровень занятости на них задается не экономическими соображениями максимизации прибыли и минимизации затрат (в  т.ч.   и   трудовых)  для   роста  эффективности   производства,   а   социально-политическими: обеспечение полной занятости, отсутствие безработицы, увеличение объемов выпуска продукции на прежней технологической базе. Общий же уровень участия населения в рабочей силе оценивался в 70%. Достигается последнее все большим поглощением трудовых ресурсов для наращивания объемов выпуска экстенсивным путем и обеспечения возможности маневрирования трудовыми ресурсами на время их отвлечения на сельскохозяйственные работы, отпуска и пр.. Поэтому, при общем отсутствии безработицы па макроуровне, в рамках каждого конкретного предприятия существует «запасная» - излишняя, незанятая рабочая сила. Рассмотренный механизм обеспечения занятости приводит к существованию огромного числа экономически нецелесообразных рабочих мест, занятость на которых обеспечивается директивными методами, что объясняет ее общую низкую экономическую эффективность и высокую субсидируемость со стороны государства. Еще одной особенностью базового состояния занятости современных переходных стран является развитие тенденций натурализации оплаты труда (поскольку директивно устанавливаемая заработная плата не выполняла функции регулирования структуры занятости), расширение форм внеэкономического закрепления персонала по сферам, отраслям и территориям. Так, например, в Болгарии - стране, специализирующейся на аграрном производстве, легкой промышленности и туризме, по политическим соображениям в рамках СЭВ были построены крупные машиностроительные предприятия.

Общее состояние занятости социалистических стран оказалось неэффективным с социальной и экономической точек зрения. Эта занятость не являлась свободно избранной, материализовалась в выпуске неконкурентоспособной продукции в условиях низкой заработной платы и производительности труда. Таким образом, состояние и регулирование занятости до начала комплексных трансформационных процессов, в странах с переходной экономикой можно охарактеризовать следующим:

1) высокий   уровень   мобилизации   населения   на   занятость   в   форме государственного найма;

2) низкая экономическая эффективность  занятости;

3) установление структуры занятости  по политическим соображениям;

4) немобильность и внеэкономические  формы закрепления персонала;

5) консервация излишней занятости на микроуровне;

6) замещение экономических регуляторов  в оплате и распределении труда  натуральными выплатами и внеэкономическими регуляторами.

С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для всех переходных стран закономерности в состоянии занятости. Наиболее существенной из них является эклектичность занятости, что означает одновременное существование в экономике как прежних, так и зарождающихся форм обеспечения занятости, которые существуют параллельно, практически не взаимодействуя    друг    с    другом    (в    том    и    проявляется    эклектика    в противоположность системности таких взаимодействий в развитой рыночной экономике).  Так, зарождающийся мелкий частный бизнес воспринимается как альтернатива государственному найму на крупных предприятиях.   В странах с развитой рыночной экономикой мелкие предприятия успешно взаимодействуют с крупными, обеспечивая их теми товарами и услугами, занятие которыми для крупного   производства   невыгодно,   или   где   нет   преимуществ   крупного производства перед мелким.   В транзитивных экономиках это воспринимается как противостояние. Таким образом, в переходной экономике постоянно идет процесс поиска соотношений между институциональным и свободным рыночным регулированием занятости.   

    

 

2.2 Основные тенденции занятости  и безработицы в переходной  экономике

 

Анализ в развитии занятости и безработицы в странах с переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции. Так, с начала 1990-х годов во всех странах обозначилось сокращение численности занятых. В Венгрии уменьшение общей занятости в 1990 г. составило 0,5%, в 1992 г. - 7,3%, в т.ч. в промышленности - 11,6%; в Польше - 6,4% в 1990 г.; в 1992 г. - 13,6%, в т.ч. в промышленности - 16,3%; в Чешской Республике в 1992 г. - 2,6%, в Словакии - 5,3%; в промышленности России в 1993 г. - 6,5%; в Болгарии 1991 г.-13%, в 1992 г.-12%.                                                                         

Общим для всех транзитивных экономик оказалось существенное снижение ВВП. В Венгрии падение реального ВВП в 1991 г. составило 11,9%, в Болгарии - 11,7%, Чешской Республике - 14,2%, Польше в 1990 г. - 11,6%, Румынии в 1991 г. - 13,7%, Словакии - 14,0%, России - 12,5%, СНГ - 11.5%, Балтийских государствах-8-13%.                                                                 

Такое значительное снижение объемов производства    сопровождалось   соответствующим   ростом   безработицы,    то    есть    переходный    период   в рассматриваемых странах сопряжен с появлением официальной безработицы и ее увеличением.   В 1993 г. уровень безработицы в Болгарии составил 16,4%, Венгрии - 12,1%,   Польше - 15,7%,   Словакии - 14,4%.   Практически во всех транзитивных экономиках, за исключением Чешской Республики и стран СНГ, уровень безработицы составил к 1994 г. свыше 10% при нулевом уровне до трансформационных процессов. По оценкам исследователей МСЖ «по сравнению с колоссальными потерями в промышленном производств» рост открытой безработицы представляется довольно незначительным». Как представляется, данное обстоятельство можно объяснить следующим:

  1. изначально высокий уровень занятости на предприятиях провоцировал рост открытой безработицы;
  2. на    государственных предприятиях, имеющих в транзитивных экономиках неприбыльную целевую ориентацию в условиях сохраняющегося  бюджетного      финансирования,      консервируется         излишняя занятость за счет экстенсивного накопления рабочей силы в       условиях     ее     дешевизны. Регулятором     является   падение     производительности    труда.        В    Чешской    Республике    снижение         производительности труда в 1991 г. составило 14,5%,   в Словакии -14,1%.   В России от 20% до 33% крупных предприятий отправляли от    8% до 11% своего персонала в вынужденные отпуска.  
  3. рост   теневой   занятости   -   в   сферах,   находящихся   за   пределами     налогового    и    иного    контроля,    запрещенных    законом    видами деятельности.     Например,   по   оценкам   венгерских   экономистов в Венгрии на конец 1993 г. «результаты незарегистрированной     целью уклонения  от налогов  экономической деятельности достигали  25% ВВП».

Общей для всех переходных экономик тенденций    является изменение структуры занятости в разрезе сфер деятельности и форм собственности работодателя. До     начала     трансформационных     процессов     во       всех

социалистических странах была однотипная структура занятости с преобладанием I и II сфер производства. В процессе перехода происходит изменение структуры занятости за счет ее сокращения в промышленности и сельском хозяйстве, и расширения в сфере услуг. Во всех странах с переходной экономикой происходит уменьшение занятости в государственном секторе и расширение занятости на негосударственных предприятиях различных форм собственности. Однако скорость протекания данных процессов различается в страновом разрезе. Наиболее интенсивно сокращение занятости в государственном секторе происходит в Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии. В этих же странах достаточно динамично идет процесс развития частного сектора (т.е. он поглощает часть высвобожденных с государственных предприятий работников). В Румынии, России, Беларуси, Украине динамика данных процессов значительно слабее, даже при имеющем месте   сокращении   государственного   найма,   частный   сектор   не   выступает альтернативным источником пополнения рабочих мест.

Страновые различия возникают из-за разницы внешней и внутренней среды функционирования государственных и частных предприятий. B Болгарии, например, внешняя среда для государственных предприятии в начале 90-х годов оказалась значительно жестче, чем в России и других странах CHГ. Распад СЭВ привел к потере рынков и источников финансирования для крупных госпредприятий не только Болгарии, но и Польши, Венгрии, Чехии Словакии. Правительства этих стран с самого начала ограничили финансовую помощь и выделение субсидий для их поддержания, проводя последовательную политику приватизации и банкротства. Поэтому жесткая нацеленность внешней среды на рыночные преобразования привела к интенсификации  процессов сначала стимулирования добровольных увольнений (выход на пенсию, переход в частный бизнес), а затем и вынужденных (что привело к росту безработицы). В Венгрии, Польше, Словакии, Болгарии субсидии госпредприятиям сократились в 2-4 раза. Внутренняя среда госпредприятий данных стран также претерпевала изменения вместо ориентации на социальные цели (стабильность занятости) на первый план выдвигаются экономические цели (прибыльность, конкурентоспособность, инновации). Это также стимулирует сокращение занятости.

В странах СНГ картина складывается иначе. Во внутренней среде предприятий преобладает ориентация на сохранение занятости, во внешней продолжающаяся государственная поддержка убыточных производств при существенном затруднении условий функционирования частого бизнеса (что тормозит его развитие). Поэтому при общей тенденции роста занятости в частном секторе, в странах Центральной и Восточной Европы он идет за счет появления новых предприятий (и соответственно, рабочих мест), а в странах СНГ за    счет    перераспределения    существующих,    т.е.    преобразования госпредприятий в негосударственные формы собственности, где часто основной удельный вес в уставном капитале принадлежит государству.          

 

 

2.3 Группы стран по динамике трансформационных  процессов

 

В целом, по динамике трансформационных процессов в сфере занятости четко различимы три группы стран . К первой можно отнести Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию и Литву. В них переходные процессы начались активно, с четкой целевой рыночной ориентацией, проведением приватизации, последовательным ужесточением внешней среды функционирования госпредприятий  и реальным поощрением развития частного сектора. В итоге, кризисные явления в данных странах были глубоки и разрушительны (в наибольшей степени в Польше, Чехии, балтийских государствах, в наименьшей – Венгрии, Словакии), но непродолжительны (в среднем 3 года). Спад промышленного производства в Польше до 40%, в Венгрии – 31%, Чехии – 25% в 1990-1991гг. начиная с 1992г. был остановлен с последующим реальным ростом промышленного производства уже новой структуры, с иным уровнем занятости. В Польше в 1994г. темпы роста ВВП составили 4,5%, в Чехии – 1,5%, Словении – 4%, Эстонии – 6%, Латвии – 4,1%, Венгрии – 1%. Характерным для этих стран является снижение темпов инфляции и достаточно высокие уровни безработицы (за исключением Чехии, балтийских государств).

 Ко второй группе стран с переходной экономикой можно отнести Болгарию, Румынию, Словакию. В них трансформационные процессы идут достаточно активно, но без резких изменений в экономических устройствах. Правда, Болгария довольно сильно пострадала после распада СЭВ, но далее переходные процессы были сглажены. Сокращение занятости в государственном секторе здесь значительно, рост частного сектора – слабый. В итоге возросла безработица. В проведении приватизации в этих странах, несмотря на детальные его планы, была достигнута лишь малая приватизация преимущественно в розничной торговле. Большая приватизация, по мнению зарубежных экспертов, осуществлялась медленно и поверхностно. Общий итог развития в этих странах – отставание от стран первой группы по темпам роста ВВП, умеренный рост инфляции.

К третьей группе можно отнести страны СНГ. Объединяет их значительное падение ВВП, не остановленное к 1994г. (стабилизация наметилась лишь к 1997г.), инфляция и низкие уровни безработицы. Объяснение указанных явлений – в характере и динамике проводимых преобразований: непоследовательная приватизация, сохранение мягких бюджетных ограничений, высокая субсидируемость промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, тяжелые условия для развития самозанятости и предпринимательства, поддержание избыточной занятости на предприятиях.

 

2.4 Общие черты безработицы в  переходных экономиках

 

Независимо от темпов преобразований, все страны с переходной экономикой столкнулись с непривычной для них проблемой – появлением и ростом безработицы. В одних странах она приняла массовый характер (например, Польша, Венгрия), в других – скрытый (Россия, Беларусь).

Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:

  1. значительный удельный вес молодежи;
  2. увеличение длительной безработицы. В Болгарии продолжительность безработицы свыше 1 года характерна для 62,5% безработных, в Венгрии – 47,5%, Румынии – 45,3%, Словении – 52,8%, Словакии – 58,5%.
  3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  4. низкая оборачиваемость состава безработных. В переходных экономиках ежемесячное выбытие из состава безработных колеблется в пределах 0,6-0,8%, к численности рабочей силы, а приток в состав безработных – 0,6-1,1%, в то время как во Франции эти показатели составляют 1,3-1,4%, Норвегии – 1,6%.

В начале переходных процессов практически во всех странах были введены достаточно обширные меры пассивной помощи безработным. Это объяснялось как невысоким уровнем безработицы, так и попытками перенять позитивный опыт стран с социально ориентированной рыночной экономикой. Однако при дальнейшем росте безработицы выплаты безработным стали достаточно обременительными для бюджета, что частично способствовало росту налогового пресса на субъектов хозяйствования. Поэтому далее переходные экономики пошли различными путями: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). Максимальная продолжительность сроков выплат пособий в переходных экономиках ниже, чем в странах Западной Европы, размер пособий (90% минимальной заработной платы в Болгарии, 96% в Венгрии, 40% в Румынии, 100% в Польше) при низком уровне самой минимальной заработной платы не способен материально поддержать безработных.

 

 

С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для всех переходных стран закономерности в состоянии занятости и безработицы, связанные с накоплением излишней рабочей силы на государственных предприятиях, значительным удельным весом молодежи и низкой оборачиваемостью состава безработных. Схожесть тенденций и структуры безработицы в странах с переходной экономикой обусловило существование общих закономерностей ее регулирования.

Информация о работе Безработица и её проблемы в переходной экономике