Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа
Основной целью данной работы станет отражения влияния быстрорастущих фирм на экономическую ситуацию в стране. Для ее достижения нужно поставить более мелкие задачи. Во-первых, необходимо раскрыть понятие и историю появление «газелей». Во-вторых, провести анализ их существования в стране. В-третьих, сравнить зарубежную и отечественную практику появления и существования быстрорастущих фирм.
Данная тема уже не раз раскрывалась ведущими авторами как в России, так и за рубежом. Поэтому внести что-то новое в эту тему чрезвычайно сложно. Но постараться раскрыть ее просто необходимо.
Введение 3
1. Место и роль быстрорастущих фирм в национальной экономике 5
1.1 Понятие быстрорастущих фирм - «газелей». 9
1.2 История появления «газелей» на мировом и российском рынке . 12
1.3. Особенности российских быстрорастущих фирм, факторы и проблемы их развития 15
2. Анализ быстрорастущих фирм на примере концерна «Энергомера» 17
2.1. Общая характеристика концерна «Энергомера» 20
2.2. Анализ деятельности концерна «Энергомера» 23
Заключение 37
Список литературы 39
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
Кафедра «Микроэкономика»
Курсовая работа
на тему:
«Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста
национальной экономики»
Выполнил:
Научный руководитель:
Москва 2010
План
Введение 3
1. Место и роль быстрорастущих
фирм в национальной экономике
1.1 Понятие быстрорастущих фирм - «газелей». 9
1.2 История появления «газелей» на мировом и российском рынке . 12
1.3. Особенности российских быстрорастущих фирм, факторы и проблемы их развития 15
2. Анализ быстрорастущих фирм на примере концерна «Энергомера» 17
2.1. Общая характеристика концерна «Энергомера» 20
2.2. Анализ деятельности концерна «Энергомера» 23
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 40
Введение.
В современном мире в эпоху всеобщего ускорения и постоянного движения вперед каждая страна заинтересована в росте своей экономики на мировом уровне. После упавшего как снег на голову кризиса многие фирмы, обеспечивавшие рост национальной экономики впали в ступор и сами нуждаются в помощи государства. Малый бизнес старается сохранить то, что у него есть, не рискуя приумножать благосостояние. Но любой кризис является также и уникальной возможностью взобраться на вершину мирового благосостояния. Тем интереснее исследование фирм, которые способны подняться сами, да еще и обеспечить рост национальной экономики.
Актуальность данной проблематики безусловна, потому как быстрорастущие фирмы, не так давно оформившиеся в самостоятельный класс, проявляют чудеса смекалки и роста в современном мире. Тем более, что этот феномен в России имеет свои особенности и очень специфические отношения с государством.
Естественно, чтобы иметь четкое представление о быстрорастущих фирмах необходимо проследить процесс их появления и становления от начала до настоящего времени. Для этого нам придется немного углубится в историю и познакомится со случайными и намеренными открытиями в области экономики фирм. Также мы раскроем понятие «газелей» - самой важной и интересной части быстрорастущих фирм. Им же мы и уделим большую часть внимания в данной работе. Все эти вопросы, а также зарубежный опыт будут представлены в первой главе.
Вторая глава понесет
более аналитическую
К сожалению учебной литературе по вопросу быстрорастущих фирм не так много, поэтому основной анализ и все выводы будут сделаны при помощи периодической литературы и Интернет ресурсов. Так например очень большой простор для размышлений, выводов и анализа дает сайт «русских газелей», на котором расположены большинство статей посвященных этой теме, а так же мнение и размышления фирм – «газелей» о самих себе, ситуации на рынке и множество историй становления этих компаний.
Основной целью данной работы станет отражения влияния быстрорастущих фирм на экономическую ситуацию в стране. Для ее достижения нужно поставить более мелкие задачи. Во-первых, необходимо раскрыть понятие и историю появление «газелей». Во-вторых, провести анализ их существования в стране. В-третьих, сравнить зарубежную и отечественную практику появления и существования быстрорастущих фирм.
Данная тема уже не раз раскрывалась ведущими авторами как в России, так и за рубежом. Поэтому внести что-то новое в эту тему чрезвычайно сложно. Но постараться раскрыть ее просто необходимо.
Глава 1. Место и роль быстрорастущих фирм в национальной экономике.
Не так давно международная группа европейских экспертов провела исследование на рынке рабочей силы. Исследования показа что более 70% процентов образования новых рабочих мест обеспечивают всего лишь 5 % фирм, наиболее динамично развивающихся на рынке. О том, что это за фирмы, как они появились и какое влияние оказывают на национальную экономику и пойдет речь в этой главе.
Говоря о понятии фирма необходимо рассмотреть понятие юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1
Фирмой юридическое лицо становится после приобретения фирменного наименования. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.2
Быстрорастущие, динамично развивающиеся компании называются «газелями». В США официальные органы относят к «газелям» фирмы, в течении не менее, чем четырех последовательных лет имевшие темп роста продаж не менее, чем в 20% ежегодно. А если компания растет такими темпами, а другие компании этого же сегмента значительно медленнее, она просто обязана быть эффективной. Кроме того, такие компании для развития бизнеса часто покупают новые объекты, площадки, инвестируют в новые технологии. Для них — это средства производства. А постоянно наращивая объемы производства, «газели» естественно нуждаются в большем количестве такого показателя как рабочая сила. от 50 до 70 процентов роста занятости и валового продукта концентрируется на таких предприятиях. Среди "газелей" практически не встречаются ни крупные, ни мелкие компании, а в основном этот феномен относится к средним производствам.
Все это делает «газелей» привлекательными для банка клиентами. А значит банки с готовностью кредитуют таких клиентов, а зачит дают им средства для дальнейшего своего роста и развития.
Именно они часто являются источником экономического роста, некоторые из них превращаются потом в те гигантские компании, которые определяют лицо национальной экономики. Такими компаниями стали МТС, Мегофон, «Ralf Ringer» и другие гиганты современного бизнеса.
Но не все фирмы с быстрым ростом на определенном промежутке времени можно назвать «газелями». В России порядка 40% всех выживших компаний за 2000-06 гг может быть отнесено к быстрорастущим по показателю среднего темпа роста достигнутого за весь период. Однако только 8% - 15% всех компаний добивается таких результатов не за счет рывков в отдельные моменты, а постоянно поддерживая высокие темпы не менее 5 лет подряд и не допуская замедления роста ни в одном году.
Многие из "газелей" - это инновационно активные компании, работающие в сфере IT, машиностроения, потребительском секторе, химической промышленности. Больше всего "газелей" в производстве потребительских товаров и услуг для среднего класса, а самая большая их "популяция" наблюдается в Москве и Московской области, в Новосибирске и Санкт-Петербурге. У многих "газелей" оборот за несколько лет вырос в десятки раз. Например, одна из компаний увеличила его за 6 лет с 20 миллионов до 1,6 миллиарда долларов.
Секреты успеха "газелей" приоткрыл на дном из многих конгрессов генеральный директор и совладелец "Сплат-Косметик" Евгений Демин: "Главным маркетологом становится сам предприниматель. Идеальный случай: стать и оставаться первым в своем сегменте рынка в мире. Решающими факторами становятся: концентрация на ключевых компетенциях; дистрибуция; постоянная близость к клиентам; ориентация на высокую воспринимаемую ценность продукта, а не на его высокую цену; непрерывные инновации в продуктах и процессах; ярко выраженное конкурентное преимущество по продукту и сервису и, наконец, расчет на собственные силы".
Очевидно, что такой феномен быстрого роста средних фирм приобрел огромное значение и в государственных масштабах, явившись важным фактором экономического роста России. За рубежом эти фирмы уже оценены по достоинству и для их процветания проводятся разнообразные мероприятия.
Наиболее эффективными оказались:
1. Программы обучения быстрому росту
2. Программы облегчения доступа к финансовым ресурсам (например, госгарантии по займам у коммерческих банков, целевые субсидии, скажем на обращение к частным консалтингам)
3. Поддержка экспорта и замещение импорта
4.Поддержка прямых инвестиционных национальных фирм за рубежом, нацеленных на повышение технологического уровня и конкурентоспособности собственного производства.
Все проблемы, с которыми сталкиваются «газели» обостряются в условиях мирового спада производства и замедления темпов экономического роста, ухудшения национальной экономической конъюнктуры в России. Не растерять, а умножить современные достижение русских газелей можно на путях их самоорганизации (выявление проблем, обмен опытом, консолидация усилий) и государственной поддержке быстрорастущего бизнеса.
Стоит еще рассмотреть вопрос, почему у «газелей» рост происходит не циклично с периодическими спадами и подъемами, как у других предприятий, а идет стабильно вверх. Как правило такое развитие возможно при неограниченности ресурса, с избытком необходимого для такого стремительного роста.
Похожий процесс происходит и с быстрорастущей фирмой – «газелью», которая просто занимает на рынке такую нишу, в которой конкурентные процессы не развиты и потребитель изголодался по новаторству, хорошему обслуживанию или другому показателю отсутствующему в данной рыночной структуре. Спрос больше не ограничивается при таком раскладе, следовательно и пропадает причина изменений объемов производства, потому как исчезает необходимость учитывать изменения спроса. При неограниченном спросе на свою продукцию фирма не думает об отслеживании объемов производства и работает в максимально возможных темпах для нее самой, то есть том темпе, который ей позволяют поддерживать ее ресурсы.
Итак, все предельно просто. Совершенно естесвенно будет предположить, что бешеный рост фирмы и становление ее как «газели» напрямую зависит от наблюдательности менеджеров компании и вовремя замеченная ими неудоветворенная потребность. И такую потребность надо не просто заметить, но и найти способ удовлетворить ее так, чтобы не оставалось сомнений что это естественно как чистить зубы два раза в день. Говоря по Маслоу, превратить любую потребность в первичную.
1.2 История появления
«газелей» на мировом и
В конце 70-х годов ХХ в. молодой американский экономист Дэвид Берч (David L. Birch) по заказу Департамента торговли США приступил к решению узко прикладной задачи – выяснению влияния перемещения фирм из штата в штат на уровень занятости. Решить эту проблему можно было лишь отслеживая развитие отдельных фирм. Поскольку статистика цензов предприятий, дававшая агрегированные данные по большим группам компаний, была здесь бесполезна, Д. Берч обратился к необычному источнику информации – частной картотеке кредитоспособности компаний (Dun's Market Identifiers - DMI). И это оправдало себя. Полученные результаты оказались столь сенсационными, что буквально заставили забыть о первоначальной цели работы.
Во-первых, выяснилось, что новые рабочие места в США создаются почти исключительно малыми фирмами (за 8 лет с 1968 по 1976 гг. их вклад составил 82%). Во-вторых, оказалось, что сама группа малых предприятий резко неоднородна. Большинство из них, возникнув как небольшие фирмы, и в дальнейшем заметно не увеличивает своих размеров. А решающий вклад в развитие страны вносит ничтожное меньшинство (всего-то около 3%) «быстрых» малых компаний. Фактически горстка фирм определяет судьбу всей экономики! Д. Берч назвал эти фирмы «газелями», подчеркнув таким способом их динамизм по сравнению с «мышами» и «слонами» – преобладающими в экономике малыми и крупными статичными фирмами.
Публикация в 1979 году Дэвидом Берчем книги «Процесс создания рабочих мест» с изложением этих открытий имела эффект разорвавшейся бомбы. Что и неудивительно. Америка конца 70−х — начала 80−х годов переживала предпринимательский бум. Новые фирмы появлялись чуть ли ни во всех отраслях, окончательно вставала на ноги Кремневая долина, на Уолл-стрит активизировался внебиржевой рынок, где преобладали ценные бумаги меньших по размерам фирм. Естественно, «газели» Берча были восприняты как ключевое звено решения общенациональных проблем. В условиях демократии это не могло не вызвать бурной политической реакции. Опираясь на выводы исследования, конгресс США и администрации отдельных штатов одну за другой принимали программы поддержки предпринимательства и малого бизнеса.
Лет через пять, однако, началась обратная волна. Во-первых, далеко не всех устраивало, что акцент экономической политики сместился на поддержку малых и развивающихся фирм. Другие могущественные группы не хотели терять свой кусок государственного пирога. Во-вторых, политизация вопроса смущала многих экономистов, заставляя их недоверчиво относиться к результатам Берча. В-третьих, примененные им методики расчетов в некоторых отношениях были действительно уязвимы.
Информация о работе Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики