Блага: общая характеристика и классификация. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Предметом работы является классификация и ограниченность благ, а объектом – ресурсы и блага. Цель контрольной работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов и благ с разных сторон и в выявлении основных направлений совершенствования использования благ в переходной экономике.

Содержание

Введение
3
1 Экономическое благо как категория экономической теории
4
2 Классификация экономических благ
5
3 Ограниченность благ
16
4 Взаимозаменяемость и взаимодополняемость
20
Заключение
26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

       Любое экономическое действие  начинается с определения соответствующей потребности. Относительное и временное удовлетворению потребностей в рамках данного периода неизбежно влечет за собой их последующее возобновление, разрастание, усложнение и углубление. Такое положение остается постоянным. С другой стороны, наши средства для удовлетворения потребностей (ресурсы и технологии) практически всегда ограниченны. Эта ограниченность может быть различной.

       В зависимости от возможности  пополнить их запасы блага  разделяются на воспроизводимые  и невоспроизводимые. Таким образом,  объемы и степень восполняемости  запасов различных благ характеризуют  их ограниченность относительно друг друга. И выражаются в категории редкости благ.

       Имеющихся в наличии у данного  потребителя запасов благ может  не хватать для удовлетворения  данной потребности в полном  ее объеме, что чаще всего и  имеет место. Но даже если представить себе, что данная конкретная, узко определенная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае будет совершенно очевидным, что все остальные существующие у данного экономического субъекта потребности, которые также могли бы удовлетворены за счет использования тех же самых средств, что и насыщенная потребность, остались неудовлетворенными. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ.

       В результате редкость и недостаточность  выступают в качестве различных сторон ограниченности благ. А сама ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, представляется практически универсальным свойством благ, входящих в сферу экономической жизнедеятельности людей.

       Между потребностями и благами  существует противоречие. Обычно  потребности считают безграничными, а блага - ограниченными. Данное противоречие - наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка. Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения). Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток - благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала. Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита - недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит - общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим - черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей - созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.

     Основные  направления совершенствования  использования благ в переходной экономике.

       Сфера производства общественных  благ является, по существу единственной в которой плановое хозяйство более или менее успешно конкурировало с рыночной экономикой. Социалистические страны заведомо проигрывали ведущим странам Запада, например, в производстве сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров, но поддерживали паритет в военной области, имели значительные достижения в области науки, располагали относительно развитыми системами образования и здравоохранения.

       Главной чертой планового хозяйства  являлось максимальное огосударствление экономической жизни. В целом оно было губительно для экономики, поскольку не давало простора предпринимательской активности, фактически блокируя конкуренцию и экономическую мотивацию, связанную с частной собственностью. Это обрекало социалистические страны на отставание в производстве частных благ.

       Что же касается общественных  благ, их производству, вообще говоря, благоприятствует способность государства  за счет принуждения решать  проблему безбилетника и мобилизовывать ресурсы для производства этих благ. Аккумулирование ресурсов в распоряжении государства сравнительно легче обеспечивалось в плановом хозяйстве, чем в рыночной экономике.

     4 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров

 

     Сейчас  мы приступаем к более подробному рассмотрению фундаментальных представлений для экономического знания о взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Для этого необходимо изучить ряд новых понятий.

     Взаимосвязь между спросом на товар и его  ценой определяется полезностью товара с позиции потребителя. В jнашей действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения ограниченного бюджета (чем больше средств тратится на апельсины, тем меньше остается на книги), но и с точки зрения полезности (чем больше покупается апельсин, тем меньше нужно бананов). Другими словами, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких (а в более широком смысле – всех) приобретаемых им товаров, причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.

     Проблема  выбора оптимального набора товаров  привела в экономической науке  к возникновению техники, кривых безразличия, которая и будет  проиллюстрирована в данной главе курсовой работы на примере двух товаров.

     Представим, что потребителю нужно выбрать  некоторую комбинацию двух товаров. Очевидно, любой акт выбора имеет  две стороны: желания (которые определяются вкусами и предпочтениями) и возможности (доступность товаров для потребителя).

     Для анализа потребительских предпочтений как раз и служат кривые безразличия.

     Например. Пусть некто решает приобрести 10 яблок и 20 конфет. Определим, какие другие наборы (комбинации) яблок и конфет имеют, с точки зрения потребителя, общую полезность, равную полезности этого первоначального набора. Иначе говоря, потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (причем безразлично с точки зрения вкуса, а не цен). Занесем полученные данные в таблицу 1. 

      Таблица 1 - Наборы яблок и конфет, имеющие для потребителя равную суммарную полезность

     
Набор Яблоки Конфеты
    А
    30
    5
    В
    18
    10
    С
    13
    15
    D
    10
    20
    Е
    8
    25
    F
    7
    30

 

     Представим  теперь информацию из таблицы 1 графически. Будем откладывать по вертикальной оси количество яблок, а по горизонтальной – количество конфет с тем, чтобы каждому набору этих двух товаров соответствовала бы точка в графическом «пространстве товаров».

     Отметим теперь на графике точки, соответствующие  наборам А-F из табл. 1. 

     

Рисунок 1 - Кривая безразличия 

     На  рисунке 1 эти точки соединены плавной линией ii. Разумно предположить, что все точки, лежащие на этой линии, характеризуют комбинации товаров, имеющие для потребителя равную общую полезность (т.е. потребителю безразлично, какую из этих комбинаций выбрать). Поэтому линия ii называется кривой безразличия.

     Рассмотрим  любую комбинацию товаров, лежащую  выше кривой ii (например, комбинацию К – 20 яблок и 20 конфет). Доставит ли эта комбинация потребителю большее удовлетворение, чем комбинации, лежащие на кривой безразличия (например, комбинация А)? Рассмотрим количество яблок и конфет в обоих наборах:

     Комбинация А Комбинация К

     30 яблок 20 яблок

     5 конфет 20 конфет

     Вопрос  остался открытым, так как неизвестно, что в этом случае предпочтительнее для потребителя: 10 лишних яблок или 15 лишних конфет. Однако мы знаем другое: общая полезность набора А равняется общей полезности набора С (13 яблок и 15 конфет). Сравним тогда комбинацию К с комбинацией С:

     Комбинация С Комбинация К

     13 яблок 20 яблок

     15 конфет 20 конфет

     Очевидно, что комбинация К будет иметь для потребителя полезность большую, чем полезность комбинации С, а следовательно, и комбинации А и всех других комбинаций, лежащих на кривой безразличия ii.

     Из  приведенных выше рассуждений можно  с уверенностью заключить, что любая  точка, лежащая выше кривой безразличия  ii, будет более предпочтительной для потребителя, чем точки кривой безразличия. С другой стороны, любая точка, лежащая ниже кривой безразличия ii (например, точка Н на рис. 1), дает потребителю меньшее удовлетворение, чем точки кривой безразличия.

     Сформулируем  теперь некоторые общие свойства кривых безразличия:

     Через любую точку в графическом  пространстве товаров (рис. 1) может быть проведена соответствующая кривая безразличия, т.е. для любой комбинации товаров (яблок, конфет) могут быть найдены другие комбинации, имеющие для потребителя такую же общую полезность. Причина в том, что люди охотнее идут на замену тех товаров, которые они имеют в изобилии, чем тех, которых количество ограниченно.

     Две кривые безразличия не могут пересекаться: т.к. точка их пересечения представляла бы комбинацию двух благ, имеющую для потребителя в данный момент различную полезность, что противоречит определению кривой безразличия.

     На  основании свойств 1 и 2 может быть построена карта безразличия  потребителя (рис. 2). Комбинации товаров, лежащие выше и правее предыдущей кривой безразличия, имеют для потребителя большую полезность (по правилу о точках, лежащих выше кривой безразличия). 

     

Рисунок 2 - Карта безразличия 

     Кривые  безразличия имеют отрицательный  наклон: чтобы общая полезность набора не изменилась, при сокращении потребления одного блага, количество другого блага должно возрасти. Эти свойства наглядны и не вызовут возражений читателя. Однако они не объясняют в полной мере используемой нами формы кривых безразличия.

     Кривые  безразличия (рис. 1, 2) имеют вполне определенную форму – все они выпуклы по отношению к началу координат (наклон кривых безразличия уменьшается при движении вправо вдоль горизонтальной оси). Попробуем объяснить, с чем связано такое предположение. Рассмотрим еще раз пример с конфетами и яблоками (табл. 1).

     Легко заметить, что при переходе от набора А к набору В, от набора В к набору С и т.д. потребитель всякий раз получает пять дополнительных конфет, но количество яблок, которое он при этом теряет, все время уменьшается от 12 (при переходе от А к В) до одного о (при переходе от Е к F). В этом случае говорят об уменьшающейся предельной норме замены. Предельной нормой замены одного товара другим (яблок конфетами) называется количество яблок, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную конфету (при одинаковой общей полезности комбинаций товаров).

     Предельная  норма замены равна  . 

Таблица 2 - Уменьшение предельной нормы замены

     
Переход Изменение количества яблок (ΔY) Изменение количества конфет (ΔX) Предельная норма  замены
От  набора А к набору В -12 +5 12 / 5 = 2.4
От  набора В к набору С -5 +5 5 / 5 = 1
От  набора С к набору D -3 +5 3 / 5 = 0.6
От  набора Л к набору Е -1 +5 2 / 5 = 0.4
От  набора Е к набору F -1 +5 1 / 5 =0.2

 

     Как видно из таблицы 2, предельная норма замены на кривой безразличия ii уменьшается от 2.4 до 0.2. Это уменьшение легко объяснить логически. В точке А потребитель имеет относительно много яблок и относительно мало конфет. При движении от точки А вправо по кривой безразличия количество яблок уменьшается, а количество конфет увеличивается. Очевидно, чем больше конфет уже имеется у потребителя, тем меньшим количеством все более дефицитных яблок он готов пожертвовать, чтобы получить дополнительную конфету.

Информация о работе Блага: общая характеристика и классификация. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость