Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа
За последние 10 лет российский рынок бытовой техники в значительной степени сформировался и четко структурировался. Еще год назад Россия входила в четверку лидеров европейских рынков электроники и бытовой техники - после Германии, Великобритании и Франции. И одним из самых динамичных рынков в мире: рост в среднем составлял 15% в год. Основными факторами, определяющими рост Рынка, в последние годы являлись благоприятная
экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения, формирующий спрос на товары не первой необходимости и на продукцию высоких ценовых сегментов. Среди благоприятных факторов можно выделить низкую склонность к сбережениям и развитие потребительского кредитования.
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
III. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1.1. Понятие услуги
1.2. Показатели социально-экономического развития
1.3. Мировой рынок бытовой техники и электроники
1.4. Влияющие и смежные рынки
1.5. Резюме по разделу
2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
2.1. Сегментация Рынка по основным видам продукции
2.2. Ценовая сегментация Рынка
2.3. Сезонность на Рынке
2.4. Резюме по разделу
3. ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
ЭЛЕКТРОНИКИ
3.1. Объем производства
Холодильники и морозильники
Телевизоры
Газовые и электроплиты
3.2. Объем импорта
3.3. Объем и темпы роста рынка
3.4. Резюме по разделу
4. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РИТЕЙЛЕРОВ НА РЫНКЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
4.1. Уровень конкуренции, параметры конкуренции
4.2. Описание профилей крупнейших игроков Рынка
Компания «Эльдорадо»
Компания «М.Видео»
Компания «Техносила»
Компания «Эксперт»
Компания «DOMO»
Компания Media Markt
Компания Miele
4.3. Резюме по разделу
5. КАНАЛЫ ПРОДАЖ НА РЫНКЕ РИТЕЙЛА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
5.1. Особенности сбытовой политики на Рынке
5.2. Описание производителей
5.3. Описание оптового сегмента
5.4. Описание розничного сегмента
5.5. Интернет-торговля бытовой техникой и электроникой
5.6. Ценообразование на рынке
5.7. Нормативные документы, регулирующие деятельность на рынке
5.8. Основные каналы продвижения на рынке
5.9. Резюме по разделу
6. ОПИСАНИЕ ТОРГОВОЙ ТОЧКИ
6.1. Описание формата и месторасположения торговой точки
6.2. Особенности дизайна помещения
6.3. Средний чек
6.4. Описание персонала
7. АНАЛИЗ КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
7.1. Описание потребителей на Рынке
7.2. Объем потребления на Рынке
7.3. Потребительские предпочтения на Рынке
7.4. Резюме по разделу
8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
8.1. Основные тенденции Рынка
8.2. STEEPLE-анализ рынка
8.3. Риски и барьеры при выходе на рынок
IV. РЕЗЮМЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
III. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
1.1. Понятие услуги
1.2. Показатели социально-
1.3. Мировой рынок бытовой техники и электроники
1.4. Влияющие и смежные рынки
1.5. Резюме по разделу
2. СЕГМЕНТАЦИЯ
РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
2.1. Сегментация Рынка по основным видам продукции
2.2. Ценовая сегментация Рынка
2.3. Сезонность на Рынке
2.4. Резюме по разделу
3. ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
ЭЛЕКТРОНИКИ
3.1. Объем производства
Холодильники и морозильники
Телевизоры
Газовые и электроплиты
3.2. Объем импорта
3.3. Объем и темпы роста рынка
3.4. Резюме по разделу
4. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РИТЕЙЛЕРОВ НА РЫНКЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
4.1. Уровень конкуренции, параметры конкуренции
4.2. Описание профилей крупнейших игроков Рынка
Компания «Эльдорадо»
Компания «М.Видео»
Компания «Техносила»
Компания «Эксперт»
Компания «DOMO»
Компания Media Markt
Компания Miele
4.3. Резюме по разделу
5. КАНАЛЫ ПРОДАЖ
НА РЫНКЕ РИТЕЙЛА БЫТОВОЙ
5.1. Особенности сбытовой политики на Рынке
5.2. Описание производителей
5.3. Описание оптового сегмента
5.4. Описание розничного сегмента
5.5. Интернет-торговля бытовой техникой и электроникой
5.6. Ценообразование на рынке
5.7. Нормативные документы, регулирующие деятельность на рынке
5.8. Основные каналы продвижения на рынке
5.9. Резюме по разделу
6. ОПИСАНИЕ ТОРГОВОЙ ТОЧКИ
6.1. Описание формата и
месторасположения торговой
6.2. Особенности дизайна помещения
6.3. Средний чек
6.4. Описание персонала
7. АНАЛИЗ КОНЕЧНЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА БЫТОВОЙ
7.1. Описание потребителей на Рынке
7.2. Объем потребления на Рынке
7.3. Потребительские предпочтения на Рынке
7.4. Резюме по разделу
8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
8.1. Основные тенденции Рынка
8.2. STEEPLE-анализ рынка
8.3. Риски и барьеры при выходе на рынок
IV. РЕЗЮМЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
Приложение 1. Средние цены на бытовую технику и электронику в августе 2005-2010г.г., руб.
Приложение 2. Динамика производства
различных видов бытовой
I. ВВЕДЕНИЕ
За последние 10 лет российский
рынок бытовой техники в
четко структурировался. Еще год назад Россия входила в четверку лидеров европейских рынков
электроники и бытовой техники - после Германии, Великобритании и Франции. И одним из
самых динамичных рынков в мире: рост в среднем составлял 15% в год.
Основными факторами, определяющими рост Рынка, в последние годы являлись благоприятная
экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения, формирующий спрос на товары
не первой необходимости и на продукцию высоких ценовых сегментов. Среди благоприятных
факторов можно выделить низкую склонность к сбережениям и развитие потребительского
кредитования. Кроме того, рост рынка влияют такие тренды, как рост жилищного строительства,
активное открытие торговых центров и высокая лояльность населения к технологическим
новинкам.
Однако мировой финансово-
потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к
снижению оборота Рынка бытовой техники уже во второй половине 2008 года. Однако, несмотря
на спад, российский рынок бытовой техники продолжает считаться самым перспективным в
Европе.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования
Изучение и анализ российского
рынка бытовой техники и
тенденций и перспектив его развития с учётом влияния кризиса
Задачи исследования
· Определить количественные показатели рынка
· Провести сегментацию и описать структуру рынка
· Дать характеристику сегментам рынка
· Провести конкурентный анализ рынка
· Провести анализ потребителей рынка
· Описать тенденции рынка, а также факторы, влияющие на развитие рынка
· Выявить перспективы развития рынка
Предмет исследования
Российский рынок ритейла бытовой техники и электроник(далее Рынок)
Методы сбора данных
Данное исследование было проведено кабинетным методом, который предполагает получение
вторичной информации о рынке из открытых источников, а также консолидации уже имеющихся
сведений об изучаемом рынке.
III. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА БЫТОВОЙ
ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
ЭЛЕКТРОНИКИ
Понятие услуги
Бытовая техника (БТ) и бытовая электроника - техника, предназначенная для облегчения
домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека.
…
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и
компьютерной техники (РАТЭК)
www.ratek.org
…
Показатели социально-
В настоящее время российская экономика постепенно восстанавливается от последствий мирового
финансового кризиса и прежде всего, благодаря реализации антикризисных мер и адаптации
экономики к изменившимся условиям.
Для большей наглядности, приведем описание фаз протекания кризиса в 2009-2010г.г.1
1. С января по
февраль 2009г. – инерция
следующие особенности: рост оттока капитала, ухудшение финансового положения
предприятий, сокращение инвестиций в основной капитал, кризис краткосрочного
кредитования, спад производства практически во всех отраслях экономики, включая
потребительские
2. С марта по май 2009г. – стабилизация в валютно-финансовой системе.
Благодаря проведению политики «дорогих денег»2, период девальвации остановился, что
привело к изменению экономической ситуации, в частности, произошло снижение
давления на валютный рынок, а уровень обменного курса держался в установленных
рамках. В различных секторах экономики начали происходить изменения.
3. С июня по декабрь 2009г. – предпосылки стабилизации или перерыв спада
Однозначно оценить данный период времени достаточно сложно, поскольку
происходящие события имели как позитивную, так и негативную направленность:
облегчение доступа компаний к кредитным ресурсам, адаптация компаний к
самофинансированию снижение занятости и реальных доходов населения.
4. С января по
май 2010г. – постепенный
1 Источник: «Центр
макроэкономического анализа и
краткосрочного
2 Политика «дорогих
денег» - проводится Центробанком, прежде
всего, как антиинфляционная
Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется
продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма,
увеличивается учётная ставка
По словам председателя Банка России Сергея Игнатьева, российская экономика медленно,
но достаточно уверенно выходит из кризиса, а в числе проблем он назвал волатильность3
на мировых товарных и финансовых рынках.4
5. С мая 2010г.
по настоящее время –
Для данного этапа характерны следующие особенности:5 активизация спроса российских
компаний и населения на кредит, рост промышленного производства, анонсирование ряда
крупных инвестиционных проектов, Снижение безработицы
Основной вопрос, который беспокоит всех, начиная от политиков и заканчивая обычными
гражданами – приобретет ли наметившийся тренд необходимую устойчивость или нас ожидает
волна кризиса во второй половине 2010г. Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, насколько
грамотно будет использован наметившийся тренд.
Внутренний валовой продукт (ВВП). Промышленное производство
По данным «ФСГС РФ» к концу 2009г. объем ВВП достиг отметки в 39 016 млрд. руб., что на
7,9% меньше, чем в 2008г.
Диаграмма 1. Динамика ВВП за период 2005-2009гг., в текущих ценах, млрд.
руб.
21 625
26 904
33 103
41 256 39 016
6,4%
7,7%
8,1%
5,6%
-7,9%
0
5 000
10 000
15 000
20 000
25 000
30 000
35 000
40 000
45 000
2005 2006 2007 2008 2009
-10,0%
-5,0%
0,0%
5,0%
10,0%
ВВП Темп роста
…
Диаграмма 2. Прогноз величины ВВП на 2010-2012г.г., в номинальных ценах,
млрд. руб.
…
Уровень инфляции
В изначальном варианте бюджета РФ на 2009г. планировалось, что инфляция составит 8,5%, затем
Минэкономразвития РФ корректировало прогноз – в середине декабря 2008 – 11%, в январе 2009г.
3 Волатильность - финансовый показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода,
изменяющийся во времени. Является важнейшим финансовым показателем и понятием в управлении
финансовыми рисками,
где представляет собой меру риска
использования финансового
заданный промежуток времени.
4 Источник: «Reuters» от 21.05.2010г.
5 Источник: «ЦМАКП»
- «На выходе из кризиса: обзор
тенденций российской
– 13%.6 Однако по итогам 2009г. инфляция составила 8,8%, что соответствует изначальным
оценкам.7
…
Диаграмма 3. Уровень инфляции за период 2003-2009 гг. (к декабрю
прошлого года), %
…
Диаграмма 4. Индекс потребительских цен, в 2010г., % к предыдущему
месяцу
…
Уровень занятости
В июне 2010г. «Росстат» подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам
занятости, согласно которому численность экономически активного населения в возрасте 15-72
лет (занятые + безработные) в июне 2010г. составила 76,2 млн. человек, или более 54% от общей
численности населения страны.
Мировой рынок бытовой техники и электроники
По данным Miele, мировой объем продаж бытовой техники в 2009г. составил 195 млрд. долл.8 Из
них 150 млрд. долл. пришлось на крупную технику и 45 млрд. – на малую (данные без учета
бытовой электроники – телевизоров). Падение продаж, вызванное кризисом, составило 6%.
…
Влияющие и смежные рынки
Влияющим для рынка розничной торговли бытовой техники и электроники является рынок
торговой недвижимости.
…
Диаграмма 5. Распределение площадей ТЦ по городам России, %
…
Диаграмма 6. Объем площадей введенный в эксплуатацию в II кв. 2010г.
…
Таблица 1. Арендные ставки в ТЦ в зависимости от профиля, II кв.2010г.
Формат Торговая
площадь Москва Санкт-
Петербург
… … … …
…
Прогнозы рынка торговой недвижимости
Что касается дальнейшего развития событий, то большинство проектов, находящихся на стадии
строительства, будут закончены в этом или в следующем году. Ввод новых объектов в 2012-
2013г.г. будет значительно ниже из-за того, что за последний год не было начато строительство ни
одного объекта
6 www.economy.gov.ru
7 www.gks.ru
8 Источник: Журнал «Однако» от 06.09.2010г.
…
Резюме по разделу
…
СЕГМЕНТАЦИЯ
РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И
Сегментация Рынка по основным видам продукции
Рынок бытовой техники и электроники принято разделять на два основных сегмента:
1. Бытовая электроника
2. Бытовая техника
Диаграмма 7. Структура
рынка бытовой техники и
денежном выражении)
54%
46%
Бытовая техника Бытовая электроника
Источник: Маркет Аналитика, по данным GFK RETAIL AND TECHNOLOGY, 2010г.
…
Диаграмма 8. Структура Рынка по основным категориям продукции, % (в
денежном выражении)
…
Ценовая сегментация Рынка
Как правило, в области розничной торговли конкуренция идет по следующим параметрам: по цене
продукции, по разнообразию предоставляемой продукции, по географическому охвату. Однако в
существующих условиях основополагающим фактором конкуренции является цена продукции.
…
Сезонность на Рынке
Рынок бытовой техники и электроники является сезонным, пик продаж приходится на IV квартал
года, также активность покупателей отмечается в гендорные праздники (Международный женский
день и День защитника Отечества).
…
Резюме по разделу
…
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА БЫТОВОЙ
ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
Объем производства
В докризисный 2007г.
отечественные производители
увеличив объем выпуска бытовой техники и электроники на 18%, однако затем экономика страны
испытала на себе последствия мирового экономического кризиса, которые не могли не сказаться
на производителях. Так, если в 2008г., производство бытовой техники и электроники, в России,
сократилось на 7,9%, то по итогам 2009г. вовсе произошел «обвал» - производство сократилось
на 23% до 15,5 млн. шт.
Диаграмма 9. Динамика производства бытовой техники и электроники в РФ в
2006-2009г.г., млн.шт.
…
Диаграмма 10. Структура производства бытовой техники и электроники в РФ в
2009г., % (в натуральном выражении)
…
Объем импорта
В зависимости от сегмента рынка бытовой техники и электроники, доля импорта сильно
отличается. Так, по данным «РАТЭК»9 крупная бытовая техника и телевизоры на 80-85%
производятся в России. В свою очередь малая цифровая техника наоборот, примерно на 90%